В гости в Красноярский край
На Таймыре и в Эвенкии живут пять коренных народов – долганы, нганасаны, ненцы, энцы и эвенки. Несмотря на соседство, у каждого народа своя история и уникальная культура, а вот жилища устроены почти одинаково. Давайте заглянем!
Среди коренных северян нганасаны – самый древний народ: на Таймыре они живут около шести тысяч лет. А долганы – самый молодой: этнос сформировался к концу XIX века. «Языки коренных народов Красноярского края разные, – рассказывает Айзада Мамбеткеримова, директор Арктического центра культуры (г. Дудинка). – Нганасанский, ненецкий и энецкий относятся к самодийской группе, долганский – к тюркской, а эвенкийский – к тунгусо-маньчжурской языковой семье. А вот традиционные конические чумы очень похожи».
Основу для чума из длинных жердей можно собрать за час–полтора. Сверху каркас покрывают оленьими шкурами (в самые лютые зимы – в два слоя): на каждое жилище их уходит до 60, а иногда и все 80. Летом также используют старые, бэушные шкуры, а в наше время и брезент.
Отверстие сверху – это сразу и дымоход, и окно, и вентиляция. В чуме могут свободно расположиться 8–10 человек, а при желании и втрое больше. И поскольку у северян семьи большие, при кочевке ставят несколько чумов, один рядом с другим.
«Жилище разделено на правую и левую стороны. У разных народов «назначение» сторон чума может меняться, но разделение есть всегда. У эвенков справа от входа – место хозяйки, там она готовит еду, занимается другими хозяйственными делами, тут же детская люлечка стоит. Слева – место хозяина, рядом его инструменты: топор, нож, охотничье оружие. Вдоль стен спят члены семьи», – рассказывает Наталья Монго, методист Арктического центра культуры.
«Почти все изделия от нарт до жердей эвенки традиционно делают из лиственницы, – рассказывает Станислав Увачан, председатель родовой общины «Катанга» (пос. Тура). – Лиственничные жерди, можно сказать, вечные – от морозов и воды только крепче становятся. Мы их обтесываем сверху вниз, от вершины к основанию, чтобы во время дождя вода на заусенцах не задерживалась и скатывалась легко и быстро. А когда чум ставим, на землю первым делом настилаем ветки лиственницы, затем на них шкуры ложатся, а уже поверх них обустраиваем спальные места. Ветки хорошо сохраняют тепло, но есть еще один секрет: они испаряют целебный воздух, поэтому наши дети практически не болеют простудами».
Центр чума у всех кочевых народов – очаг, который считается источником не только тепла, но и жизни. В старину люди, возвращаясь с охоты, первый лакомый кусочек отдавали огню. За очагом находилось место для самых почетных гостей. Если они оставались ночевать, их обычно укладывали посередине жилища.
В традиционном чуме коренных народов Таймыра и Эвенкии можно увидеть берестяную посуду, мозаичные коврики-кумаланы, люльки, детские погремушки. И почти во всех национальных северных орнаментах «светит» солнце – один из главных символов в культуре Арктики.
Все фотографии для статьи сделаны в этнодеревне фестиваля «Мир Сибири – 2024».
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.