Ненецкий традиционный костюм
Ненецкая верхняя одежда для мужчин – глухая малица, для женщин – распашная паница, ягушка (ударение на у). При этом неизменным атрибутом национального костюма ненцев вне зависимости от пола остается пояс: удобно, тепло и красиво!
Если в пути ненца застала пурга или ночь, он спокойно переждет непогоду или темноту в импровизированном «домике»: выкопает яму в снегу и ляжет спать, потому что традиционная одежда отлично сохраняет тепло.
Малица по длине доходит до коленей, к ней пришивают контрастный по цвету капюшон и рукавицы из камуса. Подол украшают скромной меховой опушкой и цветными лентами.
Мужская просторная глухая рубаха из оленьих шкур мехом внутрь, с пришитыми варежками и капюшоном – малица – защищает не только от холода, но и от злых духов. Каждый узор, меховая опушка и другое украшение – это в первую очередь мощный оберег.
Ненецкий совик, 1970-е гг.
Летом для защиты выделанной кожи на малицу накидывают плотную рубаху из цветного сукна. А зимой, чтобы утеплиться, поверх малицы надевают совик (гусь, савак, сокуй) – по крою он похож на малицу, только мехом наружу. Именно благодаря совику, который можно назвать древним спальным мешком, ненцы при необходимости благополучно ночуют в снегу.
Завершают мужской комплект штаны (до середины XIX века из ровдуги, а после из ткани), пояс, шапка, пимы (пива”) – сапоги из камуса мехом наружу и чулки мехом внутрь.
Мужской пояс ни – символ достоинства ненца, важный элемент национального костюма. Если мужчина подпоясался, значит он готов к своим хозяйственным ежедневным делам: оленеводству, рыболовству, охоте.
На кожаный пояс с металлическими накладками и массивной пряжкой мужчина крепит все самое необходимое для жизни и работы в тундре: нож с ножнами, точильный камень, шило, ровдугу, деревянные палочки в роли записной книжки, мешочек для хранения полезных мелочей и другое бытовое снаряжение. Вместе с тем пояс выполняет и функцию оберега, поэтому на цепочку подвешивают зуб белого медведя или волка в качестве защиты от злых духов. Украшение пояса – полноценное художественное высказывание владельца: в зависимости от региона в ход идет яркое сукно, металлические пуговицы, бисер.
Женская верхняя одежда – ягушка паны – в отличие от мужской распашная. Это легко объяснить: у матери должна быть возможность в любой момент покормить ребенка. Зимняя ягушка двойная: мехом внутрь и наружу, причем в древности чаще всего использовали шкуры лесных зверей, а позже оленьи. В разных областях встречается и вертикальный, и горизонтальный крой, но последний считается более архаичным.
Украшают национальный тулуп мехом собаки, бобра, белки, песца или рыжей лисы, шахматными аппликациями контрастных оттенков, а также яркими суконными полосами и орнаментами. Сочетание контрастных меховых узоров и тканевых лент сочных оттенков создает особый декоративный стиль ненецкой одежды.
Паница большеземельского типа с поясом из разноцветных ниток и медной пряжкой.
Фото: naomuseum.ru, Музейное объединение Ненецкого автономного округа
Полы одежды ненки запахивают, закрепляют потайными пуговицами и завязывают поясом – это обязательный атрибут женского костюма, без которого выходить из дома считалось неприличным. В отличие от мужского пояса женская версия выполнена из ткани и украшена одной круглой металлической пряжкой.
Также ягушки (паницы) шили из сукна. Для коренных жителей Ямала яркие оттенки в одежде приравниваются к цветотерапии. Красный символизирует жизнь, зеленый – возрождение природы, продолжение рода, желтый – завершает цветовую триаду, которая отсылает к одеждам Нума, главного ненецкого божества.
«Трудно передать, на что похожа самоедка в своем национальном костюме: что-то пестрое, яркое, пушистое и лохматое».
Летом женщины носят платок, зимой – капор (сава) из оленьих шкур с опушкой из песцовых хвостов и вставками цветного сукна. Чтобы головной убор не слетал, сзади к нему прикрепляли цепочки, бляхи, колокольчики и бусы. Мужские шапки делятся на повседневные и праздничные. Нарядные варианты делают в виде цилиндра или с удлиненными ушами, увешанными полосками меха, разноцветного сукна и цепочками.
Ненецкие мужчины предпочитают короткие простые стрижки, девушки – расчесывают волосы на прямой пробор и заплетают косы. По традиции косы, в том числе накладные, оплетают цветными шерстяными нитками, прическу украшают бусинами и бисером. Женский образ завершает налобная бисерная повязка (судор).
Изначально судор делали из сукна, позже полностью из бисера. Орнамент налобного украшения рассказывает о происхождении женщины, ее социальном статусе и роде занятий.
Для пошива одежды ненцы использовали не только оленьи шкуры, но и другие материалы. Например, из осетровой кожи изготавливали древние версии дождевиков. В зависимости от промысла и географии в стойбищах занимались выделкой шкур птиц, пушных зверей, рыбьей кожи, изготовлением крапивного полотна и т. д.
Мужские пояса чаще всего делали из коровьих шкур, которые обменивали или выкупали у русских или коми. У них же заказывали металлические накладки и пряжки по своим образцам.
Геометричные ненецкие узоры – рога молодого оленя, заячьи ушки, соболь с крестом, след медведя, бок идущего мужчины – отражают традиционный быт и промыслы народа. Более того, ненцы считают, что орнаменты защищают человека от сил зла.
Ненецкая игольница, автор – Виктория Пяк.
Репродукция картины Дмитрия Свешникова, на которой изображена ненецкая семья.
Отправившись в этнотур или на выступление национального ансамбля, можно увидеть стилизованные версии ненецкого костюма. Древние аутентичные одежды широко представлены в музеях, на фотографиях и полотнах художников, например Александра Борисова, Дмитрия Свешникова. Но главное, встретить человека в настоящей малице можно и сегодня – в северных городах и стойбищах. На исходе первой четверти XXI века национальная одежда остается неизменной частью гардероба современного ненца.
Использованные материалы
А. А. Гаревских, «Особенности национальной одежды народов Ненецкого автономного округа».
Т. В. Достокорая, презентация «Женский ненецкий костюм», этнопарк «Аркториум».
Н. В. Ермолова, «Пояса у народов северной Сибири и Дальнего Востока».
О. М. Рындина, «Система художественного оформления меховых изделий в культуре ненцев».
З. П. Соколова, «Арктика – мой дом».
В. А. Тураев, «Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.