Видеоинтервью Нины Игнатенко
Преподаватель эвенского языка Нина Игнатенко рассказывает порталу «Дети Арктики» о самоназваниях, культуре, традициях, одежде и праздниках «оленных людей».
При встрече у эвенов принято спрашивать: «Ты кто?». В ответ можно услышать: эвен, то есть «местный», а можно и – орочел, что означает «оленный человек». Как еще можно ответить на этот вопрос, подскажет Нина Игнатенко, учитель эвенского языка и методист лаборатории Национальной культуры и национальных языков Института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров (г. Магадан). Смотрите полную видеоверсию интервью или читайте пять главных вопросов и ответов.
У этого коренного малочисленного народа Сибири и Дальнего Востока несколько самоназваний: эвен, то есть «местный», орочел – «оленный человек», ороч – «имеющий оленей», илкан – «настоящий человек», ламут-наматкан – «приморский житель». Устаревшие варианты – ламуты, тунгусы.
Эвены считаются отдельной этнографической ветвью эвенков (тунгусов). Основное наименование народа в русскоговорящей среде – «эвены» – стало использоваться в советское время. Этот эндоэтноним может произноситься по-разному на различных территориях: эвэн, эбөн, өбөн, эвын, ыбын.
Эвены проживают в Республике Саха (Якутия), Магаданской области, на Камчатке, Чукотке, в Хабаровском и Красноярском краях.
По данным переписи населения 2010 года, на территории России проживают около 22 тыс. эвенов, родным языком владеют около 5 тысяч из них. Эвенский относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи, это один из немногих языков народов Севера, который насчитывает более 20 диалектов и говоров, а также три наречия (восточное, среднее и западное). Причиной такого разнообразия стала разбросанность стойбищ оленеводов по огромной территории Сибири. В основном, на эвенском говорят люди старшего поколения.
В конце прошлого века язык стал перемещаться в группу исчезающих. Тогда его преподавали только в начальной школе. Родители – оленеводы или рыболовы – находились вдали от дома, дети жили и учились в интернатах. Таким образом, нарушалась связь между поколениями, не происходило естественной передачи культурных традиций, бытовых навыков и, как следствие, – языка. Поэтому сегодня для сохранения эвенского языка важно общаться на нем в кругу семьи, передавая родную речь из поколения в поколение.
Эвенский язык занесен в Красную книгу языков народов России.
Распашная одежда эвенов удобна для езды на оленях верхом. Издревле эвены ездили верхом на оленях в любую погоду, а нарты переняли гораздо позже у соседей. Также распашной крой свидетельствует о южном происхождении народа. На Севере эвены появились позднее древних корякских поселений.
По фасону и составу мужская и женская одежда была одинаковой, различалась она по типу: повседневная, дорожная, праздничная и ритуальная. Одеяние состояло из кафтана на ремешках, под который надевался нагрудник.
В начале 1990-х с праздника Хэбденек – летнего солнцестояния – началось возрождение эвенских традиций. В СМИ его часто называют Новым годом, но это не совсем так. Праздник солнцестояния означал окончание тяжелой и затяжной северной зимы, нелегкой, как для людей, так и для животных. Встречая его, люди говорили друг другу: «Ну, вот мы и прожили год!», имея в виду зиму. Хэбденек стал отражением радости, вызванной пробуждением природы, появлением первой зелени, свидетельством желания с новыми силами начать новый этап жизни».
Возрождение эвенского языка должно стать внутренней потребностью всех эвенов. Включиться в непростую, но интересную работу может каждый, кто понимает ценность самобытной культуры и не хочет ее исчезновения. Не стоит полагаться только на школу, можно уже сегодня начать общаться на эвенском в кругу своих родных и близких.
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.