Сказания и легенды народов Чукотки
От рождения и до ухода в иной мир вся жизнь чукчей и эскимосов связана с тундрой и морем. Человек на Чукотке – не господин или противник природы, он неотъемлемая ее часть. Эта связь лейтмотивом проходит через весь фольклор, будь то бытовые сказки или предания о сотворении мира.
По представлениям чукчей, мир – это вечное единство и противоборство двух начал, враждебных человеку или благожелательных к нему: мрака и света, холода и тепла, луны и солнца. Точно так же и среди духов есть добрые и злые. Первые – это духи предков, наставники и охранители. Вторые – это вредоносные кэле, виновные в болезнях, несчастных случаях и других неприятностях.
Главное место в чукотских представлениях о явлениях природы занимает божественная сила наргынэн. Это своего рода «дух вселенной», который ведает всем, что связано с погодой и промыслами. Сам он не вмешивается в людские дела, однако может отвечать на обращенные к нему просьбы.
Единой «версии» о том, как именно был сотворен мир, у чукотских народов нет. Как правило, в них действует творец, который создает мир, животных, первых людей и учит их необходимым навыкам. Однако объединяет их одно: практически во всех фигурирует Ворон (Куркыль).
Ворон в фольклоре чукчей и эскимосов либо сам является творцом, либо выступает его посланником, а затем активно участвует в человеческой жизни.
Исследователи отмечают, что бытовые сказки у чукчей и эскимосов распространены больше, чем у соседей. Многие животные в этих преданиях наделяются человеческими качествами, а мир природы и человека сливается воедино: например, медведь может выразить желание стать оленеводом, а человек – жениться на белой медведице.
Особое место в чукотском фольклоре занимает жанр героических сказаний, прославляющих отвагу, силу и ловкость героев, которые преданы своему народу и встают на его защиту от иноплеменников.
В песнях и танцах коренных народов Чукотки значительную роль играет обрядовая составляющая. Это и шаманские практики, в которых ритм и пластика становятся частью камлания, и пляски-пантомимы, призванные задобрить духов-покровителей: животных или птиц. Например, на празднике, посвященным добыче диких оленей, танцоры имитируют характерные повадки волка.
В народных танцах коренных жителей Чукотки исполнители нередко подражают животным – гагаре, зайцу, оленю, лисице.
Одна из характерных черт традиционной чукотской культуры – горловое пение, в основе которого также лежит подражание голосам животных и птиц. Истоки лежат в образе жизни чукчей: издревле охотники и оленеводы использовали голос, чтобы управлять животными или призывать добычу.
Издревле жизнь эскимосов и береговых чукчей связана с морем. Тысячелетиями оно кормит жителей этих мест. В прибрежных водах обитают киты, моржи, тюлени, белые медведи, охота на которых помогает людям обеспечить себя едой и теплом. Благодарность морю за щедрость находит отражение в преданиях и обычаях: морские обитатели становятся персонажами сказок и легенд, а благодарственные обряды, посвященные морю и его обитателям – неотъемлемая часть народных традиций.
Священное животное в традиционной культуре народов Восточной Чукотки – косатка. Это животное считается помощником морских охотников, которому принято приносить дары: например, долгое время существовал обычай, завидев в море косатку, насыпать ему чаю или табака.
О тесной, неразрывной связи коренных жителей Чукотки и моря свидетельствуют праздники: День рыбака (отмечается в июле), праздник кита (отмечается осенью или зимой, в конце промыслового сезона) и даже праздник байдары – да, у нее тоже, как и всего сущего, по представлениям чукчей и эскимосов, есть душа.
Морская охота обеспечивает коренное население Чукотки не только едой. В дело идет все, чему можно найти хоть какое-то применение. Из кожи моржей делают ремни, покрытия для яранг, такелаж для лодок. Шкуры тюленей идут на обувь, одежду, мешки. Жир морских животных используют для освещения и отопления жилищ. Кости китов используются как топливо и строительный материал, китовый ус – для плетения сетей, а из клыков моржа делают наконечники для гарпунов и разные бытовые предметы (например, ложки).
Охота на морских животных – традиционный промысел чукчей. Сегодня коренные народы Чукотки – одни из немногих, кому разрешено охотиться на китов.
Главное промысловое животное на Чукотке – кит. Традиционное снаряжение для охоты на кита – байдара на деревянном каркасе, обтянутая шкурами моржей и лахтаков, и гарпун с поплавком из шкуры нерпы. Гарпун был изобретен более 15 тысяч лет назад и используется до сих пор.
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.