Интервью с кинорежиссером Алексеем Вахрушевым
Кинорежиссер и ученый Алексей Вахрушев готовится к съемкам фильма «Хозяин земли», действие которого происходит в XVII веке на Чукотке. В рамках мультикультурного проекта строится древнее эскимосское поселение, воссоздаются национальные костюмы, а сотни участников кастинга планируют изучать родные языки по авторской методике.
– В 1991 году я пришел во ВГИК с намерением снимать фильмы о своем народе и этой теме не изменял никогда. В начале 2000-х мне предложили сотрудничество с Центром визуальной антропологии ИЭА РАН, потому что мои фильмы естественно вписывались в жанр этнографического кино, а методы, которыми пользуются визуальные антропологи очень близки тому, что я делал. В первую очередь это долговременное включенное наблюдение: в течение недель, месяцев, а то и лет ты должен разделять жизнь своих героев, чтобы понять особенности их культуры изнутри. Это же было в приоритете и у меня как у режиссера. Благодаря работе в институте я расширил свои горизонты: получил доступ к важным ресурсам – научным библиотекам, архивам, стал сотрудничать с ведущими экспертами – историками, археологами, этнографами, укрепилась моя репутация и уверенность в своих силах.
Алексей Вахрушев – режиссер, сценарист, продюсер, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Родился в 1969 году в Анадыре, по национальности эскимос. В 1991 году поступил во ВГИК. Тогда же определилась главная тема его творчества и научной деятельности – история и культура коренных жителей Чукотки. Снял 12 фильмов, почти все удостоены множества престижных наград.
– Моя мама Татьяна Ачиргина много лет возглавляла общественную организацию «ICC Чукотка» – региональное отделение Инуитского приполярного совета, объединяющего эскимосов всего мира. Ее рассказы, ее активность и направили меня в это русло. В 1991 году, в возрасте 22 лет я впервые оказался в экспедиции в Провиденском районе Чукотки, где когда-то жили мои предки, и с тех пор «прописался» на побережьях полуострова, снимая фильмы об эскимосах и береговых чукчах. Можно сказать, в этих киноэкспедициях я обрел малую родину и себя.
С каждым новым фильмом жизнь коренных жителей Чукотки становилась мне все более интересна. И я все больше понимал, что очень мало людей, снимающих на эту тему без шаблона, тех, кто находит время и силы погрузиться в нее по-настоящему, раскрыть характеры и судьбы. Герои моих фильмов – люди традиционного сознания, огромного личностного масштаба, хранители культурного наследия, знатоки языка, топонимики, фольклора. Даже в самых тяжелых обстоятельствах они сохраняют силу духа, оптимизм, а главное – понимание того, кто они такие – наследники истинных первопроходцев и покорителей Арктики, для которых память и наследие предков – основа жизни. Возможно, именно это понимание и есть стержень характера «настоящего человека», как называют себя представители коренных народов. Этой мысли и массе других важных истин хотелось бы найти форму и перенести на экран, рассказать какие они – настоящие северяне.
– Безусловно. Современные реалии размывают традиционный мир, многие вещи уходят буквально на глазах: объекты материальной культуры, пласты культуры духовной, языки, самосознание. С этим процессом у меня связано определенное разочарование в документальном кино, которым я занимался и которое очень люблю – по существу оно создает лишь оттиск реальности, но никак ее не меняет. А когда ты делаешь кино, то помимо всего прочего присутствует надежда, что благодаря твоему высказыванию жизнь героев фильма улучшится, произойдут перемены. Однако в 99 случаях из 100 этого не происходит. В итоге я решил снять фильм художественный, действие которого разворачивается на побережье Чукотки в далеком прошлом. Для съемок надо воссоздать материальный мир эскимосов и береговых чукчей, который по преимуществу ушел в небытие, вернуть звучание языков, создать героя, с которым современный зритель может самоотождествиться и прожить историю коренного северянина далеких лет, как свою собственную. Уверен, такой опыт способен изменить зрителя, перекроить его представление о коренных народах, их мире, о наших сегодняшних реалиях и о себе. Это равным образом относится к тем, кто является наследником эскимосской культуры и к тем, кто далек от этой традиции. За этими переменами могут последовать более масштабные, в социуме, для традиционной культуры может открыться иная перспектива.
– Это действительно историко-приключенческий фильм с элементами фэнтези. События разворачиваются в начале XVII века. Сценарий объединяет эскимосские мифы и сказки с преданиями о покорении Сибири. Рядом с людьми будут присутствовать и влиять на происходящее духи и мифологические существа. Ведь если люди их не видят, это не значит, что их нет.
Одна из задач фильма – не только возродить и сохранить на экране все, что пока еще реально сохранить из традиции, но и напомнить людям кто они такие, какими были их предки, какими они видели нас, своих потомков, попытаться вернуть сегодняшнему человеку его истинный масштаб. В далекие времена, когда технологический прогресс еще не был так агрессивен, человек существовал в другом темпе и ощущал себя соразмерным своему природному пространству. Очень хочется, чтобы и зритель в зале почувствовал и осознал в себе это величие.
– Роли русских первопроходцев исполнят профессиональные актеры. Основные действующие лица – обычные жители Чукотки. В 2022–23 годах мы с моим сыном Григорием Вахрушевым провели кастинг в поселках восточной Чукотки, отсмотрели более 600 человек и нашли среди них тех, кто нужен для фильма.
– На эскимосском, чукотском и русском. Но вот проблема: из более чем 600 участников кастинга родными языками владеют менее десяти процентов. Причем с эскимосским дела обстоят совсем плохо. В семи населенных пунктах восточного побережья я беседовал с каждым из посетивших нашу импровизированную студию, в том числе и об изучении (или же вспоминании) родного языка. И все они без исключения выразили готовность попробовать им овладеть! Таким образом при подготовке к кинопроизводству у нас появился еще один проект – языковой – «Родная речь» – курсы родных языков Чукотки для более чем 600 участников кастинга «Хозяина земли». Специфика проекта – освоение разговорного языка по авторской методике, созданной на основе киносценария. В реализации согласились участвовать сотрудники Института языкознания РАН, отдела изучения и развития языков Чукотки «Чукотского арктического научного центра», знатоки родных языков, старейшины, педагоги из национальных поселков восточного побережья полуострова. А также программисты и дизайнеры, которые разработают на основе методики приложение для мобильных устройств.
Сейчас люди заряжены, они горят желанием испытать свои силы, ведь всем интересно принять участие в большом кино! Это беспрецедентная ситуация, потому что в подобных инициативах делу часто мешает как раз отсутствие мотивации: зачем тратить силы и время на то, что не ценится обществом и не используется в повседневной жизни?!
Я не думаю, что все 600 человек пройдут языковые курсы от начала до конца. Но кто-то пройдет. А мы одновременно будем апробировать методику и дорабатывать приложение. Я уверен, это абсолютно рабочая история, которая будет полезна всем ее участникам, коренным народам и гостям Чукотского полуострова, а, возможно, и их потомкам. Осталось найти поддержку, что при всей актуальности проекта и моих ежедневных усилиях и обращениях во все сферы и органы, пока не происходит.
– Его пришлось строить с нуля. Только представьте: сейчас в мировой Арктике не существует ни одного традиционного поселения морских зверобоев. На Чукотке самые крупные из них были закрыты в 1950-х годах – в период холодной войны людей убирали подальше от границы. А в 1970-х началась всесоюзная кампания по ликвидации неперспективных деревень, проходившая по шаблону, без учета национальной и культурной специфики регионов. Людей переселяли, они теряли корни, память… Так по сути была разрушена русская деревня, система традиционного расселения морских охотников Чукотки и много чего еще. И все пришло к тому, что в наше время почти никто уже и не знает, как выглядели традиционные эскимосские и чукотские поселения на берегах Берингова пролива.
Я собрал авторский коллектив, которому предстояло разобраться с этой проблемой. Главным консультантом выступил научный руководитель ИЭА РАН академик Валерий Тишков; экспертами стали: эскимолог Михаил Членов, руководитель Чукотской археологической экспедиции Кирилл Днепровский, художник-постановщик Павел Новиков, архитектор Максим Деров, а также эскимосские старейшины – Елизавета Добриева и Борис Альпыргин.
Прототипом для реконструкции «Поселения морских охотников Чукотки XVII–XIX вв.» я выбрал древний поселок Наукан, который располагался на мысе Дежнева. К середине XX века его история насчитывала более 700 лет. Но в 1958 году он был закрыт, около 350 его жителей были переселены в другие села Чукотки. Сейчас коренных науканцев не более 20 человек. А от науканских жилищ мантыгак остались только стенки каменных цоколей, все деревянные части: стены и купол кровли, обтянутой шкурами моржа, безвозвратно исчезли.
В течение восьми месяцев мы восстанавливали конструкцию традиционного эскимосского жилища, пытаясь понять, как оно было устроено и выглядело снаружи и изнутри. Счастье, что с нами были люди, которые могли достоверно рассказать об этом. Елизавета Добриева и Борис Альпыргин провели в Наукане детство, и все наши версии проходили их оценку. Очень помогли в воссоздании мантыгак фотографии Наукана конца 1920-х годов, сделанные этнографом и педагогом Александром Форштейном. По сути эти кадры – единственное визуальное свидетельство того, как выглядел Наукан и его жители.
– Да, и многим десяткам национальных поселений Чукотки, которые разделили его участь. Поэтому так важно соблюдение всех условий и принципов, которые были важны для традиционных охотников на морского зверя при выборе места для жизни. Наше кинопоселение мы создаем на юго-восточном склоне мыса Опасный в заливе Креста, который почти наверняка могли выбрать и настоящие морзверобои – там есть источник пресной воды, удобный спуск к морю и прекрасный галечный пляж; в прибрежные воды заходят киты, на камнях береговой полосы греются морские зайцы, неподалеку находится лежбище моржей, на скалах юго-западного склона шумит птичий базар, ко всему прочему это очень рыбное и грибное место. Что еще надо для жизни?
Но оказалось, что остановившись на мысе Опасном, я не учел одно крайне важное обстоятельство. Эскимосы Наукана строили жилища из того, что было под руками: камня, плавникового дерева, скелетной кости кита и шкур морских животных. А на мысе Опасном этих материалов почти нет. Поэтому все, из чего состоят деревянные конструкции мантыгак, пришлось изготавливать в других регионах страны и везти на Чукотку. А камень собирать, доставлять и развозить по склону вручную, чтобы не испортить ранимый покров тундры. В итоге за два сезона мы возвели 13 основных построек: 12 жилищ и большой общинный дом кайги. Причем каждое жилище весит 100 тонн! Сейчас все вместе производит фантастическое впечатление: девственная тундра, на которой возвышаются эти монументальные сооружения. И никаких следов строительства, работы техники и людей. Словно перед вами памятник расцвета морзверобойной культуры, каким-то чудом сохранившийся до наших дней… Грядущим летом 2024 года мы планируем завершить кровельные работы и создание интерьеров, сооружение хозяйственных построек и святилища, арены для танцевальных и спортивных состязаний в центре поселения. Очень надеюсь, мы все реализуем именно так и даже лучше.
– Параллельно со строительством мы занялись возвращением в оборот промысловой байдары – одного из базисных изобретений коренных жителей Северной Пацифики. Ее появление позволило народам Берингии вести коллективный промысел крупных морских животных, включая гренландских китов, и решить вопрос жизнеобеспечения.
Байдару делали из плавникового дерева. Жестких креплений не было – элементы каркаса стягивались ремнями из лахтачьей кожи, сверху лодка обтягивалась моржовой шкурой. Длина промысловой байдары – от шести до девяти метров.
Это надежное и легкое маломерное судно появилось тысячелетия назад. А в начале ХХI века байдары стремительно вытеснили металлические лодки. Традиционные средства передвижения, с которыми связана многовековая история народов, перестали использовать и буквально за пару десятилетий разучились делать.
Сейчас их строят разве что в селе Лорино – для регаты «Берингия», которая ежегодно проводится на Чукотке. Однако для участия в гонке промысловые байдары не нужны. Конструкция спортивной версии упрощена, она уже и ниже, и далека от канона.
Чтобы вернуться к нему, пришлось обратиться к чертежам, которые в 1980-х годах сделал художник и моделист Сергей Богословский в селе Сиреники. Я отправил чертежи в Лорино. Сейчас шесть байдар сирениковского типа готовы и ждут перехода в Эгвекинот. Туда они отправятся своим ходом, по древнему маршруту морских зверобоев. Пройдут около 700 км вдоль восточного побережья Чукотки, сделают остановки в шести поселках, на основных историко-культурных памятниках и феноменальных природных объектах. Экипажи будут состоять из представителей лоринской общины, ученых, путешественников, съемочных групп. В походе согласились участвовать руководитель Чукотской археологической экспедиции Кирилл Днепровский, замдиректора окружного музейного центра «Наследие Чукотки» Ирина Романова, председатель чукотского отделения РГО Владимир Сертун. У проекта предполагается масштабная медиаподдержка: создание путевого онлайн-дневника и фильмов. Будем рассказывать людям об устройстве байдары, ее достоинствах, связанных с ней традициях и обрядах, сказочных сюжетах, воспоминаниях старейшин. Иными словами, говоря о байдаре, напомним и расскажем о культуре и образе жизни народа в целом.
Благодаря реальному 700-километровому походу воссозданные байдары превратятся из кинобутафории в настоящие суда, которые ходили маршрутами древних эскимосов.
То же и с каяками, изобретением которых человечество также обязано эскимосам. Сейчас на Чукотке их вообще некому сделать –они вышли из обихода лет 150 назад. Поэтому я обратился к карельскому мастеру-корабелу Игорю Расчётину. Ориентируясь на энциклопедию этнических лодок Смитсоновского института, он сделал 10 каркасов для каяков «Хозяина земли» – шесть одноместных и четыре двухместных. В этом году они прибудут на Чукотку, и морские охотники обтянут их тюленьими шкурами. Каждый каяк будет иметь собственный облик, ведь руки у мастеров разные, шкуры животных неповторимы, и борта украшают рисунки непохожих друг на друга существ и духов-покровителей.
В этом же году у нас в планах взяться за утварь и охотничье снаряжение. В Уэлене, который известен всему миру как центр косторезного искусства, уже начато создание снегоступов – «вороньих лапок», гарпунных комплексов и всего прочего из традиционного снаряжения и вооружения морского охотника Чукотки.
– Да. Выяснилось, правда, что даже в Музейном центре «Наследие Чукотки» нет ни одного комплекта эскимосской одежды, который можно было бы взять за образец. Только представьте: в середине третьего тысячелетия до н. э. протоэскимосские племена, проживавшие на побережье Чукотском полуострова, начали путь на восток и освоили значительную часть циркумполярного региона планеты: заселили весь север Американского континента и дошли до Гренландии… Не менее 5000 лет народ существует на Чукотке, а мы не имеем шансов увидеть, как были устроены эскимосские жилища, какую одежду они носили, на каких судах выходили на промысел. По-моему, это несправедливо.
Поэтому и к пошиву одежды я решил подойти фундаментально. Пригласил художника по костюмам Оксану Присяжную. Около года она изучала разные источники: образцы эскимосской одежды из музейных коллекций всего мира, специальную литературу. По результатам исследований были сделаны эскизы уникальных комплектов эскимосской одежды для основных действующих лиц фильма и эскизы костюмов массовки. Затем мы искали по всей Чукотке швей, которые справились бы с этой работой – люди ведь практически перестали носить и шить традиционную одежду (замечу кстати, что ничего лучше нее человечество до сих пор не придумало). Проблемой стал и поиск материалов.
Под руководством Оксаны Присяжной опытные швеи из числа коренных народов Чукотки в течение 14 месяцев создавали одежду для фильма. Сейчас готово 17 уникальных костюмов главных героев – эскимосов юпик и несколько костюмов массовки. При пошиве использовано около 30 видов меха и кожи, жильные нити, подшейный волос оленя.
– На базе построенного нами «Поселения морских охотников Чукотки XVII–XIX вв.» будет создан этнопарк. Его исторический центр практически готов, а в перспективе появится и современная часть с возможностью комфортного проживания туристов – с глэмпингом, рестораном, инженерной инфраструктурой. Эгвекинотская община коренных жителей Чукотки станет основой коллектива этнопарка «Хозяин земли» в Заливе Креста. Благодаря ее причастности и нашим усилиям по сохранению истинной аутентичности при воплощении проекта, этнопарк станет центром сохранения и популяризации традиционной культуры народов Чукотского АО, площадкой для проведения фестивалей, мастер-классов, праздников; будут и морские прогулки на байдарах и каяках. Часть костюмов массовки станет униформой сотрудников парка и реквизитом для фотосессий, часть окажется в музейном комплексе «Хозяина земли». Словом, наша натурная декорация превратится в уникальный для всей мировой Арктики туробъект, который будет работать на благо Чукотки и ее коренных жителей.
– Именно это я и задумывал: фильм – локомотив, а за ним следует состав из социокультурных проектов. Для меня принципиально, что в воссоздании материального мира – жилищ, байдар, костюмов, утвари, снаряжения – участвуют коренные жители Чукотки. И не только хранители культурного наследия в возрасте, но и молодые люди – для передачи традиционных навыков и знаний, некоторые из которых могли быть утрачены навсегда, но оказались востребованы нами при подготовке к съемкам. Важно и то, что люди получают за свой уникальный труд финансовое вознаграждение. Это вещественное доказательство, что мы понимаем ценность культурного кода и отдаем должное его знатокам и хранителям. Все, с чем довелось соприкоснуться в процессе подготовки «Хозяина земли» к производству, не оставляет сомнений: мы имеет дело не с отжившей архаикой, а с величайшими достижениями человеческой мысли, которые позволили коренным народам не просто выжить в тяжелых условиях Арктики, но быть счастливыми, независимыми, сильными, богатыми – духовно, а вероятно, и материально, развиваться и обогащать своими знаниями и изобретениями все человечество.
Предыдущий фильм Алексея Вахрушева – анимадок «Книга моря» тоже стал мультижанровым проектом. Это и фильм, и художественный альбом, объединивший анимационные и архивные материалы; выставочная экспозиция, рассказывающая об истории и культуре коренных народов Чукотки; кинотур, во время которого жители небольших поселений восточного побережья смогли посмотреть большое кино про родной край на большом экране в максимальном качестве. А еще это конкурс рисунка. Читайте подробнее на официальном сайте проекта.
– Постройка поселения начата при поддержке Минвостокразвития, Правительства и губернатора Чукотки, неоценимый вклад в развитие проекта внесли корпорации «Росэнергоатом» и «РусГидро», Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки, Фонд развития туризма, международных и межрегиональных проектов Чукотского автономного округа «Мост», прииск «Валунистый», администрация городского округа Эгвекинот, региональные организации, предприятия и частные лица.
В данный момент нам необходимы средства на завершение исторической постройки, для пошива костюмов массовки и реализации языковой программы. Если в ближайшее время удастся найти поддержку, то осенью 2025 года прозвучит команда: «Мотор!» И к концу 2026 – началу 2027 года фильм «Хозяин земли» выйдет в прокат.
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.