Нганасанский традиционный костюм
Сложный и красивый крой, мозаичные и геометрические узоры из кожи, яркие и сочные цвета, меховые и тканевые украшения – художественное богатство национального костюма нганасан поражает воображение.
Круглый год мужчины носят натазники – нижнюю одежду из ровдуги. Зимой в качестве утеплителя добавляют глухую парку (лу) из белой оленьей шкуры, а сверху накидывают сокуй (хиэ) с капюшоном и высокой меховой опушкой надо лбом. Высокий султан (сонгуку) из оленьего меха надо лбом – деталь, по которой другие народы безошибочно узнавали нганасан. Лу состоит из двух частей: нижняя мехом внутрь, верхняя – наружу. Подол оторочен белым собачьим мехом.
Белый, черный и красный – вот основная палитра нганасанского костюма, повторяющая оперение краснозобой казарки, от которой, по легенде, произошел этот древний северный народ. Чтобы окрасить оленью кожу, из которой шьют практически все элементы одежды, материал пропитывают графитом, охрой или суриком. Чаще всего передняя часть лу белого цвета, спинка – темная, со светлыми вставками. Праздничные варианты верхней парки богато украшены цветными лентами и кисточками.
Первая вещь в женском гардеробе – комбинезон (фоние), его шьют из ровдуги, украшают металлическими бляхами и затягивают под коленом. Затем надевают меховой комбинезон (во время кочевок) и зимнюю парку (лифарие), в отличие от мужской версии, она распашная, с воротником, но без капюшона, и чаще всего оторочена двумя белыми меховыми полосками по подолу. Завершает образ капор-шапка (сьму) с опушкой черного цвета.
Нганасанскую обувь (хуайму, файму) шьют из белых камусов с суконными вставками черного и красного цвета. В крое не предусмотрен выем в подъеме, в итоге получается прямой чехол высотой выше колена (женские покороче) с меховой подошвой. Надевают такие сапожки поверх чулок из оленьей шкуры.
Для защиты от солнца нганасаны делали из металлических пластинок специальные очки с прорезями. Чтобы работать в тундре и на стойбище было удобно, мужчины использовали специальный пояс, к которому прикрепляли огниво, нож в ножнах, кисет и другие мелочи.
Нганасанский костюм отличает искусный и сложный декор: вышивка бисером, цветные полоски и квадраты из ткани, разнообразные мозаики и украшения. Причем аппликации (мули) – это не только красивое украшение, орнаменты играют роль оберегов, ими «пишут» биографию владельца. По узорам, их цветам, ритму и сочетаниям можно узнать возраст, семейное положение, род, социальный статус и даже материальное положение нганасанина. Праздничную одежду чаще всего украшают цветными ремешками на спине и на капюшоне.
Использованные материалы
В. И. Батагай, «Орнамент – язык предков».
К. И. Лабанаускас, «Происхождение нганасанского народа».
З. П. Соколова, «Арктика – мой дом».
В. А. Тураев, «Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.