Легенды о шаманах Крайнего Севера
Шаманы есть у каждого арктического народа. Их боялись, уважали, к ним обращались за помощью. И, конечно, слагали предания о могуществе колдунов – посредников между мирами людей и духов.
Ульгень – главное божество у нескольких коренных народов Сибири и Крайнего Севера. А «метки Ульгеня» – отметины на теле и особенности в поведении, по которым знающие люди безошибочно определят шамана. Познакомимся с легендами о шаманах и совершенных ими чудесах.
Саамы, фото 1900–1920 гг.
Нойда – так называют саамского шамана, который «по совместительству» является и знахарем, и жрецом, и колдуном. С X–XI веков по всей Европе, включая и Россию, распространилась молва о нойдах как самых могущественных на свете чародеях. Обращаться к нойдам «за консультацией» не чурались и монархи. Только не для всех это заканчивалось добром…
По легенде, в 1584 году Иван Грозный приказал доставить в Москву саамских шаманов: царь, чувствовавший себя нездоровым, хотел исцелиться от недуга и узнать свое будущее. А тут еще и комета с крестообразным свечением – явно плохой знак, смысл которого Ивану тоже хотелось постичь... В январе 1584 года, накануне Крещения, в Москву доставили 60 лопарей-колдунов. Нойды устроили коллективное камлание, и консилиум вынес неутешительный для царя вердикт: он умрет 18 марта того же года.
Разгневанный Иван приказал бросить лопарей в темницу и прилюдно сжечь в названный ими день. Утром 18 марта царь явился к нойдам, чтобы еще раз обвинить их в шарлатанстве. Один из них в ответ заметил: «Еще не вечер». В тот же день перед ужином Иван Грозный умер. Было ли это сбывшееся пророчество или месть шаманов монарху – на этот счет мнения расходятся.
Считалось, что саамским шаманам все под силу: проникать в прошлое и будущее, воскрешать мертвых, вызывать ураган, заставить кита выброситься на берег, видеть происходящее за тысячи километров.
Но это не конец истории. Нойды, гласит предание, прокляли весь род Ивана Грозного и пообещали, что на русский трон взойдет один из них. В 1605 году правителем Руси стал беглый монах Григорий Отрепьев, он же Лжедмитрий I, учившийся колдовству у лопарских шаманов. Год спустя, во время переворота, его убили, тело Отрепьева-Лжедмитрия несколько дней лежало на всеобщем обозрении на Красной площади. Люди поговаривали, что ночью вокруг тела Лжедмитрия сиял свет, а когда его попытались увезти с площади, поднялась ужасная буря, срывавшая крыши по всему городу. Объявившийся через какое-то время новый Лжедмитрий – второй по счету – в народе был объявлен воплощением первого. Мол, Отрепьев, учившийся колдовству у лопарей, дал себя убить, а теперь воскрес.
Остров Вайгач – сакральное для ненцев место. Здесь ненецкий шаман Николай Талеев провел обряд по захоронению мирового зла.
Служителей культа ненцы называют «тадебя», от слова «тадебтесь» – заговорить, заворожить. По верованиям ненцев, человек (только мужчина) становился шаманом, если его избрали духи. Уклониться нельзя: духи принуждают своих избранников стать посредниками между ними и людьми. Кроме того, шаман должен обладать способностью предсказывать судьбу, даром целительства, владеть приемами гипноза, знать шаманскую мифологию.
Те, кому суждено стать шаманами, уверены ненцы, имеют особые отметки – родимое пятно величиной с кулак; две, а то и три макушки, лишний палец.
Ныне живущий ненецкий тадебя Гавриил Егорович Мандаков рассказывал, что шаманское мастерство ему помогала осваивать первая жена, сама из рода шаманов. К 30 годам он носил 14 кос, в каждой из которых жила шаманская сила. По рассказам Гавриила, в некоторых из них заключены и духи, переданные ему ныне покойной женой. Если своих духов не отдать преемнику, душа умирающего шамана будет долго мучиться. Так поначалу случилось и с женой Мандакова. Она долго находилась в летаргическом сне, пока не посвятила мужа в шаманское звание. Только после этого ей удалось спокойно уйти в мир иной.
Селькупскому шаману разрешалось иметь не больше семи бубнов за всю жизнь. Новые бубны использовали не сразу, сначала их надо «оживить», причем только весной, с прилетом птиц.
У селькупов шаманы были не только посредниками между людьми и мирами духов (надземным и подземным), но и врачевателями, советчиками. Деления на «белых» и «черных» шаманов не существовало: главной их задачей была помощь людям, а если дар, доставшийся от предков, шаман употреблял во зло, духи могли покинуть его.
В мифологии селькупов существуют подробные описания путей, которыми шаман попадает в потусторонний мир, и, главное, детальнейшие рассказы о самом мире духов. Согласно этим представлениям, люди ходят по обычным земным дорогам (вэтты), а шаман – по своей, особенной тропинке (сарпы). Иногда шаманскую дорогу называют šü – «змея». Потому что извилист и непрост путь шамана при лечении больного.
Если селькупы по приметам видели в ребенке шамана, его ни в коем случае не стригли. У взрослых мужчин-шаманов коса доходила до пола; ее не расплетали, не расчесывали и не подравнивали. Считалось, что если ее отрезать, шаман лишится связи с духами.
В подземном мире, чтобы спасти больного, селькупский шаман разыскивал Илынтыль коты имыля – «старуху жизни». Она, считалось в старину, «дает новорожденному люльку, шаману – облачение, умершему – гроб». В подземном мире шаман плывет по реке и видит такие удивительные географические объекты, как «море с кровавой водой», «море мертвых», «город мертвых», «семиямное болото», «дом злых духов», «дом змей». Но змей бояться не надо – они, как и пауки, помогают шаману в подземном путешествии. От исхода путешествия шамана зависела судьба больного: если шаману удавалось добраться до места и вернуть душу страждущего, человек выздоравливал, если нет – умирал.
Слово «шаман» – эвенкийского происхождения: «саман» – «колдун», «кудесник».
Шаманская традиция у эвенков очень сильна. У эвенков принято считать, что все на свете – от человека до предметов быта – имеет свою душу. Отсюда главная особенность эвенкийского шаманизма: забота о душах сородичей и поддержание добрых отношений с духами.
У человека, верили эвенки, душ несколько. Одна из них – «душа-тень». Она находилась внутри человека или поблизости от него, пока он был жив. По сути, «душа», «тень», «призрак» – в эвенкийском языке синонимы. Когда человек спит или тяжело болеет, душа путешествует; после смерти – покидает его.
Эвенки, прежде чем идти на охоту, отправлялись к шаману. Считалось, что духи предков после их смерти переселились в животных, поэтому охотники через шамана заранее просили прощения у зверей и заверяли их в глубоком уважении.
Эвенкийские шаманы проводили специальные обряды, защищающие людей от похищения их душ злыми духами. Также определенный ритуал проводят для того, чтобы отправить душу в загробный мир. Причем проводы проводят не раньше чем через год после смерти человека: до этого его душа живет среди людей.
Шаман и сам может посещать мир мертвых. Считается, что там тоже есть свои шаманы, которые могут изгнать оттуда человека так же, как шаман земного мира изгоняет призраков в мир потусторонний. Обитатели двух миров не видны друг другу: их присутствие ощущается как треск огня, вой ветра, мышиная возня и так далее.
Если шаман честно исполняет договор с духами, они должны являться на его зов и помочь в любой ситуации. Но если духи недовольны шаманом, то могут разозлиться и отомстить.
У чукотского и эскимосского народов, отмечают исследователи, кроме шаманизма как особого, уникального дара общения с духами распространено и «бытовое шаманство». Почти в каждой семье есть свой «шаман», который обращается к духам, чтобы решить повседневные вопросы по мелочи. Конечно, когда речь заходит о серьезном деле, чукчи и эскимосы обращаются к опытному шаману. Но из-за в целом простого, свойского отношения к потустороннему миру рассказы о шаманских чудесах напоминают байки из серии «а вот был случай».
Согласно верованиям чукчей, один и тот же шаман может быть то мужчиной, то женщиной. И это не его выбор: дух келе диктует, какую роль должен взять на себя шаман.
На Чукотке, например, распространена такая легенда. Старый шаман вместе с семерыми товарищами, также шаманами, отправился в море на кожаной байдаре. В лодке образовалась течь. Ее хозяин, сидевший на руле, крикнул: «Ну, кто из вас поможет?» Но никто ничего не мог сделать. Тогда старый шаман позвал «духа-водоросль», своего помощника, и приказал ему закупорить течь. Все было исполнено. Когда до берега оставалось совсем немного, старый шаман сказал спутникам: «Я довольно заботился о вас, остановив течь. Если вы настоящие шаманы, спасайтесь сами». «Дух-водоросль» удалился, и байдара стала тонуть вместе с пассажирами – спаслись только хозяин байдары и старый шаман.
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.