Вячеслав Шадрин – известный общественный деятель Якутии, научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, вице-президент Ассоциации КМНС Республики Саха (Якутия), председатель Совета старейшин юкагирского народа, – дал большое интервью порталу «Дети Арктики». Смотрите полную видеоверсию и читайте ценные советы.

Юкагиры проживают в Якутии, на Чукотке, в Магаданской области. Их общая численность, по данным переписи 2010 года, чуть больше 1600 человек.

5 ценных советов от Вячеслава Шадрина

Занимайтесь любимым делом

Любимая работа – лучший способ ни дня не работать, считает Вячеслав. Герой убежден: он счастливый человек. Делом всей его жизни стало изучение того, что ему особенно дорого – истории и обычаев собственного народа. Вячеслав Шадрин – учитель истории, первые шаги в профессии сделал в якутском селе Нелимное, сегодня живет в Якутске, работает в институте, который занимается вопросами истории, культуры и языка КМНС. Более того, будучи председателем Совета старейшин юкагирского народа и вице-президентом Ассоциации КМНС Республики Саха (Якутия), ученый представляет интересы своего народа на республиканском и всероссийском уровнях.

«Наука – лучший способ удовлетворять личное любопытство за государственный счет» – академик Лев Арцимович.

Говорите на родном языке

Вот уже 200 лет юкагиров называют исчезающим народом. Их численность постоянно снижается, и сейчас находится в пределах двух тысяч. По данным Вячеслава Шадрина, носителей языка, то есть тех, кто думает на родном языке, можно пересчитать по пальцам. Лесных юкагиров сегодня зарегистрировано около 400 человек, только 5 из них являются носителями языка, тундровых – более 1000, но и здесь носителей – лишь около 30. Эти люди, возможно, даже не задумываются о том, что сохраняют главный ключ, которым можно открыть тайну мировосприятия малочисленного самобытного народа. Сберегая языки и культуры разных народов, мы вносим свою лепту в сохранение многообразия этого мира, считает Вячеслав Шадрин.

О происхождении юкагиров ученые спорят до сих пор, а название народа, вероятнее всего, пришло из эвенкийского языка. В зависимости от типа ведения хозяйства юкагиры делятся на тундровую и лесную группы. Первые – оленеводы и охотники на дикого оленя, вторые – охотники на лося и рыболовы.

Будьте щедрыми, как сама природа

Система ценностей юкагиров очень похожа на советскую – равенство, братство и уважение к товарищам. «У нашего народа долгое время не было понятия собственности на землю, все было общим, потому что все принадлежало природе», – рассказывает ученый. Это связано с кочеванием: зимой жили в одном месте, с началом охоты на лося переходили в другое, с наступлением времени рыбалки – передвигались в третье и т. д. Вот поэтому юкагиры не ставили заборов. Так же относились к съестным припасам. «У нас так заведено: когда к тебе кто-то приходит, на стол выкладывается все, что есть. Ведь природа через тебя дала блага всем. А если ты что-то прячешь, значит потерял часть традиционного мышления – не доверяешь природе и боишься, что в следующий раз она тебе ничего не даст. Это даже осуждалось», – комментирует Вячеслав Шадрин.

Доверяйте природе

Жизнь юкагиров, даже тех, кто давно обосновался в городе или селе, тесно связана с природой. Издревле коренные народы проживали по принципу экологической емкости. То есть на территории обосновывалось столько человек, сколько она могла прокормить. Именно это ощущение себя как части общей экосистемы делает человека психологически устойчивым, свидетельствует опыт юкагиров.

В европейской системе воспитания ребенок – это сосуд пустой, который нужно чем-то наполнить: давать советы, учить жизненным правилам. А юкагиры считают, что душа детей вернулась в тело после реинкарнации. Ей не нужно указывать, ее не нужно наполнять, все что требуется – помочь вспомнить то, что она уже знает.

Не бойтесь нового

Традиционная близость к природе не препятствует встраиванию в традиционный уклад юкагиров современных технологий. Цифровизация, например, помогает собирать и издавать словари, без которых сохранение языка невозможно. Несмотря на существование различных тенденций, в целом, численность северных народов увеличивается, их развитие продолжается. Вячеслав Шадрин объясняет это наличием ряда факторов. Во-первых, люди сейчас гордятся своей национальной принадлежностью. Во-вторых, приносит свои плоды государственная политика, направленная на поддержку коренных народов. «Благодаря этому, постепенно приходит понимание, что каждый представитель нашего этноса ответственен за сохранение юкагиров и способен внести свой вклад в это важнейшее дело», – делится Вячеслав Шадрин. – В будущем появятся такие технологии, которые позволят не только сохранить язык, но и снова ввести его в обращение. Например, загружу в функционал умного дома записи на языке моего народа, и он будет говорить со мной на юкагирском».

«Арктика – это дом для десятков народов. Пройдет время, и Арктика не будет ассоциироваться с труднодоступностью. Она будет современной, но в тоже время сохранит связь с традициями своих коренных жителей».

Вячеслав Шадрин
Знакомьтесь с юкагирской культурой на портале «Дети Арктики».

«Лучшее – в Арктике»