Снеговые очки

Солнце на Крайнем Севере хоть и не жаркое, но очень яркое! Очки для защиты от слепящего света – традиционный аксессуар многих народов: такие есть у чукчей, хантов, ненцев, нганасан, долган и других. Конструкция у всех похожа – «маска» с узкими прорезями для глаз, – а вот материалы и декор самые разнообразные.

Фото: wikipedia.org
Эскимос в очках.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Нганасанские очки. В бисерную повязку вшиты овальные медные пластины с прорезями для глаз.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Эскимосские очки из клыка моржа, I в., Чукотка.
Фото: collection.kunstkamera.ru
Ненецкие очки из бронзы, серебра и железа, первая треть XIX в.
Фото: collection.kunstkamera.ru
Очки из дерева, Чукотка, конец XVIII в.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Долганские снеговые очки, конец XIX – начало XX в.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Хантыйские очки. В основе две пластины, вырезанные из жестяной банки. Конец XX в.

Пояса

У многих народов пояс – один из важнейших элементов костюма. Пояса бывают повседневные, промысловые, праздничные. С поясом удобнее и теплее, на него можно крепить инструменты и полезные мелочи, чтобы были под рукой. Во время праздников и торжеств пояс выполняет эстетическую и ритуальную функцию. Пояса – не только для удобства, но и для красоты, а также удачи и защиты от злых духов.

Фото: tdnt.org, Д. Чуприн
Хасава ни иня – традиционный ненецкий охотничий пояс. Материалы: бивень мамонта, металл, кожа и т. д.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Хантыйский пояс, к которому в качестве амулетов подвешены лосиные зубы.
Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей
Долганский мужской пояс, вышитый бисером.
Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей
Вепсский пояс из шерстяных ниток, конец XIX в.

Головные уборы

Шапки меховые и шерстяные, кокошники и перевязки, капоры и ленты… Головные уборы северян впечатляют богатством декора, разнообразием материалов и форм. При этом, как и в любой детали костюма, в них заложен не только практический, но эстетический и ритуальный смысл.

Фото: collection.ethnomuseum.ru
Чукотский малахай из меха росомахи, начало XX в.
Фото: collection.kunstkamera.ru
Женская шапка из меха оленя, песца, росомахи, расшитая бисером. Костюм нганасан и долган, Таймыр, конец XIX – начало XX в.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Якутская женская праздничная шапка «дьабака», 2010-е гг.
Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей
Вепсский повойник изо льна, конец XIX в.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Саамский девичий головной убор «перевязка». Каркас обтянут красным сукном и расшит бисером.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Бумбуке – головной убор эвенкских шаманов. Выполнен из кожи, ткани, ровдуги и металла. Бронзовый диск спереди – символ ясновидения.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Сомпыл укы – головной убор селькупских шаманов. Надев его, шаман «превращался» в небесного северного оленя.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Праздничный головной убор эвенков, середина XIX в.

Сумки

Кошельки, мешочки, сумочки для рукоделия и полезных мелочей, сумки для бытовых принадлежностей и переметные сумы – не только необходимые предметы, но и стильные аксессуары, мастерством исполнения и искусной отделкой сделавшие бы честь любому модному дому.

Фото: collection.ethnomuseum.ru
Ненецкая сумочка для швейных принадлежностей, середина XX в.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Эвенская женская сумочка для кремня и трута, 1904–1907 гг.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Саамская переметная сума «вуус» из оленьего меха и замши, с. Ловозеро, 1944 г.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Эвенкская женская перевязь с сумочками, сделана из шкуры оленя и украшена бисером.
Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей
Корякская сумка из кожи и меха с вышивкой бисером, 1977 г.
Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей
Юкагирская охотничья сумка для хранения дроби и пуль, 1982 г.

Экоматериалы

Птичий мех, ровдуга, кость, береста: привычные для северян материалы в умелых руках мастеров превращаются в произведения искусства. Например, из рыбьей кожи коренные народы Арктики шили одежду, обувь, сумки, мешки, дождевики. А о назначении некоторых предметов ни за что не догадаешься без объяснений!

Фото: collection.ethnomuseum.ru
Пиджак из бересты. Мастер: Валерий Михайлович Сартаков.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Эвенкийский нагрудник женский летний «нэл». Его надевают поверх парки. Начало XX в.
Фото: tdnt.org
Гугаарка – приспособление для удерживания вожжей оленьей упряжки, XIX в.
Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей
Женская нганасанская обувь из оленьего меха, 1970–1979 гг.
Фото: collection.kunstkamera.ru
Женская эскимосская парка из птичьих шкур и рыбьей кожи, XIX в.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Чукотская шапка воина из кожи моржа, конец XIX в.
Фото: tdnt.org
Женское долганское украшение «холбуур» из бисера и металла носят на поясе со стороны спины.
Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей
Чукотский дождевик из рыбьей кожи.
Фото: collection.kunstkamera.ru
Полоса из кишок морских животных – материал для изготовления одежды, XIX в.

Где посмотреть

Экспозиция «Арктика – земля обитаемая» в Российском этнографическом музее

ethnomuseum.ru

Экспозиция «Народы Севера» Пуровского музея на платформе «Артефакт»

ar.culture.ru

Книга «Мастер-класс по работе с рыбьей кожей»

tdnt.org