Секрет успеха якутского кино
Якутское кино за последние годы стало узнаваемым брендом республики наравне с алмазами, мамонтами и морозами, хорошо известными во всем мире. Приглашаем вас на премьеру – может быть, вы разгадаете природу этого культурного феномена.
Кинобум, благодаря которому журналисты стали называть местное кинопроизводство сахавудом, начался 15 лет назад. Сейчас в республике выпускают до 20 фильмов ежегодно, причем многие картины попадают в топ. Например, фильм Тыгын Дархан» номинирован на «Нику», кинокартина «Мой убийца» на премию «Золотой глобус», а премьера этого года уже добралась до «Оскара».
В марте 2023 года документальная лента «Выход» Максима и Евгении Арбугаевых стала претендентом на кинопремию «Оскар» в номинации «Лучший короткометражный документальный фильм». Лента, рассказывающая о морском биологе на Чукотке, уже завоевала победу на международном арктическом фестивале «Золотой ворон», получила российскую национальную премию «Лавровая ветвь». Сейчас молодые кинематографисты работают над новым фильмом – «Кончится лето».
В якутский кинематограф приходят талантливые люди из разных профессий. Известный ныне режиссер Дмитрий Давыдов, например, работал в школе. Он организовал для ребят видеокружок и со временем сам все плотнее занимался съемками любительского кино, пришлось даже брать кредит. Первый же его большой фильм «Костер на ветру» (2016) вошел в топ лучших картин года по версии журнала Еsquire и завоевал несколько международных наград, включая Гран-при фестиваля ImagineNative в Канаде. Картина Давыдова «Пугало» (2020) получила главный приз фестиваля «Кинотавр». Яркими событиями стали и две его последние на данный момент работы – киноальманах «Ыт» (2021) и картина «Молодость» (2022).
«Сценарий написал сам, нашел людей, которые были готовы со мной работать, хотя тогда никакого имени и опыта у меня не было. В моем фильме не снимался ни один профессиональный актер, только мои же односельчане. Съемки закончились за месяц. Бюджет фильма «Костер на ветру» был примерно миллион рублей».
Режиссер Татьяна Эверстова по образованию экономист. Ее первая полнометражная работа – автобиографическая картина «Его дочь» (2016) – завоевала Гран-при фестиваля «Окно в Европу» в Выборге, стала победителем Уральского открытого кинофестиваля, была представлена на других российских и международных кинофорумах. По мнению Татьяны, «кинематографичность мышления» в целом присуща якутской культуре. Это и объясняет ту легкость и стремительность, с которой киношники Якутии завоевывают сердца зрителей.
Якутское кино стало синонимом оригинального стиля, глубины и человечности. Откуда в республике с населением менее миллиона человек такое сосредоточие ярких, самобытных кинематографистов? Местные эксперты считают, что все дело в якутском языке – зритель слышит родную речь и с удовольствием приходит в кинотеатр вновь и вновь. Но сейчас развитие отрасли достигло того уровня, когда в республиканских кинозалах стало тесно, поэтому якутское кино уверенно выходит на новый уровень – в поисках нового зрителя оно приходит именно к вам.
Сергей Потапов, 2004 г.
С этого фильма начался якутский кинобум.
Костас Марсаан, 2016 г.
По мотивам повести якутского писателя.
Любовь Борисова, 2019 г.
Комедия с рейтингом 7,6.
Дмитрий Давыдов, 2020 г.
Главный приз «Кинотавра».
Степан Бурнашев, 2021 г.
Первый фильм в списке Esquire.
Валентин Макаров, 2021 г.
Бестселлер про национальный спорт.
Костас Марсаан, 2020 г.
Один из лучших хорроров года по версии «Афиши».
Дмитрий Кольцов, 2021 г.
Военная драма, снятая всего за 50 дней.
Любовь Борисова, 2022 г.
Победитель фестиваля «Свой путь» с рейтингом 8,3.
Роман Дорофеев, 2022 г.
Рекордные кассовые сборы.
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.