Тунгусский фрак

Эвенки освоили множество промыслов и огромные пространства – от побережья Северного Ледовитого океана до Китая. От места и образа жизни зависела и их одежда. Главным костюмом эвенков – всадников и пеших охотников был распашной кафтан (мирэлэн) из меха, ровдуги (замши) или сукна. Он хорошо облегал фигуру и не стеснял движений. В старину его надевали прямо на голое тело.

Короткие передние полы, нагрудник-«манишка», длинные «фалды»… Неудивительно, что традиционный костюм эвенков исследователи назвали «тунгусским фраком».
Фото: collection.kunstkamera.ru
Мужской праздничный кафтан эвенка из шкур оленя, лошади, горного козла, начало XX в.
Фото: goskatalog.ru, Государственный исторический музей
Эвенкийский мужской нагрудник
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Западные эвенки в парках верхом на оленях, 1907–1908 гг.

Спереди мирэлэн едва прикрывал ребра, причем на груди не сходился – полы стягивали ремешками из ровдуги. Сзади у кафтана был длинный острый «хвост» (ирги) – благодаря ему можно было без опаски садиться на холодную землю или камни. Грудь и живот закрывал съемный нагрудник (хелми) с острым углом внизу. Они мог быть как будничным, для охоты, так и праздничным.

Эвенки – оленеводы и коневоды «фраки» не носили. У них в ходу была запахивающаяся парка-халат. В морозы поверх нее надевали глухую меховую рубаху с капюшоном – сокуй.

Мужской гардероб

В комплект повседневной мужской одежды входили также натазники (хэрки) – короткие штаны. К ним кожаными подвязками крепились длинные, до щиколоток, ноговицы (арамус). Сзади внизу у них был вертикальный разрез с пришитым по краю кожаным шнурком. Когда его затянешь, ноговица плотно облегает ногу.

Фото: goskatalog.ский музей, Красноярский краевой краеведческий музей
Изображение тунгуса (эвенка) в XIX в.
Фото: goskatalog.ru Эвенкийский краеведческий музей
Натазники, часть эвенкийского стилизованного костюма.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Ноговицы из ровдуги, крепятся к коротким штанам – натазникам вверху и к обуви внизу.
Фото: goskatalog.ru, Томский областной краеведческий музей им. М. Б. Шатилова
Обязательная часть эвенкийского костюма – пояс с ножнами и ножом.
Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей
Эвенкийская обувь шамана, начало XX в.

«Из грубого материала они изготавливают изящные вещи. Из оленьих шкур шьют весьма прочные и красивые платья, и для красы выводят на них узоры».

Географ и натуралист Густав Радде

Женская версия

Женщины носили одежду того же типа, что мужчины, различались детали. Женский кафтан был длиннее, отрезным по талии, по поясу собирался в сборки и, таким образом, как бы образовывал кофту с юбкой. Украшался он, как правило, богаче мужского.

Фото: goskatalog.ru, музейный центр «Площадь мира»
Эвенкийский женский костюм, север Красноярского края, 1988–1991 гг.
Фото: collection.kunstkamera.ru
«Обурятившаяся» эвенкийка, Якутия, 1895 г.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Традиционный женский костюм эвенков. При этом нагрудник закреплен не на шее или поясе, как обычно, а на левом борту.
Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей
Женский праздничный эвенкийский кафтан, середина XX в.
Фото: goskatalog.ru, Томский областной краеведческий музей имени М. Б. Шатилова
Женский нагрудник из ровдуги, меха оленя, козы, ткани, бисера. Конец XIX – начало ХХ в.
Фото: goskatalog.ru, Бердигестяхский краеведческий музей им. М. Е. Тимофеева
Женский эвенкийский пояс. К нему крепились сумочка для швейных принадлежностей, трут с огнивом и т. д.

Женские нагрудники – нэлли – были с прямым нижним краем (в отличие от мужских, с острым углом внизу). Иногда их делали очень широкими, закрывающими всю грудь и плечи. Часто нагрудники отделывали бахромой из козьей шерсти – она предохраняла от сырости: капли дождя просто скатывались по ней.

В XVIII–XIX веках, после прихода русских, в обиход эвенкиек вошла длинная рубаха – такую русские женщины надевали под сарафан. Постепенно она трансформировалась в платье (урбакэ) с воланом по подолу.

Головные уборы

Головные уборы у мужчин и женщин в целом были одинаковыми. До XVII–XVIII веков шапки делали из цельной шкуры с головы оленя, козы, косули. Иногда даже рога и уши оставляли! Сырую шкуру выделывали, отверстия от глаз зашивали, орнаментировали бисером, вытягивали по форме головы и высушивали. Затем обшивали каймой из ровдуги или бисером. Женский вариант такой шапки – авун – шили из трех больших меховых полос. В некоторых местностях авун носили и мужчины.

Дэрбэкэ – налобная повязка незамужних девушек, расшитая бисером.

На смену самому древнему головному убору пришел капор (интык), отороченный мехом вокруг лица и шеи. В праздники девушки надевали повязку из бисера дэрбэкэ или шапочку элдэн – это ободок из двух-трех перекрещивающихся на макушке полос, расшитых бисером. Элдэн носили и мужчины, и женщины. В женском варианте на виски и уши спускались ровдужные тесемки с нашитыми украшениями.

Смысл орнаментов

На весь мир эвенков прославила вышивка бисером. Им эвенкийские мастерицы украшали одежду, обувь, головные уборы, домашнюю утварь, оленью упряжь. На Крайний Север бисер завезли в XVIII веке русские купцы – в основном белый, зеленый, черный, красный, голубой, сделанный из раковин. Постепенно цвета доступного бисера обрели символическое истолкование: красный – цвет солнца, жизни и плодородия, синий и голубой – символ неба и воды и одновременно духовной жизни человека; белый – стойкости в испытаниях и чистоты, зеленый и черный – цвета земного начала.

Фото: yakutmuseum.ru

Но самыми древними видами украшения одежды у эвенков были полосы из меха и меховая мозаика, аппликации из кусочков замши, накладные швы из оленьего волоса типа «жгутик», «строчка», «елочка».

Эвенкийский орнамент строго геометричен. В нем вроде все просто: квадраты, треугольники, круги, зигзаги, кресты. Однако за внешней простотой кроется сложная система символов.

Фото: goskatalog.ru, Жиганский исторический музей

Крестообразная фигура – гагара: птица, выбирающая себе пару один раз на всю жизнь. Она – символ любви и семейной верности. Орнамент-«гагару» наносили на нагрудник. Концентрические круги или круг с точкой в центре – знак Верхнего мира или Солнца. Такой узор часто располагается на головной повязке или нагруднике и служит оберегом.

Фото: goskatalog.ru, Поронайский краеведческий музей

Горизонтальные полосы – это лестница или ребра птицы. Они олицетворяют дорогу человека во Вселенной или его путь между жизнью и смертью.

Главным оберегом был узор, символизирующий оленя, который считался у эвенков священным животным.

Где посмотреть

Виртуальный тур по Эвенкийскому краеведческому музею

virtual-tour.eis5.ru

Аудиогид «Секреты выживания в тайге от селькупов и эвенков»

izi.travel

Виртуальный тур по Таймырскому краеведческому музею

virtual-tkm.ru

Видео-мастер-класс «Эвенкийский орнамент»

youtube.com

Видео «Традиционная одежда эвенков и эвенов» от Музея музыки и фольклора народов Якутии

youtube.com

Видео «Тунгусский фрак» от Культурно-досугового объединения Катангского района Иркутской области

youtube.com

Использованные материалы

  • Е. Ф. Афанасьева, «Сакральная лексика эвенкийской одежды».

  • Е. В. Бармина, «Образ оленя в традиционной культуре коренных народов Восточной Сибири».

  • М. Х. Белянская, «Этническая эстетика и декоративная особенность традиционного эвенкийского костюма».

  • Г. М. Василевич, «Тунгусский нагрудник у народов Сибири».

  • Т. Т. Маркова, Л. Е. Сидорова, «Композиция эвенкийского орнамента для нагрудного украшения».

  • «Народы Сибири. Этнографические очерки». Издательство АН СССР, 1956 г.

  • Т. М. Сафьянникова, «Орнаменты и украшения эвенков».

  • В. А. Тураев, «Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

«Лучшее – в Арктике»