Богатство края

Проект «Берингия – лицом к лицу с Севером» – это возможность собрать уникальный видеоархив о культуре, традициях, искусствах и ценностях коренных малочисленных народов Севера Камчатки. Хранительница национальной культуры, скорняк, резчик по дереву и другие ремесленники в формате видеоинтервью делятся секретами мастерства, а также рассказывают о быте и нравах своего народа, его жизни в современном мире. Эти редкие кадры будут интересны всем, кто хочет знать историю полуострова и его коренных жителей.

Без оленей я ничто

Одна из первых героинь цикла «Берингия – лицом к лицу к Северу» – представительница чукотской культуры Юлия Обертынская. Она родилась в 1954 году в селе Ачайваям (Олюторский район Камчатского края). «Я чукчанка из очень богатого рода. У меня до сих пор есть олени… Если у меня не будет оленей, то я ничто, – рассказывает о себе и своих предках Юлия. – Слово «чукча» произошло от «чаучу» – богатый оленями. Но мы жили родами и друг друга чукчами не называли».

«Кочевая жизнь – это холод, зной, пурга… Это дождь. Это пешком пять, а то и десять километров. Нужны силы! А тут еще оскорблять другого человека? Это больно, обидно, нехорошо. Поэтому спасибо предкам за то, что они не придумали для нас ругательных слов».

Юлия Обертынская, хранительница чукотской культуры
Наврагли Эвико (Юлия Обертынская)

В видеоинтервью хранительница и знаток родной культуры Юлия Обертынская демонстрирует мастерство горлового пения, исполняет авторский танец с копьем, показывает, как прогревать барабан, учит правильно слушать рассказы соседки и объясняет, почему бранные слова не появились в чукотском языке.

Полный цикл

В этнокультурном просветительском марафоне «Берингия – лицом к лицу с Севером», который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, приняли участие пять ремесленников Камчатки. Уже сейчас можно посмотреть интервью не только с Юлией Обертынской, но и с корякским мастером скорняжного дела Юлией Юлтыгиной, резчиком по дереву Александром Дмитриевым и прослушать их тематические лекции.

Всего на YouTube-канале проекта будет опубликовано шесть лекций и пять видеоинтервью.

«В 2022 году зимний фестиваль расширится этнокультурной программой «Берингия — лицом к лицу с Севером». Бережное сохранение исчезающей культуры коренных малочисленных народов Севера – большая задача для всех нас. Серия онлайн-лекций «Лицом к Северу» и видеороликов-интервью с жителями Севера Камчатки, мастерами-ремесленниками и сотрудниками культурно-просветительских центров, будет размещена на доступных сервисах в сети Интернет».

Александр Журавлев, директор Камчатского выставочно-туристического центра

Орнамент как письмо от предков

Еще одна героиня проекта – Анна Русских, представительница корякской культуры. Она родилась в селе Парень Пенжинского района, который знаменит на весь мир своими ножами. Анна с шести лет занимается вышивкой: создает традиционную праздничную одежду, аксессуары и украшения с национальными орнаментами. Вот как мастер по вышиванию бисером объясняет значение некоторых узоров: «В основном орнаменты передавались по наследству. Их можно было прочитать как информационное письмо и узнать, к примеру, что в этой семье были охотники или охотники на морского зверя, возможно, кто-то даже погиб во время этой охоты. Такое вот письмо, передающееся следующему поколению».

«Если есть что передать кому-то, нужно передавать. А если будешь передавать, значит что-то сохранится и передастся дальше. Культура, может, через каких-то двести лет будет только в книжках написана. Поэтому, дай бог, сохраним, передадим, было бы желания у всех».

Анна Русских, мастер по вышиванию бисером

В первой части видеоинтервью Анна Русских раскрывает секреты создания национальных корякских украшений, которые защищают своих обладателей от злых духов нинвитов. «Украшений на одежде, особенно на спине, должно быть очень много, потому что на спине нет глаз и эти солнышки-обереги защищают тебя» – так учила Анну ее бабушка. Затем героиня на примере корякской шапки показывает, как украшения размещали на традиционной одежде, а также рассказывает о роли собак в жизни северных народов.

Милости просим на стакан чаю

О культуре других коренных народов – камчадалов, командорских алеутах и ительменов – в своих лекциях рассказали научные сотрудники Камчатской краевой библиотеки им. С. П. Крашенинникова и Командорского заповедника.

Наталья Дивнина, главный библиотекарь отдела краеведения Камчатской краевой научной библиотеки им. С. П. Крашенинникова, поделилась своими знаниями о том, как на полуострове появились камчадалы, как они взаимодействовали с другими народами и перенимали их культуру, а также из чего состоял их быт. Лекцию снимали на этноплощадке, которая повторяет конструкцию настоящего жилища камчадалов.

«Большинство камчадалов описывалось как народ зажиточный. Мы сидим в инсталляции «Старинное жилище камчадалов». У нас тканевые обои, у нас шелковые платья, у нас кипит самовар, но в то же время у нас берестяная утварь, хотя чашки могут быть французские или английские».

Наталья Дивнина, Камчатская краевая научная библиотека им. С. П. Крашенинникова

Еще одна научная лекция просветительского марафона посвящена проблеме исторической реконструкции предметов материальной культуры командорских алеутов. «На Камчатке об этой небольшой малочисленной народности Севера знают очень мало, – поясняет Наталья Александровна Татаренкова, начальник отдела сохранения историко-культурного наследия государственного природного биосферного заповедника «Командорский» им. С. В. Маракова. – Это сложная в этническом отношении группа, которая сформировалась на Командорских островах на базе нескольких народностей».

«Наша задача, над которой мы работаем не один год, воссоздать историю и попытаться воссоздать предметы материальной культуры. Реконструкция у нас началась с достаточно необычного предмета – ритуальной шапки».

Наталья Татаренкова, Командорский заповедник

Наталья Александровна вместе с коллегой Ириной Горбуновой рассказывает, как и из чего командорские алеуты шили ритуальные шапки, что такое бобровая стрелка и чем командорских бубен отличается от бубнов других северных народов. Также сотрудники заповедника показали другие предметы быта, которые были реконструированы по описаниям и научным работам исследователей.

Берингия – 2022

Ездовой спорт – только часть самобытной культуры коренных жителей Камчатки. Бережного отношения также требуют фольклор, языки, традиции, быт и ремесла народов, проживающих на полуострове. История каждого района Камчатки тесно связана с традиционным укладом его коренных жителей. Поэтому гонка «Берингия» эффективно трансформируется из ежегодного спортивного соревнования в большой зимний культурно-просветительский фестиваль.

В 2022 году праздник охватит все районы Камчатки и соберет «за одним столом» представителей бизнеса, туризма, гостей из других регионов и т. д. 19 февраля стартуют «Елизовский спринт» и впервые Avacha Race протяженностью 300 км. А 6–7 марта в селе Эссо Быстринского района начнется традиционная гонка на собачьих упряжках «Берингия». Присоединяйтесь!

Программу и новости фестиваля «Берингия – 2022» смотрите на официальном сайте beringia41.ru и на Instagram-страничке @beringia_41.

Этнокультурный просветительский марафон «Берингия – лицом к лицу с Севером» проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.