Интервью с директором Таймырского краеведческого музея
Таймырский краеведческий музей – самый северный государственный музей России. Его директор Эмилия Стамбровская рассказала «Детям Арктики» об уникальной коллекции, новой этнографии и инновационных выставочных технологиях.
– Если это можно назвать случайностью, давайте так и сделаем. В 2010 году я окончила Сибирский федеральный университет по направлению «Экология и природопользование». В декабре того же года стала научным сотрудником отдела природы Таймырского краеведческого музея. Затем – заведующей отделом.
С 2017 года как заместитель директора работала рядом с Ольгой Павловной Корнеевой, Заслуженным работником культуры РФ, Почетным гражданином Таймыра – она возглавляла музей 20 лет, а проработала в нем около 40. Именно она сделала наш музей главным культурным центром не только Дудинки, но и всего Таймыра. В 2022 году Ольга Павловна уехала с Севера и передала руководство мне. Связь мы не теряем, Ольга Павловна продолжает сотрудничать с нами по нескольким проектам.
Сейчас музей для меня – всё. Собственно, другой работы в моей жизни не было.
Таймыр – это самая северная материковая часть России и всей Евразии. Это маленькие населенные пункты, разбросанные на сотни километров друг от друга. Это зима, длящаяся 10 месяцев в году. Здесь, на арктическом полуострове, находится самый северный государственный музей России – Таймырский краеведческий. Его называют сокровищницей памятников истории и культуры коренных народов Таймыра.
– 4 сентября 1937 года постановлением исполкома Таймырского окружного Совета депутатов трудящихся было принято решение о создании музея в городе Дудинке. С этого постановления официально начинается история Таймырского музея. Первые два десятилетия были непростыми: музей переезжал, горел, был законсервирован (в годы Великой Отечественной войны), не имел своего помещения, вновь переезжал из здания в здание, и лишь в 1955 году музей впервые в истории получил собственный дом. Это время совпало с приходом на должность директора Александры Ефграфовны Пичуговой, которая возглавляла музей с 1958-го по начало 1973 года. Время ее руководства можно по праву назвать временем становления музея. За 15 лет под руководством Александры Пичуговой музей серьезно увеличил свои коллекции и число посетителей, развил научно-исследовательскую и экспозиционную работу, наладил связи с коллегами из Красноярска и Норильска. В 1972 году на ВДНХ Александра Евграфовна представила первую выездную выставку из фондов Таймырского краеведческого музея, которая получила замечательные отклики!
В 1960–1970 годах музей тесно сотрудничал с археологами Заполярного отряда Ленинградского отделения Института Археологии АН СССР. Благодаря этому был создан экспозиционный комплекс «Бронзовый век», карта археологических памятников на территории округа.
С 1978-го по 2002 год музеем руководила Людмила Григорьевна Блюдова –Заслуженный работник культуры РСФСР. Это период стабильной, планомерной работы: были налажены учет, хранение музейных предметов и коллекций, создан электронный каталог.
Затем музей возглавила Ольга Павловна Корнеева, на долю которой выпала огромная работа по строительству здания музея и созданию экспозиции. Безусловно, одним из важнейших событий во время ее директорства стало открытие в 2009 году здания, построенного для Таймырского краеведческого музея по проекту А. В. Курицына.
В последние 10 лет музей ведет большую проектную работу, участвует в грантовых конкурсах, реализует значимые социальные проекты. Нас поддерживают ПАО ГМК «Норильский никель», Фонд «Наш Норильск», Фонд Владимира Потанина, Фонд Михаила Прохорова. Кроме того, мы сотрудничаем с Проектным офисом развития Арктики, Агентством развития Норильска и др.
– С 1958-го по 1980 год музей организовывал многочисленные экспедиции, сотрудники ездили в отдаленные поселки, там и собирали этнографические материалы. Сейчас наша этнографическая коллекция включает около трех тысяч предметов. Это традиционная одежда коренных жителей Таймыра, предметы быта, уникальное собрание украшений: серебряные серьги, браслеты, гривны – их надевали богатые долганские невесты.
В коллекции есть и экспонаты, аналогов которым нет ни в одном музее мира. Это предметы, связанные с верованиями коренных народов Таймыра: идолы, ритуальные маски, шаманские костюмы. Особо подчеркну, что люди передавали их нам сами – кто-то во время экспедиций, кто-то привозил раритеты в музей. Но никогда ради того, чтобы получить ценный экспонат, наши сотрудники не брали их с мест захоронения. Это очень важно.
Гордость музея – комплекс-диорама «Камлание шамана». В этой экспозиции представлен подлинный костюм последнего нганасанского шамана Тубяку Костеркина (1921–1989). Камлать он прекратил за несколько лет до смерти, в 1982 году, когда умерла его жена: Тубяку решил, что духи его покинули. Свой шаманский костюм и другие атрибуты он передал музею, хотя этот поступок вызвал неодобрение среди нганасанского народа.
– Считается, что культовые предметы должны оставаться в семье, переходить по наследству детям. Но Костеркин понимал, что, отдав костюм музейщикам, он сохранит для потомков огромный пласт духовной культуры. Так и произошло: после него шаманов на Таймыре не осталось. А значит, и костюм, и другие вещи могли бы быть утеряны.
В 2019 году в музее открылась выставка «Параллельные миры Тубяку», на которой была представлена главная часть культовой коллекции.
– Каждый год наши фонды «прирастают» в среднем на 800 предметов. Что-то находим в экспедициях, что-то люди приносят сами. Экспонатами становятся объекты, связанные не только с далеким прошлым, но и с настоящим. Всё, что происходит сейчас на Таймыре, находит отражение в фондах. Когда-нибудь это тоже станет историей.
– Это понятие подробно рассматривает в своих работах Андрей Владимирович Головнев, директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры). Новая этнография предполагает диалог исследователя и исследуемого и изучение не только исконных традиций народа, но и тех изменений, которые эти традиции претерпевают. Результаты таких исследований все чаще презентуются с использованием современных цифровых технологий.
Другая сторона новой этнографии – привнесение в эту сферу некой бизнес-составляющей. Речь, например, об этнотуризме, этнофестивалях и т. д. Путешественникам интересно побывать на стойбище, посмотреть, как люди живут. Но слишком далеко углубляться в тундру при этом не хотелось бы. Поэтому предприниматели – организаторы туров просят оленеводов изменить традиционные кочевые пути – так, чтобы к ним было удобно добираться. Те соглашаются: почему бы и нет? И, конечно, полностью отдают себе отчет в том, что принимают туристов, которые за свои деньги хотят получить определенные впечатления. То есть, как ни крути, подстраиваются под «внешние» пожелания. Все это, безусловно, влияет на образ жизни коренных северян.
Конечно, время не остановишь, и всё должно развиваться по своим законам. Но в идеале все же хотелось бы соблюсти некий баланс между интересами туристической сферы и сохранением настоящего, подлинного.
– Это правда, посетители сейчас искушенные, насмотренные, сравнивают музеи между собой, и все это создает для нас определенные вызовы.
Однако и тут нужен баланс. Центром любой экспозиции всегда был, есть и будет предмет. В основе экспозиции Таймырского музея – Арктика во всех ее проявлениях, от природы до хозяйственных комплексов коренных народов Севера. А уже дальше мы думаем, как поинтереснее преподнести экспонаты. У нас, как и во многих современных музеях, есть информационные столы, тривизоры, живые этикетки, сенсорные киоски, VR-очки – всё это дополняет экспозицию, делает информацию более живой и доходчивой. Но это не самоцель, перебора быть не должно.
– Не так давно музей завершил проект «Профессионализм, креативность – результат!» (грантодатель – фонд «Наш Норильск»). Мы задумали «оживить» работы первого долганского художника Бориса Молчанова при помощи компьютерных технологий, показать их персонажей в действии, а сюжеты – в развитии. Оцифровали 15 картин и создали мультимедийную выставку, которую так и назвали – «Ожившие полотна Бориса Молчанова». Под нее был отведен специальный круглый зал с панорамным экраном. Изображение сопровождалось объемным звуковым рядом – словом, создавался полный эффект присутствия.
Обычно мы дополняем выставку интерактивными средствами, а тут попробовали зайти с другой стороны: через виртуальную экспозицию «спровоцировать» людей на то, чтобы они другими глазами посмотрели на настоящие, не виртуальные картины Бориса Молчанова, которые экспонируются в этом же зале. И получилось!
Наши сотрудники, работая над этим проектом, многому научились, даже стажировки в Строгановке проходили. И позже самостоятельно создали виртуальные выставки по работам таймырских художников «Ожившие сюжеты. Дудинка. ХХ век» и по картинам первого профессионального нганасанского художника Мотюмяку Турдагина «Нганасаны. Путешествие в прошлое».
Фрагмент мультимедийной выставки «Нганасаны. Путешествие в прошлое» по работам Мотюмяку Турдагина.
– Мы работаем сразу над двумя проектами, посвященными Великой Северной экспедиции 1733–1743 годов. Ее маршрут проходил в том числе через Таймыр – благодаря этому полуостров впервые появился на географической карте. Проект «Дорогами первых. Таймыр» поддержал ГМК «Норильский никель». Второй проект, «Герои Арктики: любовь и долг», реализуется в партнерстве с фондом «Красноярская Арктика» и при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Особый акцент мы делаем на истории участников экспедиции – супругов Василия Васильевича и Татьяны Федоровны Прончищевых. Татьяна Прончищева, кстати, стала первой в мире женщиной – полярницей. О них мы ставим большой спектакль, основанный на архивных документах, в том числе никогда прежде не публиковавшихся. Материалы находим в архивах Военно-морского флота, Российской академии наук, Русского географического общества. Этим как раз в настоящее время занимается Ольга Павловна Корнеева, которая в нашем проекта является консультантом по истории Великой Северной экспедиции.
Известный красноярский художник Елена Ильянкова напишет картины, посвященные экспедиции. Они будут «оживлены» по уже опробованной нами технологии и станут декорациями для спектакля.
Хотя постановка еще не готова, мы уже примерно представляем наш гастрольный график. После Дудинки обязательно покажем спектакль в Норильске, Хатанге, а потом вывезем его в Санкт-Петербург.
– Я не только работаю, но и родилась и выросла на Таймыре, в поселке Носок, в котором большинство населения – ненцы.
Изменения, конечно, есть. Всё чаще люди переезжают в крупные населенные пункты, всё реже занимаются традиционным оленеводством. Но они и не могут жить в точности так же, как жили их прапрадеды. Как и все мы, они ищут для себя лучшего. Хотят, чтобы их дети учились в университетах, хотят жить в комфортных условиях. Будем честны: если человек захочет изменить свою жизнь, он это сделает, уговоры тут не помогут.
Поэтому вопрос стоит не об абсолютном сохранении, а о поддержании традиционного образа жизни. На Таймыре действует довольно много специальных программ – по изучению родных языков, развитию оленеводства, традиционной культуры. Многие из них адресованы молодежи.
– Думаю, да. Прежде всего, на Крайнем Севере живут люди, искренне его любящие. Условия жизни у нас здесь сложнее, чем в других регионах, поэтому если жить на Таймыре и при этом не любить его всей душой, как-то очень грустно получается…
Сегодня любой музейный сотрудник – универсальный человек, способный работать по нескольким разным направлениям. А у нас, с учетом определенного кадрового дефицита, эта универсальность прямо-таки зашкаливает. Когда люди приходят устраиваться к нам на работу, и мы обрисовываем им круг задач (экскурсии, подготовка выставок, культурные и просветительские проекты, научная работа с участием в конференциях и семинарах) – многим кажется, что это как-то слишком глобально и обширно. Но те, кто готов развиваться и совершенствоваться, в итоге со всем справляются.
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.