Костюмы коренных народов
Пожалуй, ни в чем другом так наглядно не проявляются различия в культуре и традициях северных народов, как в их национальной одежде. Глаза разбегаются от разнообразия нарядных, щеголеватых и в то же время удобных и функциональных костюмов жителей Арктики.
Вот строгая и лаконичная нганасанская парка (лу). Светлая, безупречно выделанная оленья шкура, геометрические орнаменты белого, черного, красного цветов. По одной версии, они имитируют оперение краснозобой казарки – прародительницы нганасан, по другой – олицетворяют снежные просторы тундры, полярную ночь и жаркий огонь.
На черных, как полярная ночь, долганских кафтанах переливаются огнями орнаменты, символизирующие северное сияние, родные чумы, борозды от нарт, мифические средний, верхний, нижний миры… Все, что окружает долган или рождается в их легендах, находит отражение в узорах на одежде.
Богатством бисерной вышивки поражают сверкающие эвенкийские костюмы. Здесь каждую деталь одежды, от подола до воротника, каждый элемент узора можно рассматривать до бесконечности, «читать» его, словно книгу, и удивляться виртуозности создавших их мастериц.
«Все узоры на наших костюмах – солнышки, чумы, оленьи рожки, следы животных, лапка гагары – создательницы мира – это не только украшения, но и обереги, – рассказывает мастер по костюмам Маргарита Гулящих, специалист Эвенкийского районного культурно-досугового центра. – Невозможно создать настоящий национальный костюм без знаний об истории и традициях своего народа. У нас в Эвенкии искусство создания традиционной одежды живо и в наши дни; молодые с удовольствием перенимают секреты мастерства у старейшин».
При всех различиях у костюмов северян есть общая константа – мех, защищающий от холода. Выделка шкур для одежды и обуви – это искусство, процесс небыстрый. Но если все сделано верно, сапоги или парку можно носить 15, а то и 20 лет.
«Камус (шкура с голени оленя. – Прим. ред.) мы выделываем только вручную, – рассказывает Станислав Увачан, председатель эвенкийской общины «Катанга». – Первым делом снимаем с него скребочком пленку-мездру – аккуратно, чтобы основную шкуру не повредить. Затем растапливаем на сковородке нутряной жир из кишок оленя – его собирают после забоя – и мажем им камус изнутри. Вешаем в чуме, в сторонке от костра. Он примерно сутки висит, на дыму слегка коптится, жир в него впитывается. Копчение, кстати, отпугивает от одежды и обуви грызунов и гнус. Затем снова мажем камус жиром и опять подвешиваем на сутки – и так три раза повторяем. А как снимем – отдаем эту камусину ребятишкам. Они с ней играют, таскают туда-сюда, лишь бы не потеряли. Так камус постепенно разминается. Все, теперь из этой шкуры можно шить сапоги».
Для ковров и подошвы сапог эвенки выбирают оленьи пятки – жесткие, волосатые, жирные. Размером они примерно со спичечный коробок, поэтому на один сапожок около 25 понадобится. Сшивают подошву подшейным волосом оленя, его же укладывают между швами, чтобы ни одной щели не осталось. Подшейный волос не намокает, так что сапогам из камуса ни вода, ни снег, ни снежная пыль не страшны.
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.