Тундровые энцы

Малочисленный энецкий народ подразделялся на два основных субэтноса: тундровые энцы («сомату») и лесные («пэ-бай»). Костюм северян-сомату напоминал одежду их ближайших соседей – нганасан.

Тундровые энцы носили глухую парку, а в морозы даже две. Нижнюю и длинную, дёду, надевали мехом внутрь. Верхняя, пазо пагга, была до колен и с капюшоном, ее шили мехом наружу. В поездках по тундре сомату надевали еще и сокуй – длинный меховой тулуп с капюшоном.

Фото: goskatalog.ru, Таймырский краеведческий музей
Мария Туглакова в энецкой парке, 1980 г.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Праздничная энецкая мужская одежда глухого покроя.
Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей
Штаны-натазники мужские. Конец XIX – начало ХХ века.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Мужской сокуй с султаном («рогом») из оленьего хвоста.

К капюшону сокуя энцы и нганасаны пришивали рог из оленьего хвоста, набитого жилами и шерстью. Он защищал от крепких морозов, злых духов и символизировал мужскую силу. По этой детали энцев и нганасан можно было издалека отличить от других жителей тундры.

Лесные энцы

Пэ-бэй, жившие южнее, одевались как ненцы. У них в ходу была малица – просторная рубаха мехом внутрь, длиною до колен, с пришитыми рукавицами и капюшоном. Поверх малицы надевали сорочку из цветного сукна. А в сильные холода – меховой сокуй (он же совик).

Зимние штаны таруо, сшитые мехом внутрь, по крою также не отличались от ненецкого. Летние штаны делали из ровдуги (замши). Из нее же шили нижние рубахи.

Энец в маличной сорочке, XXI в.
Фото: goskatalog.ru, Красноярский краевой краеведческий музей
Энецкая семья, 1918 г.
Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей
Карасинские самоеды, начало XX в.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Группа энецких мужчин в малицах и совиках возле чума ненецкого типа, 1909–1910 гг.

Нганасанские заимствования в энецкой одежде – более древние, чем ненецкие. Но к середине ХХ века костюм энцев стал практически неотличим от ненецкого. «Нганасанские мотивы» если и сохраняются, то лишь в ритуальных одеяниях.

Энецкие детали

Нганасаны и энцы носили бакари – высокие меховые сапоги, закрывавшие почти всю ногу. Но у энцев они не имели взъема – фактически это были просто большие меховые мешки. Подошва у бакарей уникальна. Во-первых, она лохматая – на такой не скользко. Во-вторых, жесткая и прочная, поскольку шьется из кожи с ноги оленя, той ее части, что у самого копыта. Одной такой подошвы хватало на несколько «поколений» бакарей: верхняя часть сапог снашивалась, и новые меховые цилиндры пришивали к старой подошве. И еще одно свойство этой обуви: она не накапливает запах человека, а для охоты это очень важно.

Фото: goskatalog.ru, музей-заповедник «Коломенское – Измайлово»
Самоед, 1930-е гг.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Нганасанско-энецкая обувь без подъема не повторяет форму ноги, а имеет форму мешка.
Фото: collection.kunstkamera.ru
Энецкие женщины, Ямал, 1938 г.
Фото: collection.kunstkamera.ru
Снеговые очки делали из кожи, древесной коры, мамонтовой кости, монет и даже чайных ложек.

Энцы использовали в качестве летней одежды старую зимнюю, иногда специально состригали с нее мех. И никогда не носили наружные пояса – только те, которыми поддерживались натазники.

У энцев была особая ритуальная одежда (праздничная и погребальная). Делали ее из белых шкур молодых оленей, богато орнаментировали, украшали кожаной мозаикой и бахромой. Обязательной деталью был вшитый нагрудник – исключительно декоративный элемент. Такой наряд впервые шили, когда ребенку исполнялось 7 лет, а затем по мере его взросления несколько раз перешивали тот же костюм.

Женский вариант

Женская одежда по крою почти не отличалась от мужской, но была распашной и без капюшона – его у женщин заменял меховой капор. Верхнюю и нижнюю парки энки сшивали по вороту вместе, а на горловине делали опушку из черного или белого собачьего меха.

Фото: goskatalog.ru, Государственный исторический музей
Портрет группы самоедов семейства Таку, рода Силинтер, Сургут, 1893 г.
Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей
Зимняя женская парка, 1970–1980 гг.
Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей
Энецкая шапка, начало XX в.
Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей
Энецкий женский комбинезон, конец XIX в.
Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей
Поясное украшение, конец XIX в. Ремень с бахромой был обязательным элементом женского комбинезона.

Обязательным элементом комбинезона был ремень с бахромой (дятюо), украшенный черными и красными полосами. Отсутствие дятюо, считали энцы, вызывало у женщин болезни и бесплодие.

Под парку надевали нательный комбинезон, к нему прикрепляли игольницу, сумочку для огнива и прочих полезных вещей. Зимний комбинезон шили из оленьей шкуры с подстриженным ворсом и носили мехом внутрь, летний – из ровдуги. Во время зимних поездок женщины надевали оба комбинезона – и меховой, и ровдужный. Штанины заправляли в сапоги, которые были значительно короче, чем у мужчин.

Узоры с «рожками»

Фото: goskatalog.ru, Красноярский краевой краеведческий музей
Н. А. Лаптуков. Энецкие плывущие олени и нганасанин.

Энецкую одежду можно безошибочно узнать по орнаменту, который отличается от нганасанского и ненецкого (хотя и схож с ними). Древнейшие его элементы – чередующиеся квадратики или уголки из темного и светлого меха, полосы с «отростками» по одной или обеим сторонам, зигзаги, кресты, фигуры, напоминающие буквы Г, Р, F. Некоторые исследователи считают, что в орнаментах энцев зашифрованы их родовые знаки (тамги) – они и составляли раппорт, то есть базовую, повторяющуюся часть узора.

Фото: taimyr-museum.ru

По орнаменту можно было многое узнать о владельце костюма. Одни узоры были приличны для молодых людей, готовящихся вступить в брак. Другие характеризовали женщину как заботливую мать и хозяйку. По иным орнаментам можно было догадаться даже о количестве оленей у человека.

Фото: goskatalog.ru, Красноярский краевой краеведческий музей
Детали задней части энецкой женской парки. Изделие М. С. Туглаковой.

Орнаментами отделывали главные линии кроя одежды: узоры служили оберегами, призванными защитить человека от злых сил и привлечь к нему богатство и удачу.

Шаман-птица

Фото: collection.kunstkamera.ru
Головной убор энецкого шамана, конец XIX – начало XX века.

Энецкие шаманы делились на три категории: первые общались с духами-небожителями, вторые защищали людей от злых сил, третьи держали связь с миром мертвых. Особый костюм полагался только шаманам первой категории. Полное шаманское облачение включало кафтан, рукавицы, нагрудник, глазную повязку, шапку-корону, пимы.

Фото: collection.kunstkamera.ru
Энецкий шаманский костюм.

Исследователи отмечают: одежда шамана подчеркивала его сходство с птицей.

Так, у шаманской разрезной парки передняя часть была заметно короче задней (словно грудка и хвост у птицы). Металлические подвески в виде птиц, оленя, человеческих фигур символизируют духов-помощников, а три выступа на подоле – хвост птицы.

По краю кафтана нашивалась длинная и густая бахрома, а на полы – многочисленные ремешки, металлические бляшки, трубки, пуговицы, кусочки меха и ткани, все украшения напоминают птичье оперение. На спине шаманской парки было и кольцо, через которое на время камлания пропускали ремень или вожжу: помощник придерживал шамана, чтобы тот не упал, находясь в трансе, а главное – чтобы не «улетел наверх».

Фото: collection.kunstkamera.ru
Нагрудник шаманского костюма. Символизирует грудную кость (киль) птицы.

К шаманскому нагруднику крепили пластинки, изображающие духов-помощников. Они помогали в путешествии по разным мирам. Также шаманы носили повязку для глаз. Она напоминала солнцезащитные очки, но прорезей на ней не было, а глаза были обозначены кругами. На время камлания шаманы подвешивали ее на парку – считалось, что «глаза» на повязке видят иной мир, доступный только шаману и больше никому.

Где посмотреть

Виртуальный тур по Таймырскому краеведческому музею

taimyr-museum.ru

Видеоэкскурсия по Таймыру

arctic-children.com

Интерактивный портал «Люди Севера»

snob.ru

Использованные материалы

  • В. И. Батагай и коллектив авторов, «Орнамент – язык предков».

  • З. Н. Болина, «Как сейчас живут энцы».

  • З. Н. Болина, «След нарты».

  • Ю. Н. Квашнин, «Отражение межэтнических контактов в современной одежде ненцев и энцев низовьев Енисея».

  • Е. Д. Прокофьева, «Энецкий шаманский костюм».

  • О. М. Рындина, «Генезис орнамента обских угров и самодийцев в контексте их истории».

  • В. А. Тураев, «Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

  • Портал krskstate.ru.