Кафтаны

Фото: goskatalog.ru
Эвенский танец «Лебедь и лебедка», Ким Лена и Ньургун Попов. Музей фольклора села Эльгяй

Эвены – и мужчины, и женщины – носили распашные кафтаны из оленьего меха и ровдуги (замши). Для морозов их шили из толстых и густых зимних шкур, для теплых сезонов – из тонких весенних и летних. А в самый лютый холод носили двойную одежду – мехом внутрь и наружу.

Эвенские кафтаны шились в обтяжку. Передние их полы на груди не сходились – их прикрывали передником, цельным или составным – из нагрудника и фартука.

Фото: collection.kunstkamera.ru
Верхние кафтаны на поясе присборивали – из-за этого они были пышными, расширяющимися книзу. Эвены, 1930-е гг.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Женская одежда отличалась от мужской богатой отделкой. Женский передник украшен бахромой, вышивкой бисером. Эвены, 1904–1907 гг.
Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей
Парка с «хвостом», который остался частью костюма еще с тех времен, когда эвены носили шкуру целиком, без раскроя и шитья.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Женский нагрудник «нэлэ».
Фото: s-museum.mag.muzkult.ru
Эвенский мужской нагрудник.

На женские передники нашивали клапаны, иногда в несколько ярусов. О назначении этой детали костюма исследователи спорят. По одной версии, через клапаны пропускали металлическую полосу для заточки ножей. По другой – это чисто декоративный элемент.

Кафтаны носят и некоторые другие северные народы. Но только у эвенских был сзади меховой «хвост», а то и два, свисавшие до самой земли. Эвены подчеркивали это отличие: «У юкагиров – хвост куропатки, а у эвенов – гагары», – гласит народная пословица. Особую роль хвост играл в костюме эвенского шамана. И чем сильнее был шаман, тем длиннее хвост.

Функциональный гардероб

В традиционном костюме эвенов есть масса «фишек», делающих его удобным, функциональным и в то же время оригинальным.

Фото: s-museum.mag.muzkult.ru
Мужские меховые натазники.

Важные части эвенского костюма: натазники – по сути, шорты из меха, ровдуги или сукна, а также ноговицы, закрывавшие остальную часть ноги. У мужчин они постепенно трансформировались в наколенники, а женщины носили ноговицы еще долго.

Фото: goskatalog.ru, Государственный центральный музей современной истории России
Эвены в национальных костюмах, ок. 1948 г.

Меховые рукавицы кукатан наглухо пришивались или прочно крепились к рукавам кафтана. Пробраться морозу было некуда! На ладони у эвенских рукавиц была поперечная прорезь, через которую можно было высвободить руку – чтобы пострелять на охоте или сделать мелкую работу.

Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей
Меховое боа для защиты от холода носили и мужчины, и женщины.

Часть эвенского гардероба – длинный меховой шарф, напоминающий боа. Его шили из беличьих хвостиков, нанизанных на сухожильную нить. Хвостики разрезали, мездра была скрыта внутри, и шарф выглядел как огромный пушистый хвост, в который можно закутаться как угодно. Такие шарфы носили женщины, а также охотники во время промысла. Охотники надевали и набородники (кэвэпэн) – меховую повязку (наподобие нашей медицинской маски), закрывающую на морозе подбородок, щеки и нос.

Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей
Пояс эвенский. Конец XIX века.

Неотъемлемая часть костюма – пояс. А на нем кольца для крепления ноговиц и высоких охотничьих унтов; петли для охотничьих и рыбацких приспособлений, а у женщин – для швейных и хозяйственных принадлежностей. Кстати, мужчины-эвены носили пояса не только на талии, но и через плечо.

Обувь и капор

Фото: collection.ethnomuseum.ru
Мужские эвенские торбаса, конец XIX в.

Летнюю и осеннюю обувь шили из легкой ровдуги, зимнюю – из камусов с плотным мехом. Короткие унты были без завязок, а высокие унты привязывали к поясу. В качестве стелек использовали сухую траву. В холода надевали меховые чулки. И всегда старались украсить обувь бисерным орнаментом.

Фото: magadanmuseum.ru
Летняя женская корбака с пелериной.

Основным головным убором для эвенов был капор (авун, корбака), расшитый бисером. Зимой поверх него надевали меховую шапку.

Капор, сшитый из трех полос – двух боковых и одной центральной – носят разные северные народы. Но эвены догадались пришивать к затылку летней корбаки пелерину для защиты от комаров.

Орнаменты

Эвены украшали одежду бисером, полосками меха, ровдуги, ткани, вышивкой оленьей шерстью. Делали это настолько искусно, что один из первых исследователей эвенской культуры Александр Миддендорф назвал их рукоделие блистательнейшим, а их праздничный костюм сравнил с испанским камзолом – за изысканность отделки.

Ученые уверены: эвенские орнаменты – не просто украшения, но зашифрованные сообщения. По узору можно догадаться о происхождении хозяина костюма, месте его проживания, роде занятий, семейном положении.

Фото: collection.kunstkamera.ru
Магаданская область, эвены, 1939 г.

Самым древним считается орнамент из чередующихся светлых и темных кусочков меха или замши. Он символизирует мужское начало. С женским началом, культом плодородия и продолжения рода связан орнамент из треугольников.

На эвенской одежде нет изображений людей и зверей (исключение – ритуальный костюм шамана). Человеческие силуэты заменяют дуги с кружками внутри, свои символы есть и для животных.

Эвенский орнамент отражает представления народа об устройстве мира и космоса. Один самых популярных элементов – круг, образ Солнца и других светил. Линии и зигзаги символизируют небо и гром, бахрома на клапанах – солнечные лучи и дождь как символ плодородия.

Под защитой

Фото: goskatalog.ru, Быстринский районный этнографический музей
Фартук женский с бубенцами. Мастер В. С. Коеркова.

Не только эвенский узор, но и сам костюм играл роль оберега. Так, в старину на женском поясе, переднике и подоле кафтана в несколько рядов нашивались металлические подвески, бляшки, колокольчики. «Звучащие» украшения должны были не только привлечь внимание к их владелице, но и отпугнуть злых духов.

Ту же функцию выполняла и бахрома: в ней должно «запутаться» зло. И «побрякушки», и бахрома пришивались к нижним частям костюма – ведь они ближе всего к Нижнему миру, где и обитает нечисть. Вышивки и орнаментальные аппликации располагались по швам и краям одежды (на горле, обшлагах и т.д.) – чтобы нечистая сила не пробралась через них.

Фото: collection.ethnomuseum.ru
Эвенский авун из ровдуги.

Оберегом был и головной убор. Он защищал не только от холода, но и от злых духов, которые могут украсть душу человека: по эвенским поверьям, волосы с нею неразрывно связаны. Строго-настрого запрещалось ходить ночью без головного убора. Нельзя было и одалживать свою шапку другому, чтобы его плохие думы не перешли хозяину.

«Неумолкаемый звон побрякушек сопровождает каждое движение ламутской (эвенской – Прим. ред.) девушки».

Этнограф и филолог Алексей Олсуфуьев

Где посмотреть

Фото: goskatalog.ru, Государственный дарвиновский музей
Открытка, Г. Д. Павлишин. Эвены, 2000-е гг.

Видео-мастер-класс «Эвенкийский орнамент»

ar.culture.ru

Интерактивный гид по Хабаровскому краевому музею им. Н. И. Гродекова на платформе «Артефакт»

ar.culture.ru

Видео об эвенском костюме от Музея музыки и фольклора (Якутия)

youtube.com

Этноколлекция Магаданского областного краеведческого музея

magadanmuseum.ru

Видеоинтервью преподавателя эвенского языка

arctic-children.com

Использованные материалы

  • Е. К. Алексеева, «Традиционный костюм эвенов как сакральный текст культуры».

  • А. Б. Панова, «Особенности орнамента эвенской одежды».

  • В. А. Тураев, «Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

  • Л. Н. Хаховская, Н. И. Вуквукай, «Эвенская этническая одежда: классический костюм и современная трансформация».