Ительменский традиционный костюм
Как сшить одежду из рыбьей кожи и шапку из птичьих перьев? Как сделать нитки из крапивы и парик из травы? Об этом знают ительмены – коренные жители Камчатки.
Традиционная одежда ительменов – и мужчин, и женщин – глухая меховая рубаха кухлянка с капюшоном и нагрудником, меховые штаны и высокие сапоги – торбаса. Зимой кухлянки и штаны носили в два слоя: нижние надевали на голое тело мехом внутрь, верхние – мехом наружу. Такое снаряжение защищало от любого мороза. Еще одна ительменская шуба, камлейка, была похожего кроя, но длинная, почти до пят.
Под верхнее одеяние женщины надевали комбинезон – хоньбы. А праздничной одеждой для представителей обоих полов была короткая меховая парка.
Лет 400 назад ительмены-мужчины носили шапки из птичьих перьев, берестяные умбракулы с завязками на затылке – они, как считалось, имели магические свойства и обеспечивали связь с высшими силами. В ходу были и деревянные шляпы, заимствованные у алеутов. В XIX веке основным головным убором стал меховой капор.
У ительменских женщин головных уборов не было. Зимой они обходились капюшоном кухлянки, а в другое время прическа защищала их лучше любой шапки.
До XVIII века у ительменок было принято заплетать волосы в множество мелких косичек, а их концы собирать в одну-две большие косы. Чтобы прически были пышнее, женщины носили парики из травы, а в косы вплетали чужие волосы.
Этнограф С. П. Крашенинников, совершивший в то время путешествие на Камчатку, отмечал, что в косы вплетались «вообще всякие волосы в таком количестве, какое только удавалось раздобыть; головы таких женщин походили на большую каминную кисть». Некоторые умудрялись сооружать из своих и чужих волос настоящие шапки!
При этом женщины следили за гладкостью прически: волосы до блеска смазывали рыбьим или тюленьим жиром, а если волоски выбивались из кос, приматывали их нитками.
К началу XIX века эта мода сошла на нет. Ительменки стали носить платки, кокошники. И заплетали одну или две косы. Но во время народных праздников традицию с с радостью вспоминают – плетут и косички, и венки.
Одежду и обувь ительмены шили костяными иглами из шкур оленей, собак, морских животных, птиц, рыбьей кожи. Нитки делали из жил, шерсти, растительных материалов, например крапивы. Обрабатывали материалы и шили одежду и обувь только женщины.
«Сперва мочат мездру водою и камнем сбивают болонь и жилы, потом намазывают жеваною икрою и, свернув кожу, топчут до тех пор, пока мездра провянет; после опять скоблят и натирают, продолжая работу до тех пор, пока мездра мяхка и чиста будет».
Примерно так же обрабатывали ровдугу и замшу, только еще коптили в дыму около недели, затем мочили и парили, «чтоб шерсть отопрела». Красили одежду ольховой корой, брусникой, минеральными красителями.
В наши дни у ительменов возрождается древнее искусство выделки рыбьей кожи. Это материал необыкновенно прочный, долговечный, водонепроницаемый.
Кожу благородных рыб (кижуча, кеты, кунжи, горбуши) отделяют от мяса, чистят от жира, стирают в мыльном растворе, сушат, раскладывая на ровной поверхности. Затем разминают на специальных мялках, отбивают деревянными колотушками, пока кожа не станет совсем мягкой. Сшить из нее можно что угодно: обувь, верхнюю одежду, головной убор.
Многие исследователи Камчатки отмечали многозначность ительменских узоров.
Так, зигзаги на традиционной вышивке символизируют волны или горы. Розетки с концентрическими кругами – Вселенную и три мира: верхний, средний и нижний. Белые круги в коричневых квадратах обозначают солнце, коричневые – луну. Т-образный узор в сочетании с кругом или овалом (такой орнамент часто можно видеть на торбасах) – это символ оленьего хвостика, древний оберег.
«К нижнему краю одежды они подшивают кайму с полосами красной кожи нерпы. Между этими полосами вшивают пучки выкрашенной в красный цвет тюленьей шерсти. Они убеждены, что властитель неба Виллюкай носит на своем платье точь-в-точь такую же кайму, которая служит ему радугою».
Символика узоров на одежде и обуви безошибочно «считывалась» ительменами. С.П. Крашенинников так писал о богато украшенных торбасах: «Сия обувь такой важности, что есть на холостом ее увидят, тотчас будет подозрение, что у него есть любовница».
Орнаменты выполнялись из шерсти, кусочков кожи и меха, бисера, бусин, разноцветных нитей. Старинные традиции украшения национальной одежды восстанавливают в ительменском фольклорном ансамбле «Эльвель»: при нем больше 10 лет работает мастерская «Уйирит» («Костер»).
Большими коллекциями по материальной и духовной культуре ительменов располагает Камчатский краевой объединенный музей, а экспозиции Камчатского художественного музея рассказывают о жизни народа языком искусства.
Увидеть народные ительменские костюмы, примерить их и даже поучаствовать в их изготовлении можно в камчатских этнокультурных центрах «Мэнэдек», «Кайныран», а также на этнографической площадке «Камчатка разными народами обитаема…» при Камчатской краевой научной библиотеке им. С. П. Крашенинникова.
Использованные материалы
С. П. Крашенинников, «Описание земли Камчатки», 1755 год.
А. И. Руденко, «Орнамент ительменов».
А. И. Руденко, «О символическом значении цвета в орнаменте традиционной одежды народов Камчатки и Чукотки».
Г.-В., Стеллер, «Описание земли Камчатки, 1774 год.
Н. К. Старкова, «Национальный костюм ительменов».
В. А. Тураев, «Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Энциклопедия Красноярского края
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.