История

Фото: collection.kunstkamera.ru
Лучок сверла из моржового клыка, I в., эскимосы.

Изделия из кости, найденные при археологических раскопках на Чукотке и Ямале, датируются I–II в. до н. э. – настолько древнее это ремесло. Из подручных материалов – костей кита, бивней мамонтов, моржовых клыков – северные мастера создавали украшения, предметы быта, инструменты, охранные амулеты.

Фото: goskatalog.ru
«Остяк и мальчик», мамонтовая кость, нач. XX в. Автор: П. Терентьев, Тобольск.

Самые древние и самые распространенные сюжеты и персонажи косторезного искусства – животные, охота, бытовые сценки. Мастера изображали то, что видели каждый день. Опытные охотники, знакомые с анатомией и привычками животных, они научились живо и достоверно передавать их повадки и пластику. Искусством северных резчиков уже сотни лет назад восхищались путешественники, не ожидавшие настолько тонкой работы от северных кочевников.

Мастерство

Фото: collection.kunstkamera.ru
Календарь тунгусов из кости мамонта, Якутия, кон. XIX в.

В древности для обработки кости использовали инструменты из природных материалов, позже – из металла. Чтобы кость лучше поддавалась обработке, ее распаривали кипятком. В наши дни мастера работают с высокотехнологичными инструментами, однако и они служат сохранению и развитию традиций древнего искусства.

Фото: collection.ethnomuseum.ru
Гравированный клык работы Елены Янку, заслуженного художника РФ, сотрудника Уэленской косторезной мастерской.

Традиционно художественная обработка изделий из мягких материалов считается женской работой, а из твердых – мужской. Поэтому раньше резьбой по кости занимались только мужчины. Однако со временем в мастерских стали работать и женщины. Имена многих из них встали в один ряд с именами знаменитых резчиков-мужчин.

Косторезные школы

Косторезный промысел характерен для многих народов Севера. Среди самых известных выделяют Холмогорскую, Тобольскую, Якутскую, Ямальскую и Чукотскую школы.

У косторезного искусства северных народов много общего. Все мастера изображали бытовые сценки, природу, животных, сказочных и мифологических персонажей. Однако у каждой школы, каждого народа свои особенности и стиль. Холмогорская резьба, история которой восходит к XVI в., а название пошло от села Холмогоры в Архангельской области, отличается тончайшей ажурной вязью и рельефными изображениями. Развитие якутской художественной резьбы связано с переселенцами XVII века, владеющими искусством резьбы по дереву. На новом месте они выбрали для работы новый материал – мамонтовую кость, которую местные считали неприкосновенной.

Фото: damuseum.ru
«Сцены из жизни северных народов», Холмогоры, кон. XVIII в.
Фото: goskatalog.ru, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
«Остяк с собакой», автор – В. Гурьев, 1936 г., Холмогоры.
Фото: collections.hermitage.ru
Якутская шкатулка, украшенная сквозной резьбой, XIX в.
Фото: goskatalog.ru, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Скульптура из мамонтовой кости «Репка», Г. Хазов. Артель «Коопэкспорт», Тобольск, 1930-е гг.
Фото: goskatalog.ru, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Скульптура «Рыбачок», Вера Обрядова. Зуб кашалота, Тобольская фабрика художественных косторезных изделий, 1978 г.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Хантыйский костяной щиток защищает палец руки от удара тетивы при выстреле из лука, нач. XX в.

На зарубежный рынок одними из первых вышли мастера Тобольской школы. В 1870-х гг. здесь активно развивалось косторезное ремесло, и в начале XX века многофигурные композиции, подготовленные со знанием многовековых традиций народов Севера – ханты, ненцев, манси, стали призерами международных выставок. Во второй половине XX в., после преобразования артели «Коопэкспорт» в Тобольскую фабрику художественных косторезных изделий акцент в работах сместился в сторону композиций с одним или двумя персонажами.

Ямальский косторезный промысел не был массовым и развивался довольно изолированно. Кочевники Ямала выбирали различные материалы для изготовления разных предметов: кости моржа – для снаряжения, олений рог – для бытовой утвари, кости оленя – для игрушек, бивень мамонта – для ложек.

Шедевры из Чукотки

Фото: collection.ethnomuseum.ru
«Охота на медведя с копьем», эскимосский художник Хухутан, 1965 г.

Наивысшего расцвета искусство резьбы по кости достигло у народов Чукотки – чукчей и эскимосов. Основанная в 1931 году Уэленская косторезная мастерская – один из крупнейших центров косторезного искусства народов Севера. Имена мастеров Уэлена –Вуквола, Вуквутагина, Гемауге, Хальмо, Ичеля, Еттуги, Хухутана, Хотхыргина, Василия Емрыкаина, Ванкатеина, Унука – знают во всем мире.

Фото: collection.ethnomuseum.ru
Скульптура из клыка моржа «Медведь», Чукотка, 1920-е гг.

Главные герои чукотской и эскимосской резьбы по кости – животные: киты, моржи, нерпы, тюлени, рыбы, птицы. Важное место занимают персонажи мифов и сказок. Поначалу их линии и силуэты скупы и обтекаемы, однако в XIX и XX начинают приобретать все больше выразительности, динамики и индивидуальных черт.

«Из всей работы <…> ничто мне не было так удивительно, как цепь из моржовой кости… Я могу смело сказать, что по чистоте работы и по искусству никто б не почел оную за труды дикого чукчи и за деланную каменным инструментом».

Степан Крашенинников, выдающийся исследователь Камчатки и Чукотки XVIII в.

Ренессанс

Фото: collection.ethnomuseum.ru
Скульптура «Бросок аркана» из бивня мамонта. Долганы, 2011 г.

В последние годы активно возрождается косторезное искусство народов Таймыра – долган, нганасан, эвенков. Формирование художественной школы начали в 1994 году, и уже в начале 2000-х работы таймырских резчиков и граверов стали получать награды в России и за рубежом.

Фото: collection.kunstkamera.ru
Фигурка человека, вырезанная из кости. Эвенки, начало ХХ в.

Особенность корякской резьбы по кости – более крупный рисунок, подчеркнуто реалистичная трактовка изображений, простота скульптурных композиций. При этом у коряков люди чаще, чем, например, у чукчей и эскимосов, становятся персонажами скульптурных композиций, и играют в них активную роль: охотятся, работают, танцуют, отмечают праздники.

Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей
Корякская трубка из клыка моржа, кон. XIX в.

Изначально северные народы занялись обработкой кости, чтобы создавать орудия труда и предметы быта: наконечники стрел и гарпунов, пуговицы, застежки, заколки, рукоятки ножей. Однако очень быстро ремесло трансформировалось в искусство: мастера вырезали из кости фигурки мифологических существ, украшения и охранные амулеты. Сюжеты и техники стали более сложными и многообразными, но секреты мастерства по-прежнему передаются из в поколения в поколение, только от человека к человеку.

Полезные ссылки

Виртуальная выставка «Сказочные сюжеты в Косторезном искусстве Чукотки»

orientmuseum.ru

Видео о коллекции косторезного искусства Музея Арктики и Антарктики на канале ПОРА

youtube.com

Сюжет «Новостей Ямала» о международной выставке косторезного искусства «Душа Севера»

youtube.com

Использованные материалы

  • Е. М. Воротникова, «Косторезные школы Русского Севера второй половины XX века».

  • С. Корольков, «Резьба по кости в народной художественной традиции Севера».

  • Н. В. Кочешков, «Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего Северо-Востока СССР».

  • Г. Н. Родионов, «Косторезное искусство Арктики».

  • Портал goarctic.ru

«Лучшее – в Арктике»