Обряды народов Таймыра
Чтобы жених и невеста жили долго и счастливо, эвенки окуривают молодоженов багульником. Узнаем у коренных жителей Эвенкии и Таймыра, что еще понадобится для укрепления здоровья, отпугивания злых духов и привлечения богатства.
Путь от знакомства до женитьбы длился у северян много лет. «У эвенков месяц сватовства – июнь. Женихом и невестой становились совсем маленькие дети – обо всем договаривались их родители. После этого мальчик и девочка дружили, почти все время проводили вместе, – рассказывает Наталья Монго, методист Арктического центра культуры (г. Дудинка). – А когда подходило время свадьбы, жених должен был заплатить за невесту калым – от 5 до 100 оленей или же, если оленей не хватало, отработать на ее семью год или два».
Родители парня тоже внимательно присматривались к повзрослевшей невесте сына: специально приезжали проверить, насколько искусно и богато она вышивает свой костюм. Так и определяли, трудолюбива ли девушка, станет ли хорошей хозяйкой. И только когда у обеих сторон не оставалось вопросов друг к другу, можно было справлять свадьбу.
По эвенкийской традиции багульник, которому приписывают не только целебные, но и магические свойства, используют во время свадьбы. Окуривание молодоженов дымом багульника должно отпугнуть злых духов и «зарядить» жениха и невесту благополучием на всю совместную жизнь. Также в «программе» обряда – первый аргиш молодых супругов вокруг чума, одаривание священного дерева, поклонение Хозяйке Вселенной и смена налобника – девичьего головного убора – на платок, атрибут замужней женщины.
Свадебный эвенкийский обряд. Фестиваль музыки и ремесел «Мир Сибири – 2024»
По северным обычаям незадолго до родов для молодой жены ставили отдельный чум. Принимать роды приглашали женщину не из своего, а из соседнего стойбища. А уже через три дня мама с малышом возвращались в основной чум. Там их ждала люлька из бересты или дерева, которую делал отец.
У эвенков было принято в первый месяц мазать ребенку лоб сажей – чтобы не сглазили. А нганасаны, чтобы защитить новорожденного от напастей, придумывали ему второе имя, указывающее на его особенные качества. Им и называли малыша прилюдно, а первое, настоящее, тщательно скрывали от посторонних.
Северяне буквально с рождения приучали малышей к делу. Девочке в люльку клали игрушечные швейные принадлежности: она должна стать хорошей мастерицей. Мальчику – маленький лук и крошечный ножичек, чтобы в будущем ему всегда везло.
А для охотников постарше проводили обряд Чичипкан. На стойбище сооружали конструкцию из скрещенных жердей примерно в человеческий рост. Человека они и олицетворяли. Если пройти между жердями и получить от шамана благопожелание и касание пучком багульника – добыча на охоте будет что надо!
Обряд Чичипкан. Фестиваль музыки и ремесел «Мир Сибири – 2024»
В наши дни Чичипкан проводят не только для охотников. Любой желающий может принять участие в обряде на здоровье, богатство и благополучие.
Все фотографии для статьи сделаны в этнодеревне фестиваля «Мир Сибири – 2024».
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.