Год рождения

Фото: collection.yanao.ru

Леонид (Вэсако) Лапцуй родился в ямальской тундре, неподалеку от озера Ярато. По документам – в 1929-м, по автобиографии – 28 февраля 1932 года. Поэт признавался, что выбрал дату, так как в этот день в 1946-м всех 14-летних ребят принимали в комсомол.

Отец хотел, чтоб я в свои семь лет
Умел любой разгадывать секрет,
Стал пастухом, охотником примерным,
Отец мне говорил под шум пурги:
«Сын, никогда от тягот не беги,
В железной схватке со стихией снежной
Ты станешь острым, словно нож железный»

Детство

Отец мальчика «батрачил на богатого соседа» и в итоге сумел заработать на собственное оленье стадо. Это да еще женитьба на девушке из богатого рода стало поводом для зависти: кто-то отправил донос, что Лапцуй-старший якобы «скрывает свою кулацкую сущность». Так маленький Вэсако остался без отца и пошел работать в колхоз «Красный рыбак».

«Я повзрослел, потому что после смерти отца стал старшим в семье. Мне надо было кормить братьев и мать. Все пришлось испытать: пастух, охотник, рыбак...»

Война

Фото: goskatalog.ru, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой
Свешников Дмитрий, «Ненецкий мальчик», до 1966 г.

В годы войны десятилетний Лапцуй был бойцом трудового фронта – долбил двухметровый лед, чтобы заменить больную мать во взрослой бригаде рыбаков. Тяготы военного времени, лютый холод, болезни и гибель родных, нечеловеческие нагрузки позже отзовутся в стихах.

«Вываливалась лопата
Порою из чьих-то рук,
А кто-то не смог проснуться,
Обледенев к утру».

Талант

В годы учебы в школе-интернате Леонид затаив дыхание слушал легенды, рассказанные старшими, старинные песни, которые напевала мать; научился различать жанры ненецкой народной поэзии, а во время игр представлял себя то могучим богатырем, то великаном.

В 1946 году Лапцуй работал в сейсмологической партии в Новопортовской тундре, о чем написал сочинение. Прочитав его, учитель литературы отметил писательский дар Леонида.

«В школе я познакомился с русской и северной литературой. Произведения Николая Вылки на ненецком языке заставили меня задуматься над вопросом: нельзя ли нашу жизнь описать, как настоящую сказку-легенду? Но пока это оставалось моей мечтой».

«Уменьшить число умирающих»

Фото: collection.yanao.ru

Несмотря на тягу к национальным легендам и мифам, Леонид Лапцуй мечтал быть врачом. После школы, в 1951 году он стал первым ненцем, поступившим в Салехардское медучилище. Окончил его в 1954-м, получил специальность фельдшера. Правда, работать по профессии не пришлось – перевесила успешная партийная карьера.

«Недуг в окно стучит всю ночь,
Угрюмый, как палач,
Но кто его прогонит прочь? Шаман?
Нет, только врач».

Встреча с писателем

«В первые же дни учебы (в медучилище. – Прим. ред.) я познакомился с редактором национальной газеты «Няръяна Нгрэм» писателем И. Г. Истоминым. Попав под влияние Ивана Григорьевича, я начал писать свои первые рассказы и стихи на ненецком языке. Кроме пробы пера, это сотрудничество было и единственным способом заработка денег матери и братьям».

После того, как основоположник ненецкой литературы Иван Истомин увидел рассказ Лапцуя «В снегах песцовых», литературная карьера Леонида быстро пошла вверх. Его работы о буднях рыбаков и оленеводов публиковали в журналах и сборниках.

«И подумал я, счастливый,
Что березовый хорей мой
Младший брат тому хорею,
Что у Пушкина в стихах».

Поэт жизнеутверждения

Фото: collection.yanao.ru

Талант самобытного художника заметили не только на малой родине, слава разлетелась по всей стране. Критики отмечали чистую радость лирики, особую сердечность стихов о Ямале и уважение к ненецкой культуре, которой пропитаны поэтические строчки.

«Жизнь человека
Подобна аргишу,
Где каждая нарта
Имеет свое назначение.
Жизнь человека –
Слияние лика планеты.
Свет этот звездный
В зрачках всех живущих».

Рекорды

Фото: goskatalog.ru, Ямальский районный музей

100 000 экземпляров – таким тиражом напечатана книга Леонида Лапцуя «Едэйко» в 1973 году в издательстве «Детская литература». Всего у ненецкого поэта и писателя вышло более 30 книг. Переводились они и на иностранные языки. В 1974 году Л. В. Лапцуй стал главным редактором газеты «Няръяна Нгрэм» (той самой, в которую пришел студентом-медиком) и возглавлял ее до последних дней жизни.

«Язык наш веками отточен,
Как дедовский нож на бруске,
Язык наш без промаха точен,
Как пика в умелой руке.
Всему – и бушующей вьюге,
И нартам, и травам, и мхам,
Оленям, бегущим в испуге,
Песцам, облакам и мехам –
Всему, что есть доброго, злого,
Названьем – родимое слово».

Память

Фото: collection.yanao.ru

Старцем, вопреки своему имени, Вэсако так и не стал. Умер он в 1982 году – в 53 года, если считать по свидетельству о рождении. Именем Леонида Лапцуя названы школа-интернат в поселке Новый Порт, где он учился, и Салехардское училище культуры и искусства.

«Песнь моя звенит, как древний бубен,
Спросите, где мой дом, моё жилище?
Отвечу вам звенящей песней ветра,
Что чум родной мой – это тундра вся:
С судьбой Ямала связаны навеки
Судьба моя и счастье…»

Музей

Фото: goskatalog.ru, Ямальский районный музей

Благодаря вдове писателя Елене Сусой в 1994 году в Салехарде открылся Музей-квартира Л. В. Лапцуя. Елена Григорьевна, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель, автор учебников для национальных школ, руководила работой музея почти 20 лет.

Рубрика «История одного экспоната» на YouTube-канале Музея-квартиры Л. В. Лапцуя

youtube.com

Видеоэкскурсия по квартире Л. Лапцуя от Музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского

youtube.com