Чукотский традиционный костюм
«Наша одежда не для моды, а для жизни» – говорят чукчи. И верно: одежда, сшитая особым методом из шкур сухопутных и морских зверей защищает и от мороза, и от ветра, и от ударов морских волн. Ее носили десятилетиями, и замены ей по-прежнему нет.
Чукчи носили одежду глухую, без разреза. Меховые рубашки кухлянки надевали на голое тело, зимой сразу по две: нижнюю – мехом внутрь, верхнюю – мехом наружу. Ворот у кухлянки широкий, но продетая через него веревка из сухожилий животных позволяет, если надо, его затянуть. В кухлянке (тем более в двух) охотники и каюры даже зимой могли спать на открытом воздухе – кухлянка надежнее любого спального мешка!
Штаны – конагтэ шили из шкур: зимой – из оленьих, весной и осенью – из тюленьих. В морозы их также надевали в два слоя. Этнограф XVIII века Карл Мерк так описывал конагтэ: «Штаны, опускающиеся до ступни, закрепляются продетой по верху кругом тесемкой из сухожилий. Понизу пришивается широкая полоса стриженого пушистого меха, по цвету отличного от самих штанов, а через нее продевается сухожильная тесемка».
Поверх основного костюма чукчи надевали камлейку – глухую рубаху с капюшоном, сшитую из кишок и горловой ткани моржа, нерпы, сивуча или кита. Иногда в ход шли рыбья шкура или рыбий пузырь. Позже такие «дождевики» стали делать из ровдуги, привозных тканей.
У женщин был примерно тот же набор вещей, но красивее. Кухлянку, нагрудник и камлейку оторачивали мехом. Рубаха традиционно была длиннее, с более широким подолом и украшениями: кисточками из ровдуги (замши), кусочками меха, полосками кожи, бахромой.
Единственным «особенным» предметом женской одежды был комбинезон – керкер. Точнее, комбинезонов было два – нижний и верхний. Длиною они были до колен, имели глубокий вырез, так что их удобно было надевать через ворот. Вверху и внизу керкер стягивался кожаными ремешками.
На праздники женщины надевали верхнюю одежду из тонкошерстных шкур мехом внутрь, а наружная сторона наряда окрашивалась в коричнево-оранжевый цвет настоем ольховой коры. Одежду украшали мозаикой из кусочков меха контрастных цветов, вышитыми или бисерными узорами. Самый популярный чукотский орнамент – розетка: сочетания мелких и крупных кружков, зубчатых колес, крестообразных и звездчатых фигур. Чаще всего их делали из кусочков кожи.
Торбаса (или торбаза) – это мягкие сапоги, не боящиеся ни мороза, ни влаги, легкие и удобные, мехом наружу. Делают их из камуса – шкуры с ноги оленя, – или из шкуры нерпы. Подошву шьют из кожи морского зверя лахтака – чтобы не промокали. Для удобства обувь закрепляют на ноге с помощью ремешков, тоже из кожи лахтака. Внутрь надевают пушистые меховые чулки.
Летнюю обувь с низким голенищем (рымныплекыт) чукчи шили из продымленных или из прожиренных нерпичьих шкур и скрепляли сухожильными нитками. Такая кожа была эластичной, водонепроницаемой, приобретала темный, почти черный цвет. Подошву с загнутыми краями чаще всего изготавливали из шкуры морского зайца. Специальная прокладка из шкуры нерпы защищала от влаги, а ремешки не давали обуви спадать.
Многих исследователей чукотского быта поражало, что даже в холода чукчи обходятся без головных уборов. Осенью и весной они надевали разве что налобную повязку с меховой отделкой, иногда с наушниками из тюленьей кожи. Но в самые лютые морозы голову, конечно, покрывали: носили двухслойный малахай (он же капор) – один слой мехом внутрь, другой наружу. В дальнюю дорогу чукча мог надеть два капора один на другой или покрыть его шапкой из густых и длинных оленьих шкур.
Рукавицы – единственный предмет чукотского гардероба, который делается в один слой. Они просторные, очень легкие, длинные, глубоко заходят в рукава. Кроили их целиком из одного куска шкуры, соединяли единственным швом. Зимние рукавицы шили из оленьих камусов, летние – из тюленьей кожи или ровдуги. В праздники надевали «плясовые» перчатки из окрашенной замши. Их наружная сторона и пальцы богато расшивались цветными узорами.
Ключевая точка для изучения истории Чукотки и ее коренных народов – музейный центр «Наследие Чукотки». Также богатые этнографические чукотские коллекции представлены в Чаунском краеведческом музее в Певеке и в Магаданском областном краеведческом музее.
Использованные материалы
В. Г. Богораз, «Материальная культура чукчей».
И. С. Вдовин, «Очерки истории и этнография чукчей».
Н. В. Воропаева, «Использование традиций чукотского костюма в создании современной коллекции моделей одежды».
Н. И. Вуквукай, «Одежда чукчей в собраниях краеведческих музеев Дальнего Востока».
О. П. Коломиец и коллектив авторов, «Предметы чукотской оленеводческой культуры в повседневной жизни и в музейных коллекциях».
Под общей редакцией А. И. Крушанова, «История и культура чукчей. Историко-этнографические очерки».
Н. Ф. Прыткова, «Одежда чукчей, коряков и ительменов».
З. П. Соколова, «Арктика – мой дом».
В. А. Тураев, «Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.