Огонь в повседневных и праздничных ритуалах народов Севера
Огонь – это живительная сила и сама жизнь: горячая еда, теплое жилье, ориентир в темноте. Уважение к огню и отношение к нему как к живому существу характерно для всех народов Арктики. Огонь считали священным, наделяли защитными, целительными, очищающими силами. Эти верования нашли отражение как в сказках, мифах и преданиях, так и в повседневных обрядах и ритуалах, многие из которых сохраняются и теперь.
Особое отношение к огню отражается в языке. У селькупов понятия «огонь» и «жизнь» равнозначны. У ненцев о членах одного рода или жителях одного чума говорят «люди одного очага».
В большинстве мифов, сказок и бытовых поверий огонь предстает в образе женщины, матери, духа-покровителя семейного очага, достатка и благополучия. У хантов это воплощение жизненной энергии и начало всего Мать-Огонь Най-Ими и олицетворение всех огненных стихий «Моря Огня Мать».
Ненцы, селькупы и нганасаны ласково называют огонь «бабушкой». Эти представления неразрывно связаны с ролью женщины как хозяйки дома, хранительницы очага.
Огонь наделен речью: он разговаривает, и его можно понять, если знать «язык». По ненецким поверьям, правом слушать огонь и общаться с ним наделена хозяйка очага – женщина. Приходя в чум к мужу, невеста первым делом разводит огонь в знак зарождения нового рода.
По обычаям нганасанов, каждая женщина, выходя замуж, получает в подарок от матери семейный котел как предмет, связанный с теплом домашнего очага.
От колыбели до могилы вся жизнь северного охотника или кочевника связана с огнем, будь то значимые жизненные события (свадьбы, похороны, праздники) или мелкие приметы, связанные с повседневным бытом.
Деревня Русскинская, Ханты-Мансийский АО. Традиционный ритуальный праздник восточных хантов «Медвежьи игры». Шаман бросает дары в священный огонь.
Кормление огня – один из важнейших ритуалов, берущих начало в глубокой древности. Источник тепла, основу бытия, охранителя жизни необходимо кормить и почитать.
Долганы, заходя в дом, кидают в огонь кусочки оленьего жира. Эвены «задабривают» дух огня, обращаясь с просьбой и преподнося кусок сала или мяса, либо благодарят угощением после удачной охоты.
К огню относятся с почтением. Нельзя класть острые предметы «ранящей» стороной к костру или очагу, нельзя поблизости от огня колоть дрова или разделывать убитых животных. Запрещено плевать в огонь, ругаться на него, бросать в него испорченную еду или мусор.
Юкагиры подкармливают огонь не только мясом и салом, но и сладостями, и этот обычай повсеместно соблюдается и сейчас. Считается, что кормление огня помогает задобрить духов-покровителей и духов предков.
По обычаям нганасанов, в чум семьи жениха невесту вводит свекровь, бросая в огонь кусочки жира и прося у духа огня счастья для новой семьи. А если огонь в очаге вспыхивает без видимой причины, это означает, что «заговорили» родственники, ушедшие в мир иной. В этих случаях огонь тоже подкармливают.
Саамский обряд. Очищение огнем всегда сопровождает обряды и ритуалы, связанные с рождением и смертью, завершением жизни и началом новой.
Множество обычаев связано с очистительными свойствами огня как стихии, способной уничтожить, изгнать все дурное. Долганы очищают у очага «оскверненную» одежду, поднося ее к пламени. Юкагиры, почитавшие некоторых промысловых животных (зайцев, уток), бросали в огонь их черепа, чтобы уберечь от осквернения.
Погребальный огонь – посредник между нашим миром и миром духов предков. Так, чукчи и коряки сжигали умерших на погребальном костре, чтобы души смогли вознестись в иной мир. Саамы и нганасаны хоронили умерших под очагом.
Через огонь поминального костра эскимосы кормят душу умершего и всех предков. Подобный обычай существует у энцев, которые разводили у изголовья умершего небольшой костер и бросали в него кусочки еды.
А возвращаясь в стойбище после похорон, энцы переступают через костер, чтобы очиститься.
Ханты разводят огонь у края могилы, чтобы отпугнуть злых духов, а после похорон очищаются дымом пихтовой коры. То же делают и когда рождается ребенок, чтобы очистить жилье от темных сил.
Быт современных саамов. Защитной силой обладает в первую очередь огонь родного домашнего очага.
Для народов Севера огонь выступает не только как очищающая и животворящая, но и как оберегающая сила. По многим поверьям, огонь домашнего очага нельзя смешивать с другим и выносить за пределы жилища, нельзя делиться им чужим человеком, так как тот может «забрать» благополучие с собой. Разводить огонь в очаге может только хозяйка, чужим людям делать это запрещено.
У энцев и нганасанов при перекочевок для домашнего огня предназначались отдельная нарта, след которой нельзя было пересекать.
У чукчей к предметам-оберегам, приносящим удачу и защиту, относится прибор для добывания огня в виде доски с углублениями и лучковым сверлом. Добытый таким способом огонь считался священным и передавался между родственниками.
Долганы, отправляясь в дорогу, берут с собой пепел домашнего очага. Женщины прячут его под правым подолом парки, мужчины пришивают к штанам узелок с пеплом. Такой оберег дарит удачу в дороге и благополучный путь домой. Вернувшись, пепел высыпают обратно в очаг.
Национальный ительменский праздник Алхалалалай.
Без обрядов, связанных с огнем, не проходит ни одно важное событие или торжество.
На медвежьих праздниках, связанных с почитанием хозяина тайги, разжигают огонь священным родовым огнивом и кормят его особыми ритуальными блюдами.
Один из важнейших обрядовых праздников ительменов – Алхалалалай. Он завершает хозяйственный цикл года и призван отблагодарить природу. Его вершина – обряд очищения, когда каждый из участников должен пройти под связанными ветвями березы и бросить в костер пучок травы.
Зажжением священного огня сопровождается и Хэбденек – эвенский Новый год, который встречают в день летнего солнцестояния, празднуя пробуждение природы после долгих холодов. У двух священных деревьев зажигают два ритуальных костра. Это – небесные ворота, которые открываются только сегодня.
В сказках и легендах огонь часто предстает как живое существо, способное думать, говорить и чувствовать.
Мифы, легенды, сказки, былички о происхождении огня, о его магических свойствах есть в фольклоре у всех народов Севера. Это и истории о начале творения, где люди тем или иным способом получают огонь, и волшебные легенды, и бытовые сказки.
Так же, как огонь помогает людям и оберегает их, во многих историях то же требуется от человека. Огонь может быть уязвимым и испытывать боль, и тогда человек должен спасти и защитить его.
Сидит человек и опять думает свое: «Нет, никому не отдам огонь. Огонь ведь что солнце. В нем – мое спасение и жизнь. С ним не пропаду…»
Стала бабушка огонь разводить, но сколько ни старалась, ничего не выходит. Встала она на колени, смотрит в очаг и вдруг видит: сидит там старуха, кожа ее как огонь горит. И говорит старуха бабушке:
– Зря стараешься. Внучка твоя очень меня обидела! Глаза мои водой залила, лицо железом изрубила!
Чем ближе к дому, горшочек все теплее становится. Горячо сааму держать его, но терпит. Только через порог своей тупы ступил – споткнулся. Горшочек из рук выпустил, тот и разбился на много кусков. Чуть не заплакал бедный саам.
Спрыгнула Лиса с дерева, обгорелая и маленькая, и убежала куда глаза глядят. Девушки, увидев Лису маленькой, так удивились, что не стали за ней гнаться. Так Лиса стала маленькой, а от огня – красной.
Интервью с директором Музея Норильска
Интервью с директором Таймырского краеведческого музея
40 фактов о чукчах от Тана-Богораза
25 фактов от Владимира Иохельсона
Интервью с хомусисткой Альбиной Дегтяревой
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.