Первый ледокол в истории
Первый в мире ледокол арктического класса «Ермак» оставался в строю более 60 лет – с конца XIX века до эры атомных ледоколов. На счету «дедушки» русского ледокольного флота – три войны, сотни проведенных через льды судов, научных экспедиций и спасательных операций.
Идея создания мощного арктического ледокола принадлежала адмиралу Степану Осиповичу Макарову (1849–1904). По его замыслу, ледокол должен был обеспечивать круглогодичную навигацию в главных портах Балтики, а летом проводить суда в Ледовитом океане. Мечтал Макаров и о достижении Северного полюса, и о выходе на зарубежные рынки.
«Наше отечество вследствие замерзаемости рейдов поставлено в самые тяжелые условия. Главный порт Балтийского моря – Петербург – закрыт для навигации в течение 5 месяцев, главный порт Белого моря – Архангельск – в течение 7 месяцев, а наши великие сибирские реки со стороны моря закрыты иногда в течение 11 месяцев, а иногда, как, например, в минувшем 1899 г., все 12 месяцев к ним нельзя было подступиться. Простой взгляд на карту России показывает, что она своим главным фасадом выходит на Ледовитый океан».
В середине 1890-х Макаров представил предварительное описание судна. Согласно ему, корабль, чтобы проломить льды на Северном полюсе толщиной до 3,7 м, должен иметь мощность не менее 52 тыс. лошадиных сил, а летом достаточно и вдвое меньшей мощности. Позже Макаров выступил за постройку не одного, а двух ледоколов: одного – для проводок судов летом в Енисей и зимой в Петербург, второго – для проводок до Оби летом и до Риги зимой.
Министр финансов Сергей Витте предложил ограничиться строительством одного «пробного» судна, но ожидал от ледокола решения более масштабной задачи – освоения Северного морского пути.
Осенью 1897 года была создана специальная комиссия для разработки спецификации будущего ледокола, в которую вошли Дмитрий Иванович Менделеев, инженеры Николай Иванович Янковский, Роберт Иванович Рунеберг, Федор Яковлевич Поречкин, адмирал Фердинанд Фердинандович Врангель. Курировал проект Сергей Юльевич Витте.
Вскоре состоялся конкурс на строительство ледокола, который выиграла британская компания «В. Г. Армстронг, Витворт и Ко», предложившая заказчикам самые выгодные условия: фирма взялась построить ледокол в течение 10 месяцев за 1,5 млн рублей.
Строительство началось в декабре 1897 года. По просьбе сибирского купечества, поддержавшего проект адмирала Макарова, будущее судно было названо «Ермак» – в честь казачьего атамана, одного из первых русских покорителей Сибири Ермака Тимофеевича (1532–1585).
Английские корабелы выполнили обещание: 17 (29) октября 1898 г. корпус ледокола был спущен со стапелей на воду, а уже зимой 1899-го судно завершило заводские испытания, вышло в первое плавание и в начале марта достигло Кронштадта. «Ермак» с легкостью ломал лед метровой толщины, чем до глубины души потряс жителей острова Котлин, наблюдавших за его прибытием. «Ермак» вошел в Кронштадтский порт под командованием капитана Михаила Васильева и самого адмирала Степана Макарова. Его встречает многотысячное «ура».
«Движение «Ермака» в массе сплошного льда было поразительно! Все мы знали, что толщина льда на рейде доходит до аршина с четвертью, и не верилось глазам, как шел «Ермак» – будто бы льда и не было. «Ермак» шел с глухим треском, ломая лед и подбирая его под себя, благодаря удивительно удачно рассчитанным обводам, было видно, как штевень легко врезается в лед, после чего масса льда покорно уходила под могучий корпус судна. Кругом не образовывалось трещин: за кормой оставался свободный канал, наполненный разбитым на мелкие куски льдом».
Габариты «Ермака» впечатляли: длина – 97,5 м, ширина – 21,64 м, осадка – 8,55 м. Ледокол имел водоизмещение 8730 тонн, мощность паровой машины достигала 6950 л. с. Ледоколу было под силу справиться со льдом толщиной до 1,6 м, а то и более.
Конструкторские решения проекта опередили свое время и использовались при строительстве ледоколов несколько десятилетий (а некоторые и до сих пор актуальны). Корпус стал образцом особого «русского типа» ледоколов. На «Ермаке» впервые были установлены носовые, бортовые и кормовые цистерны, позволяющие раскачивать судно при заклинивании во льдах. Ледокол был оборудован мощными водоотливными системами, оригинальным буксирным устройством и одной из первых в мире судовых радиостанций.
На свое первое задание – спасение пароходов, обездвиженных льдами – «Ермак» отправился 9 марта 1899 года. Корабли были благополучно вызволены из ледового плена и сопровождены в порт.
«Не успели еще стихнуть шумные овации, которыми народ встретил «Ермак» при его первом появлении зимой 1899 г. в Кронштадте, как получено было известие, что он требуется в Ревель, где 13 пароходов затерты льдом и находятся в опасности. Приход «Ермака» в Ревель и освобождение пароходов из ледяных оков завоевали симпатии к этому «победителю льдов», как его тогда величали».
В июне «Ермак» отправился в Северный Ледовитый океан для научных исследований. Экипаж под командованием Степана Макарова проделал огромную работу по изучению морской фауны, северных льдов и вод. Как следует из записей Макарова, он придавал огромное значение фото- и даже киносъемке во время экспедиций. Фотографии сохранились, кинопленка – к сожалению, нет. Но главное – уточнялись технические возможности «Ермака». Нужно было убедиться, что он сможет преодолеть полярные льды.
Экспедиция выявила как уникальные возможности, так и недостатки ледокола. Да, он справился с ледяной толщей, но «его корпус оказался недостаточно крепок»: столкнувшись с торосами, судно получило пробоину, повредило носовую часть и вернулось в Англию для ремонта.
«Дело ломки полярного льда есть дело новое и небывалое. Никто никогда не пробовал ломать полярный лед, и было бы чудом, если бы, построив специально для этого дела судно, мы бы сразу нашли наилучшую комбинацию форм и машин».
Зимой 1899–1900 годов «Ермак» спас крейсер «Громобой», затертый льдами между Питером и Кронштадтом, и броненосец «Генерал-адмирал Апраксин», севший на мель возле острова Гогланд. А 24 января (6 февраля) 1900-го «Ермак» принял первую в России радиограмму. В сообщении содержалась просьба о помощи рыбакам, находившимся на оторвавшейся льдине, и ледокол поспешил на помощь.
Летом 1901 года ледокол под командованием Степан Макарова отправился в новую арктическую экспедицию, маршрут которой простирался до устья Енисея. Но в районе Новой Земли «Ермак» был затерт льдами, дрейфовал с 14 июля по 6 августа. Чтобы не терять время, Макаров решил обследовать арктические острова. Были собраны уникальные научные материалы, но… После этой экспедиции министерство финансов распорядилось ограничить деятельность ледокола «Ермак» проводкой судов в Балтийском море и передать ледокол в ведение Комитета по портовым делам «с освобождением вице-адмирала Макарова от лежащих на нем обязанностей по отношению к опытным плаваниям во льдах».
«Какова бы ни была дальнейшая судьба ледокольного дела – Макаровым бесспорно доказано, что можно построить такое железное судно, которое выдерживает сильнейшие удары в лед и не сдавливается даже полярными льдами. Очевидно также стратегическое значение того факта, что, располагая «Ермаком», можно весь наш броненосный флот вывести и зимою, в случае надобности, из Кронштадта в море, тогда как доступ в него неприятелю остается закрытым».
Степан Макаров после начала Русско-Японской войны был назначен командующим Тихоокеанской эскадрой. В апреле 1904 года он погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине. На том судне был и Михаил Петрович Васильев – первый капитан «Ермака» в 1898–1901 годах. За первые 10 лет работы на Балтике «Ермак» провел во льдах 618 судов. В это время его капитанами были А. К. Цвингман, Н. Н. Коломейцов, Р. К. Фельман.
В феврале 1918 года, когда германские войска приблизились к Ревелю (в наст. время Таллин), началась эвакуация кораблей Балтийского флота в Кронштадт. Эта операция удалась только благодаря «Ермаку». Во время «ледового похода» с 12 марта по 22 апреля он под командованием капитана Владимира Гасабова вывел 236 судов, в том числе 6 линкоров и 5 крейсеров.
Вновь покорять арктические льды «Ермак» отправился только в 1934 году. Следующие пять лет ледокол в течение всего года работал в Арктике, к концу навигации приходил в Ленинград и занимался проводкой судов по Балтике. Экипажи ледокола с середины 1930-х годов возглавляли капитаны Владимир Воронин и Михаил Сорокин.
В 1938 году «Ермак» участвовал в эвакуации полярников станции «Северный полюс-1» – И. Д. Папанина, П. П. Ширшова, Э. Т. Кренкеля, Е. К. Федорова. После начала Советско-финляндской войны 30 ноября 1939 года «Ермак» проводил через льды как торговые, так и боевые корабли. На судне были установлены зенитки, и не раз ледоколу с их помощью приходилось отражать воздушные атаки противника.
В годы Великой Отечественной войны ледокол был передан Балтийскому флоту и за первую военную навигацию провел через льды 89 судов. А затем больше двух лет стоял без движения: не было угля. «Ермак» вернулся в строй только в 1944 году, после снятия блокады Ленинграда, и одновременно был выведен из состава военно-морского флота, вернувшись к мирной жизни.
В 1947 году «Ермак» продолжил работу в Арктике: вместе с ледоколом «Северный полюс» проводил караваны судов в Карском море. 26 марта 1949 года в связи с полувековым юбилеем ледокол «Ермак» был награжден орденом Ленина.
В начале 1950-х гг. на «Ермаке», который в это время был приписан к Мурманскому арктическому пароходству, установили новейшую радиоаппаратуру, локатор, пеленгатор, тогда же на ледоколе прошли испытания вертолета Ми-1. Обновленный «Ермак» стал флагманом ледокольного флота в западной Арктике.
В 1960-х гг., когда началась эксплуатация атомного ледокола «Ленин» и новых дизель-электрических ледоколов, надобность в стареньком «Ермаке» отпала. Его последний рейс в Арктику состоялся в конце 1962 года. Из него он вернулся в Мурманск в сопровождении атомного ледокола «Ленин». «Ермак» встречали в порту так же торжественно, как шестьдесят с лишним лет назад.
После выхода «Ермака» «на пенсию» в Министерство морского флота пошли письма от полярников и моряков с просьбой сделать первый русский арктический ледокол кораблем-памятником. В декабре был издан приказ о передаче «Ермака» Мурманскому высшему мореходному училищу. Однако кто-то где-то решил, что «за судном не числится особых заслуг», и появился новый приказ – о списании ледокола и его разборе на металлолом.
Реликвии и предметы интерьера ледокола «Ермак» находятся в нескольких российских музеях. Ледоколу установлен памятник в Мурманске; в честь него названо около десятка различных географических объектов в Арктике и Антарктиде. В 1976 году в первый рейс вышел дизель-электрический ледокол, названный «Ермаком» в память о легендарном предшественнике.
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.