Коренные народы Арктики
Российская Арктика – дом для нескольких десятков коренных народов. Со стороны может показаться, что все коренные северяне одинаковые: кочуют, живут в чуме и выделывают шкуры. Но это заблуждение! Да, они все научились жить в сложных погодных условиях, не нарушая при этом хрупкое равновесие природы. Но дальше начинаются различия – язык, культура, кухня, верования, традиции… Познакомимся с 15 народами Крайнего Севера поближе.
Камчатка, Магаданская область, Чукотка.
Корякский, алюторский.
Чаучу – «богатый оленями», нымылгын – «местный житель».
Оленеводство, рыболовство, морская охота.
Ок. 7,9 тыс. человек.
Слово «коряки» как обозначение народности впервые появилось в русских документах XVII века и, видимо, произошло от местного слова «хора» – «олень». Однако оно, скорее всего, заимствовано у соседних племен. Оленные коряки кочевали внутри Камчатки, жилищем служила яранга; оседлые жили по берегам полуостровов Камчатка и Тайгонос, а также Пенжинской губы в восьмиугольных полуземлянках.
«Коряки горды, независимы, склонны прихвастнуть, страсти их возбуждаются легко, они чувствительны к обиде… Они гостеприимны и общительны с людьми, которым доверяют, но не скрывают своей неприязни к людям, которые недружелюбно относятся к ним… Они не боятся смерти, и ничто не может их испугать».
Коряки считали, что происходят от Куйкынняку (первопредок ворон) и должны жить по его правилам. Вот некоторые из них: чтобы жениться, коряк должен поработать в семье невесты, при этом у него может быть несколько жен; после охоты нужно оставлять жертвы; супружеская неверность жестоко карается; тонущего человека нельзя спасать, и т. д.
Камчатка, Магаданская область, Чукотка.
Ительменский.
Итэнмьи – «живущий здесь», «тот, кто существует».
Рыболовство, охота, собирательство.
Ок. 3 тыс. человек
Ительмены – один из древнейших народов на планете: его возраст, по данным ученых, около 15 тыс. лет. Однако сведений о том, как и откуда они пришли на территорию нынешнего проживания, не сохранилось. Ительменский миф объясняет это просто: на Камчатку их принес ворон Кутх.
«Некоторые изобретения ительменов, распространившиеся повсюду в стране, придуманы столь разумно и устроены настолько по всем правилам механики, что их лучше не могли бы придумать ни Архимед, ни Христиан Вольф. Таковы, например, их нарты и езда на собаках».
Ительмены верят в подземный загробный мир (анимизм), в родство с животными (тотемизм), поклоняются хозяину моря, дарующему пропитание. По одной из научных версий, формирование народа ительменов связано с культурой бродячих охотников-рыболовов эпохи мезолита. Истоки этой культуры – в Восточной Монголии. Исследователи также считают, что многие культурные особенности ительменов роднят их с народами Приамурья, Приморья, Северной Америки.
Ительмены верили в силу различных оберегов и носили с собой на удачу.
Якутия, Магаданская область, Камчатка, Чукотка, Хабаровский край, Красноярский край.
Эвенский.
Эвен, ывын, эвун – «местный», «здешний», «спустившийся с гор».
У кочевых – оленеводство, коневодство (в Якутии), охота; у прибрежных – тюлений промысел, рыболовство, собирательство.
Ок. 22,4 тыс. человек.
Эвены считаются отдельной этнографической веткой эвенков (тунгусов). Верования эвенов связаны с шаманизмом и культом медведя. При этом к началу XIX века эвены были одним из самых христианизированных народов Севера, в местах их расселения строились православные церкви и часовни.
«Отличительной особенностью эвенского оленеводства от корякско-чукотского являлся выпас небольшими стадами. Крупное стадо в таежных условиях пасти трудно, поэтому многооленные хозяйства разбивали его на небольшие табуны, каждый из которых пасли отдельно».
У эвенов принято пасти стадо верхом на олене или пешком.
Основу питания эвенов составляли рыба и мясо диких животных: горного барана и дикого оленя. Самым популярным способом охоты долгое время оставалась гоньба – преследование добычи на лыжах. А в северных районах Якутии предпочитали традиционную охоту с собакой.
Красноярский край (полуострова Таймыр), Якутия.
Долганский.
Дулгаан, тыалар – «тундровый человек».
Оленеводство, охота, рыболовство.
Ок. 7,9 тыс. человек.
Первый документ, в котором упоминается родовое название долган, относится к 1818 году. Это расписка о том, что капрал Федот Мелков получил ясак с «Есейской волости долганского роду с некрещеного тунгуса с Ока». Есть и другие источники, указывающие, что русские жители Туруханского края использовали слово «долганы» для наименования местных жителей. И хотя официальные переписи XIX века не упоминают долган как народность, в 1824 году появились Долгано-Есейская и Долгано-Тунгусская управы.
«Промысловое производство долган представляло собой модернизированное под русским, якутским и самодийским влиянием тунгусское хозяйство, приспособленное к специфическим природным условиям лесотундры и тундры Таймыра».
У долган, помимо традиционного шаманизма и обожествления природы, сохранились анимистические представления. Например, они поклоняются сайтанам – необычной формы камням, деревьям и другим предметам, которые считались покровителями охотничьего и рыболовного промыслов.
Зимняя езда долган на оленях близка к самодийскому типу. Долганы доят оленей, стадо пасут с собаками.
Красноярский край (полуостров Таймыр), Якутия.
Нганасанский.
Ня – «друг», «товарищ».
Охота, оленеводство, рыболовство.
Ок. 900 человек.
Название «нганасаны» ввел этнограф и лингвист Г. Н. Прокофьев, образовав его от слова «нганаса» («человек», «мужчина»). Сами нганасаны это название не используют. Мужчину своей национальности они назовут «ня-нганаса», женщину – «ня-танса».
Природа полуострова Таймыр. По представлениям нганасан, у всего на свете есть свое рождающее начало. Главные из них – Земля-мать, Солнце-мать, Луна-мать.
«До середины XX века нганасаны строго соблюдали эндогамию, заключая браки только в своей среде. Исключение составляли только браки с энцами – близким по языку и культуре народом. В наши дни резко возросло число браков с иными национальностями, чаще всего с долганами и русскими, причем доля смешанных семей уже превысила 50 процентов».
Современные нганасаны – потомки неолитических охотников, которые примерно 6 тыс. лет назад перебрались от реки Лены на Таймыр. Их традиционное жилище относится к самодийскому типу. Основу чума составляют два шеста: «самец» и «самка». Второй считается священным.
Красноярский край (полуостров Таймыр).
Энецкий.
Эннэчэ – «человек».
Оленеводство, охота, рыболовство.
Ок. 200 человек.
Первые упоминания об этом народе под названием «молгонзеи» можно встретить в рукописи XV века. Издревле энцы занимались рыболовством и вьючным оленеводством, затем заимствовали у ненцев и упряжное оленеводство.
«Я охочусь и ничего не могу добыть. Я скажу тогда отцу: «Почему я не могу добыть?» Мне отец ответит: «Надо сделать песца, из железа его вырезать. Эту железку надо три раза обвести вокруг носа оленя, а затем этого оленя убить. Кровью оленя обмазать железного песца. Потом привязать эту железку на палку и поставить на улице». Я все это сделаю и пойду ставить капкан. На другой день проверю их и добуду двух песцов. Отец мне скажет: «Если бы так не делали, век не было бы песца».
У энцев шаман обязательно участвовал в погребальных обрядах. Умершего, облаченного в специальную одежду, зашивали в оленьи шкуры, отвозили в тундру и оставляли на нартах, соорудив над ним маленький шалаш. Возвращаясь в стойбище, участники похорон проходили обряд очищения, переступая через костер или через убитую собаку.
Чукотка, Камчатка, Якутия, Магаданская область.
Чукотский.
Луораветлан – «люди», «настоящие люди».
Оленеводство, морской зверобойный промысел, охота, рыболовство.
Ок. 15,9 тыс. человек.
Название «чукчи» дали народу в XVII веке русские землепроходцы. Происходит оно от местных слов «чаучу» или «чугчит» («богатый оленями»). Впервые чукчи упоминаются в документах XVII века. Издревле они делились на оленных кочевников и оседлых морских охотников.
Традиционное жилище чукчей – яранга, шатер в виде усеченного конуса высотой до 5 м и диаметром до 8 м.
«Некоторые чукчи летом носят на лбу четырехугольный широкий козырек из усаженных рядом птичьих перьев. Иные вместо шапки носят шкуру, содранную с головы волка, оставляя в целости ее морду – торчащие уши и глазные впадины, к ней для защиты от ветра сзади подвешивается полоска оленьего меха».
Среди чукчей распространены мифы о браке людей и животных: кита, моржа, тюленя, медведя. То есть тех зверей, с которыми жизнь людей связана теснее всего. Особым почитанием пользуются у чукчей боги – покровители промысловых животных.
Чукотка, Магаданская область.
Эскимосский.
Юпигыт, югыт – «настоящие люди», инуиты – «люди».
Морской зверобойный промысел, оленеводство, охота.
Ок. 1,7 тыс. человек.
Откуда пришли эскимосы на самую восточную часть России? Наука до сих пор ищет ответ на этот вопрос. Не исключено, что корни этого этноса уходят в далекий I век до н. э. Вплоть до XX столетия в этническом сообществе наблюдалась главенствующая роль женщины. Во все времена центральным промыслом для эскимосов оставалась охота на морских зверей – тюленей, моржей и китов.
Кит в Беринговом море, Чукотка.
«…Китам приписывалось «родство» со здешними охотниками; считалось, что эти звери произошли от китенка, рожденного местной женщиной. В эскимосских сказках называется даже место, где произошло такое событие, – бывший поселок Старый Наукан, располагавшийся вблизи скалистого мыса Дежнева».
Один из главных эскимосских обрядов – праздник кита (Польо). Проводится он поздней осенью, когда заканчивается сезон осенней охоты и заготовки мяса на зиму. Ритуальный смысл праздника заключается в благодарении морских животных, «позволивших» себя убить.
Якутия, Хабаровский край, Красноярский край, Бурятия, Забайкалье и Амурская область.
Эвенкийский.
Эвэнк, тонгус, илэ – «человек», орочен – от «орон» – «олень».
Оленеводство, охота, рыболовство.
Ок. 37,8 тыс. человек.
Эвенки отличаются от других коренных народов Севера широким расселением. При этом поселения были небольшие по численности. Русские вплоть до ХХ века называли эвенков тунгусами.
«Эвенки, без преувеличения, великий народ Сибири. В мире, пожалуй, нет больше народа, который при столь незначительной численности освоил бы такую огромную территорию – более 7 миллионов квадратных километров. Столь обширный ареал расселения свидетельствует об их совершенно незаурядных качествах».
Считается, что именно у эвенков развились классические формы шаманства. Да ведь и само слово «шаман» произошло из эвенкийского языка. Эвенкийские шаманы совершали в образе зверя или своего духа-предка полеты по мирам Вселенной, чтобы вылечить от болезни, помочь в рождении ребенка и т. д.
Якутия, Чукотка, Магаданская область.
Юкагирский (тундренный и колымский).
Одул, вадул – «могучий», «сильный».
Охота, рыболовство, оленеводство.
Ок. 1,6 тыс. человек.
Название «юкагир», вероятнее всего, пришло из эвенкийского языка. В зависимости от места проживания юкагиры делятся на тундровых и таежных. У второй группы долгое время наблюдались черты матриархата: родство велось по материнской линии, после свадьбы муж поселялся в семье родителей жены, и т. д.
«Юкагиры очень честны и доверчивы, они всегда держат свое слово. Если по какой-то причине они не могут выполнить заказ, который они обязались выполнить (например, построить лодку), то они согласны на любой штраф, который может наложить заказчик – русский или якут. Сами они не понимают стоимость своего труда, поэтому доверяются слову купцов…»
Древнее юкагирское пиктографическое письмо существовало в двух видах: мужском и женском. Мужское письмо исследователи рассматривают как прообраз географической карты – знаки, нанесенные на бересту кончиком ножа, указывали, где искать человека или группу людей. В женском пиктографическом письме также использовались изображения человеческих фигурок, но они призваны были рассказать о сердечных переживаниях писавшей.
Река Колыма в Якутии. На ее берегах юкагиры проводят традиционный обряд «кормления» огня, призванный поблагодарить и задобрить духов.
ЯНАО, ХМАО, Архангельская обл., НАО, Красноярский край (Таймыр), Республика Коми, Мурманская область.
Ненецкий.
Ненэй ненэць’ – «настоящий человек».
Оленеводство, охота, рыболовство.
Ок. 44,6 тыс. человек.
Раньше ненцев называли самоедами и юраками. В этнографии принято разделять народ на тундровый и лесной. Современные ненцы – единственный северный этнос, имеющий три национальных административно-территориальных образования.
У ненецкой нарты есть несколько особенностей. Например, копылья закрепляются с наклоном внутрь и только на задней половине саней. А передние концы полозьев соединяют перекладиной.
«Все деревянные изделия, в том числе и нарты, ненцы изготавливали без единого гвоздя, все детали соединялись между собой с помощью шипов. В отдельных случаях употреблялась ременная прошивка. При поломке деревянные части склеивали клеем, который варили из внутренностей осетра или из костей».
В духовной жизни ненцев смешалось христианство и язычество. Так, верховное божество ненцев Нум приобретает черты христианского бога. В пантеон духов-хозяев в виде Сядай-Миколы – покровителя промыслов – включается Святой Николай. В целом же ненцы верили в духов – создателей всего живого и хозяев стихий, а чтобы выйти с ними на связь, требовался шаман.
Томская область, ЯНАО, Красноярский край.
Селькупский.
Солькуп, шелькуп – «таежный человек».
Охота, рыболовство, скотоводство.
Ок. 3,6 тыс. человек.
Принято различать селькупов северных и южных. Самоназвание «солькуп» относится к первой группе, «чумыль куп» и «суссе кум» – ко второй. Этноним «селькуп» начал употребляться с 1930-х годов. Устаревшее русское название народа – остяко-самоеды.
«Селькупам было чуждо представление о смерти как окончательном исчезновении человека. Для них она означала переход в другое состояние. После смерти человека его душа уходит в Нижний мир. Старик там становится маленьким ребенком и заново проживает свою новую жизнь».
Несмотря на то, что христианство селькупы приняли в XVII–XVIII веках, у народа долго сохранялись анимистические представления о мире. Творцом и добрым началом у селькупов был Ном, олицетворяющий небо. Властитель зла Кызы обитал под землей – он насылал на людей болезни.
Впечатляют погребальные обряды селькупов. Взрослых хоронили в долбленых стволах деревьев или в лодках, иногда обернутыми в бересту, детей – на ветках высоких деревьев.
ХМАО, ЯНАО, Томская область.
Хантыйский.
Ханти, хандэ, кантэк – «человек».
Рыболовство, охота, оленеводство, собирательство.
Ок. 31 тыс. человек.
Югры, остяги и ханты – варианты названий одного народа, издревле проживающего за Северным Уралом. Точным исследователи называют последний, потому что в нем заложено самоназвание, он и стал официальным.
«У северных хантов считалось, что в новорожденного вселяется душа кого-либо из умерших, и нужно было определить, чья именно. Для этого проводилось гадание: называли поочередно имена умерших родственников и каждый раз поднимали люльку с новорожденным. На каком-то из имен люлька как бы «прилипала», ее не могли поднять. Это было сигналом, что к ребенку «прилипла» душа названного человека, чье имя и получал ребенок. Вместе с именем к нему как бы переходила и родительская функция. Дети умершего человека считались теперь детьми новорожденного. Они называли его мамой или папой, делали подарки и относились как ко взрослому».
Один из главных праздников народа ханты – Вороний день (Вурна Хатл). Он признан официальным праздником в Югре и отмечается ежегодно во вторую субботу апреля. Ворона своим карканьем пробуждает природу и тем самым приносит весну. Кроме того, в некоторых хантыйских мифах птица считается покровительницей женщин, в других – создательницей жизни.
Мурманская область.
Саамский.
Саамие, сапме, по одной из версий, от балтийского «земля».
Оленеводство, охота и рыболовство.
Ок. 1,8 тыс. человек.
Саамы как народность сформировались по меньшей мере пять тысяч лет назад. Исследователи предполагают, что именно о саамах в I веке до н. э. писал древнегреческий историк Тацит, отмечая, что они счастливее тех, кто «вздыхают над плугом, устают при постройке домов, мучаются страхом за свое имущество». В России до 1930 года саамов называли «лопари», от финского lape – «сторона», «место».
«Лопари – народ честный, добрый, услужливый, гостеприимный, веселый, идеально кроткий в семейной жизни».
В мифологии предком саамов выступает олень по имени Мяндаш. Он был сыном северной шаманки или важенки (самки оленя), способной превращаться в человека. Пребывая попеременно в двух обличьях, олень уговорил ее найти ему жену из человеческого рода. За Мяндашем постоянно охотится злое божество. Если оно настигнет оленя, все на земле обратится в прах.
Карелия, Ленинградская и Вологодская области.
Вепсский.
Вепс, вепся или бепс.
С/х, рыбалка, собирательство, лесозаготовка и лесосплав.
Ок. 7,1 тыс. человек.
Происхождение слова «вепс» неясно, впервые оно встречается в летописях VI века. Жили вепсы большими семьями по берегам рек и озер, выращивали ячмень, рожь, в XVIII веке активно развивались лесозаготовка и гончарное искусство. До 1917 года в Российской империи народ официально назывался «чудь».
Национальный костюм и семейные обряды вепсов близки к северорусским вариантам.
«Большая часть вепсских селений расположена на возвышенных местах. Это стремление селиться на возвышенностях подчеркивается и самими названиями деревень, в которые довольно часто составною частью входит «сельга» (возвышенность) и «гора».
Несмотря на близость вепсской и северорусской культур, у каждого народа сохранились свои особенности. Например, свататься вепсы ходили исключительно по ночам, а жених обязательно участвовал в девичнике. Вепсское жилище отличается от русской избы, во-первых, Т-образной планировкой перехода из дома во двор, во-вторых, положением стола (у стены фасада, а не в переднем углу).
Использованные фото: фотобанк Shutterstock, архивы PressPass.ru, инстаграм-страничка Таймырского краеведческого музея, wikimedia.org.
Использованные материалы
Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России.
Перепись населения Российской Федерации 2010 года.
Большая российская энциклопедия.
«Арктика – мой дом». Полярная энциклопедия школьника. Коллектив авторов, научный редактор – З. П. Соколова.
В. И. Иохельсон, «Коряки. Материальная культура и социальная организация».
В. И. Иохельсон, «Юкагиры и юкагиризированные тунгусы».
Я. И. Линденау, «Описание народов Сибири (первая половина XVIII века).
С. А. Макарьев, «Вепсы. Этнографический очерк».
Г. В. Стеллер, «Описание земли Камчатки».
«История и культура эвенов». Коллективная монография.
С. М. Успенский, «Живая Арктика».
«Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Коллектив авторов: В. А. Тураев и др.
«Ительмены – один из древнейших народов планеты», Ю. И. Романенко, журнал «Арктика и Север», 2013 г.
В. В. Пименов, «Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры».
«История и культура чукчей. Историко-этнографические очерки». Коллективная монография.
А. И. Боброва,«Селькупы XVIII–XIX веков».
В. М. Кулемзин, «Записки этнографа».
Е. М. Мелетинский, «Палеоазиатский эпос о Вороне и проблема отношений Северо-Восточной Азии и Северо-Западной Америки в области фольклора».
А. В. Крымский, «Чукотский этнос в российском этнокультурном пространстве».
«Этническая история народов Севера», монография под редакцией И. С. Гурвича.
Л. В. Хомич, «Ненцы».
В. М. Кулемзин, Н. В. Лукина, «Знакомьтесь: ханты».
А. И. Кельсиев, «Труды Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии».
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.