Карельские калитки, руны и костюмы
Карелия – это край вековых сосен, сотен озер и тысячелетних рун. Его коренные жители – карелы. Отправляемся в путешествие по карельской земле древних сказаний, легендарных могучих богатырей, природных красот и завораживающих песен.
Фото: карелы, 1908 г., Кунсткамера, goskatalog.ru
Самые древние упоминания о карелах относятся к VI в. о «чуди олонецкой» (далеких предках современных карелов) первым написал готский историк Иордан. В русских летописях и скандинавских сагах карелы упоминаются с X–XI вв.
По мнению ученых, в V–VI вв. финно-угорские племена – чудь, меря и весь – жили гораздо южнее, чем сейчас, – на верхней Волге (например, на территории нынешней Тверской области). Оттуда их потеснили славянские племена, и некоторые из волжских финноугров обосновались на новом месте – у Ладожского озера. А в XVI–XVII вв. ушли еще дальше на север – в места, где живут и поныне.
Тверская область – второй по численности после Республики Карелия регион проживания карелов: здесь их живет около 7,5 тыс. А название Тверь – карельского происхождения и означает «быстрый».
Фото: книга для чтения на карельском языке,1935 г., tvermuzeum.ru
В Приладожье, куда финно-угры пришли с Волги, и сложился древнекарельский язык. Произошло это на рубеже I–II вв. Дальнейшие их перемещения привели к тому, что в карельском языке образовалось несколько самостоятельных наречий – собственное карельское (оно ближе всего к древнекарельскому языку), ливвиковское (западное) и людиковское (восточное), а также тверские говоры. Более того, у каждого из наречий до недавнего времени был свой алфавит!
Только в 2007 году был введен в оборот единый карельский алфавит. И это, как отмечают лингвисты, вызвало настоящую «войну букв»: как быть, если некоторые графемы «не так» передают звуки отдельных говоров?! Пришлось находить компромиссы: например, в 2014 г. алфавит пополнился буквой «c», передающей звук, характерный только для людиковского наречия. И лишь вариант алфавита от 2017 г. окончательно всех устроил: сейчас он используется для всех диалектов карельского языка.
Самоназвание карелов – «карьялайзет». По одной из версий, означает оно «пастух» или «скотовод». Версия кажется убедительной: животноводство – действительно одно из основных занятий карелов.
Другие традиционные промыслы карелов – земледелие, охота, рыболовство, собирательство, рубка и сплав леса, добыча железной руды, кузнечное дело, медное литье, изготовление украшений из бронзы и меди. Карелы были хорошими ткачами, создавали изделия из бересты, лыка, вырезали предметы быта из дерева.
Тысячу лет назад карелам уже были знакомы металлургия, сварные технологии, горновая пайка, обмеднение железных и стальных изделий. С XVIII века карелы освоили еще одно ремесло – добычу и обработку гранита и мрамора: в Карелии были открыты их крупные месторождения.
Юрий Люкшин «Рунопевцы». По мотивам эпоса «Калевала».
Фото: Музей изобразительных искусств Республики Карелия, goskatalog.ru
«Земля Калева» – так переводится название карело-финского эпоса «Калевала». Калев – мифологический богатырь-великан, родоначальник легендарных богатырей Вяйнямёйнена, Лемминкяйне и Ильмаринена. Об их подвигах и приключениях, борьбе со злыми силами, о сотворении и устройстве мира и повествует «Калевала».
По представлениям карелов, мир произошел из яйца, снесенного птицей на колене богатыря Вяйнямёйнена. Яйцо разбилось, и из его частей появились небо, земля, солнце, луна и звезды.
«Калевала» включает 50 рун – древних народных эпических песен. Изначально они не были связаны между собой: в первой пол. XIX в. их записал, систематизировал и объединил общим сюжетом фольклорист Элиас Лённрот (1802–1884 гг.). Первое издание составленного им сборника «Калевала» вышло в 1835 году, окончательное, включающее 22 795 строк, – в 1849-м.
Элиас Лённрот не был «первооткрывателем» карельских рун, начал их собирать еще в 1820 г. Сакари Тобелиус – старший, врач и любитель народной старины. Но благодаря Лёнротту эпос «Калевала» существует как единое целое. Специалисты до сих пор спорят, верно или ошибочно выстроил Лённрот сюжетную линию «Калевалы». Но в подлинности рун, включенных в сборник, сомнений нет.
Открытка «Калевала», 1970 г.
Фото: Ковровский историко-мемориальный музей, goskatalog.ru
Основную часть рун Лёнротт записал на территории нынешнего Калевальского района Карелии, прежде всего – в поселении Ухта, известном с XVI в.. Село Ухта было переименовано в Калевалу в 1961 г., а Ухтинский район стал Калевальским в 1935-м, когда отмечалось 100-летие первого издания «Калевалы».
В этих местах жили династии сказителей. Лённроту посчастливилось записать великих карельских рунопевцев – «северных Гомеров» – Архиппа Перттунена, Онтрея Малинена, Воассила Киелевяйнена, Петра Шемейко и других. «Я здесь уже три недели, записываю руны, песни, сказки, пословицы, загадки и др. Записывать хватило бы еще на два месяца, а особенно сказок, или историй – они бесконечны...» – писал Лёнротт в 1836 г. во время поездки в Ухту.
Сказительская традиция в Карелии не прервалась и в ХХ в. Одной из выдающихся карельских сказительниц была Мария Ремшу (1862–1943 гг.). В 1976 г. дом, в котором она жила в деревне Вокнаволок, перенесли в село Калевала. Через восемь лет в нем открылся Мемориальный музей калевальских рунопевцев.
Основа карельской кухни – рыбные блюда, выпечка, грибы и ягоды, лесная дичь. Испокон веков карелы всю еду готовили в печке: тушили, варили, пекли. В карельском языке нет слова «жарить»: даже пироги, которые лишь относительно недавно стали жарить на сковороде, карелы называли keitinpiiroa («варенные в масле»).
Морскую, речную, озерную рыбу в Карелии готовят всеми способами – запекают (в том числе в тесте целиком), солят, вялят, сушат. Но коронное блюдо карельского стола – уха. Варят ее из любой рыбы, но предпочитают белую – сига, треску, камбалу, причем для приготовления ухи часто используют рыбу нескольких видов одновременно. В уху порой добавляют неожиданные ингредиенты – молоко, яйца, крупы или муку, березовые и сосновые почки и даже мох!
Старинное карельское блюдо – кевяткала, «весенняя рыба» (рыба с душком). Рыбу, выловленную весной, потрошили, обильно солили, укладывали в кадку рядами, каждый ряд обильно пересыпали солью и оставляли на лето в прохладном месте. Те, кому «душок» был не по душе, перекладывали рыбу крапивой.
Карельская кухня не обходится без выпечки из ржаной или ячменной муки (пшеничная используется нечасто). Один из карельских пирожков – калитка – стал настоящей визитной карточкой местной кухни.
Тесто для калиток замешивают из ржаной муки и простокваши (или сметаны с водой). Раскатывают лепешки диаметром около 20 см, сверху кладут начинку, но сверху слоем теста ее не закрывают – защипывают его по краям вокруг начинки, а самому пирожку придают форму лодочки.
Классическая начинка для калиток – крупа, замоченная в простокваше с топленым маслом на 12 часов. Но при желании калитки можно сделать с чем угодно – с картофельным пюре, рублеными яйцами, творогом, ягодами.
Кукла в карельском зимнем костюме, 2013 г.
Фото: Ялуторовский музейный комплекс, goskatalog.ru
Традиционная карельская женская одежда и в будни, и в праздники – рубаха и сарафан. В старину карелки носили косоклинный сарафан с закрытыми плечами, широкими проймами и пуговицами по всей длине переднего шва – «костыч» или «матурник». О нем в своих заметках 1833 года упоминал и Элиас Лённрот. Такой вид сарафана существовал уже в XV–XVI вв., причем появился именно на Русском Севере – южнее носили в основном рубахи и юбки-паневы. На смену косоклинным сарафанам в XIX веке пришли прямые – на лямках. При этом сарафан оставался самой популярной одеждой у карелок вплоть до 1920-х гг.
Во всех карельских домах были прялки и ткацкие станки – ткани мастерицы изготавливали самостоятельно. Одежду шили изо льна, конопляной ткани, шерсти. В старые времена их красили соком ягод, ивовой или ольховой корой, шелухой лука.
Не только праздничную, но и повседневную одежду принято было украшать вышивкой. Традиционные карельские орнаменты – это изображения солнца, растений, животных, вышитые красными шелковыми, шерстяными и бумажными нитками. Узоры должны были привлечь к человеку благополучие, богатство и оградить его от злых сил. Именно отсюда пошли традиция расшивать узорами-оберегами вороты, рукава и подолы рубах – проникнуть туда нечистой силе проще всего!
Сорока (сорокка) – головной убор замужних карелок
Фото: ethnomuseum.ru
Даже в отдаленных карельских селах начиная с XVII–XVIII вв. мастерицы умели отделывать одежду бисером, речным жемчугом, стеклярусом, бусинами, расшивать золотыми и серебряными нитями. С особой любовью украшались головные уборы.
Головной убор сорока известен не менее 500 лет. А называется так потому, что в старину действительно чем-то напоминал птицу – у него были «крылья», «хвост», а передняя часть украшалась «рожками» – основу для них делали из луба или бересты.
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.