Об искусстве

На фестивале «Мир Сибири – 2024» мы познакомились с мастером резьбы по рогу Филиппом Николаевичем Фальковым. Он провел для портала «Дети Арктики» экскурсию, рассказал о главных секретах мастерства и работах своего коллеги Алексея Чунанчара.

«Знаете, что главное в нашем деле? Увидеть то, что уже заложено в материале. Если мастер хороший, он на 80 процентов использует созданное природой и лишь на 20 процентов добавляет что-то от себя – убирает ненужное, показывает свое видение, – говорит Филипп Николаевич.

Работы нганасанина-костореза Филиппа Фалькова

Фигурки, сделанные руками Филиппа Николаевича, отличаются тончайшими, ювелирно проработанными деталями. Мастер работает преимущественно с оленьим и лосиным рогом. Даже не верится, что из этих сложных материалов можно создать миниатюрных героев, которые словно движутся, дышат, чувствуют…

О коллеге

Алексей Чунанчар, мастер резьбы по рогу и кости Таймырского Дома народного творчества

«Посмотрите работы моего коллеги и друга Алексея Чунанчара «Оленья упряжка» и «Перетягивание палки». Они сделаны из цельного рога – художник посмотрел и увидел вдохновившие его очертания. Вот эта коряга подсказала ему образ северного дракона, а та – мощного лося. Кроме того, мастер-косторез должен хорошо знать историю своего народа, его традиции. Без этого настоящее произведение не создашь» – поясняет Филипп Фальков.

Работы нганасанина-костореза Алексея Чунанчара

Инструменты

Ф. Фальков, «Нож».

Северная резьба по кости из тех народных ремесел, что с годами не «затухают», а расцветают. Суть искусства остается прежней, меняются лишь технологии. «Современные косторезы используют фрезы, бормашины. А в старину кость резали просто острым ножом – отваривали ее предварительно, чтобы помягче была. Резчики учились искусству в семье: у оленеводов при себе всегда был нож, наши прадеды умели им и нарты починить, и красоту создать», – рассказывает Фальков.

Раритет

Работы Ф. Фалькова.

«В прежние времена наши старики-мастера создавали изделия разве что по заказу «больших» людей. А в наше время у косторезного искусства появилось множество ценителей, – говорит Филипп Николаевич. – Крошечные фигурки становятся талисманами, которые люди передают из поколения в поколение. Другим важнее, что это произведение, созданное руками художника, а не бездушной машиной на заводе. Что она может выпустить, кроме одинаковой штамповки? Ее не сравнить с работами мастера. Вот этого человечка, например, я делал неделю, в нем часть моей души. Для этой работы кость предварительно отбеливал, чтобы она светилась. А в той старался передать характер и судьбу моих персонажей. Тем и ценен ручной труд – он подлинный».

Подробнее о косторезном искусстве коренных народов Арктики читайте на портале «Дети Арктики» здесь, о косторезах Чукотки здесь.

«Лучшее – в Арктике»