Немного истории

Фото: collection.kunstkamera.ru
Крюк из моржового клыка. Эскимосы, I тыс. н.э.

Найденные при раскопках кости амулеты и инструменты из кости – рукоятки ножей, наконечники гарпунов, – относятся к первому тысячелетию нашей эры. С помощью примитивных инструментов древние мастера уже тогда не просто вырезали из моржовых клыков орудия труда и амулеты, но и придавали им форму животных, украшали резным орнаментом, который одновременно служил оберегом.

Развитию декоративного направления поспособствовало знакомство с «белыми» путешественниками, китобоями и торговцами, в XIX веке, которые, заинтересовавшись искусством местных мастеров, охотно заказывали у них костяные статуэтки.

Ремесло становится профессией

Фото: goskatalog.ru
Уэленская косторезная мастерская, 1940-ые гг. Негатив, гравировка на кости.

Профессиональные черты народное искусство чукотских косторезов начало обретать в 1920-е годы, когда резчики стали объединяться в мастерские. Из них до наших дней сохранилась только Уэленская, основанная в 1931 году.

Ее история началась с детского кружка. В конце 1920-х русский учитель Петр Скорик, работавший в Уэлене, создал при местной школе косторезную мастерскую. Среди ребят, вырезавших из кости фигурки животных, был юный Михаил Вуквол, будущий знаменитый резчик, гравер, иллюстратор и литератор, посвятивший Чукотке свою жизнь и творчество.

Уэлен, 1930-е годы. В центре знаменитый резчик Вуквол.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Фото: goskatalog.ru, Музейный центр «Наследие Чукотки»
Мастер Вуквутагин, 1960-е годы.
Фото: goskatalog.ru, Музей берингийского наследия.
Художник из Уэлена Туккай.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Вуквутагин (1898–1968 гг.), композиция «Собачья упряжка».
Фото: goskatalog.ru, Ульяновский областной художественный музей
Туккай (1913–1973 гг.), «Борьба медведей», 1956 г.
Фото: ethnomuseum.ru
«Оленья упряжка», 1958 г. Вуквутагин и Галина Тынатваль.
Фото: goskatalog.ru, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Знаменитый резчик, заслуженный художник РСФСР Хухутан и Елена Илькей.

В 1931 году в Уэлене появилась мастерская для взрослых. Ее основателями стали мастера Тегрынкеу и Вуквутагин. Первый занимался преимущественно организационными вопросами, а Вуквутагин, искусный резчик, стал художественным руководителем. К ним присоединились брат Вуквутагина Хальмо, его сыновья Вуквол и Туккай, мастера Айе, Аромке, Рытен, Гемауге. Эта плеяда талантливых резчиков заложила основы профессиональной уэленской косторезной школы и прославила искусство чукотских мастеров на весь мир.

Женское искусство

В тридцатые годы, сразу после начала работы мастерской, произведения уэленских косторезов экспонировались на всесоюзных и международных выставках.

Традиционно резьба по кости – мужское ремесло. Но именно в Уэлене появились первые резчицы – женщины. Заслуженными художницами, известными не только на родине, но и за рубежом, стали Вера Эмкуль, Елена Ярку, Галина Тынатваль.

Фото: goskatalog.ru, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Вера Эмкуль, заслуженный художник РСФСР.
Фото: goskatalog.ru, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Работа Веры Эмкуль «Как коршун отнял у мужа жену». Цветная гравировка на моржовом клыке.
Фото: goskatalog.ru, Музей косторезного искусства с. Уэлен
Елена Янку, «Развозторг раньше и теперь», 1980 г.
Фото: goskatalog.ru, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Тынатваль Галина, Стакан «Сказка о Великане Лольглине». Уэленская косторезная мастерская, 1979 г.

Одной из любимых тем первой женщины-резчицы Веры Эмкуль был чукотский фольклор – легенды, мифы, волшебные сказки. Она освоила сложные техники и представила свои работы на выставке во Франции в 1937 году.

Развивая традиции

Фото: goskatalog.ru, Государственный музей искусства народов Востока
Хухутан, ножны из гравированного клыка моржа с кожаным ремешком.

Потомственные охотники и зверобои, мастера Уэлена изображали то, что знали лучше всего: северный быт, животных, сцены охоты. Однако новые времена вдохновляли на новые смыслы и формы. Вместо одиночных статуэток появились многофигурные композиции, отражающие развитие сюжета. Статичность и символичность, характерные для более ранних работ, сменились динамикой и выразительностью. Если в прошлом гравировка на моржовых клыках была черно-белой, то теперь на смену саже пришли цветные карандаши, а в изображениях художники стали использовать законы перспективы.

Фото: goskatalog.ru, Музей косторезного искусства с. Уэлен.
Гемауге, «Шхуна», 1973 г.

У каждого мастера были свои источники вдохновения, свой творческий почерк. Так, зверобой Гемауге прославился моделями парусников, Туккай – большими скульптурными группами, удивительно живыми и динамичными.

Фото: goskatalog.ru, Государственный центральный музей современной истории России
Михаил Вуквол (1914 – 1942 гг.), клык моржовый «Челюскинцы»

Особое место в истории мастерской занимает Михаил Вуквол, один из самых знаменитых уэленских косторезов, обладатель золотой медали Парижской всемирной выставки. Помимо традиционных для косторезного искусства сюжетов, он много внимания уделял изображению жизни современной ему Чукотки, первым обратился к сценам современной истории, в том числе спасению экспедиции челюскинцев, занимался другими видами прикладного искусства и книжной иллюстрацией. Вуквол погиб в годы Великой Отечественной войны. В 1977 году мастерской присвоили его имя.

Новые сюжеты

В 1950-е художники Уэлена стали уделять больше внимания мирным сценкам из повседневной жизни, а животные, всегда бывшие на Севере объектами охоты, стали принимать забавные и милые черты.

В 1980-х популярной темой стала семья: быт, взаимоотношения между детьми и взрослыми. Тогда же стало появляться все больше скульптур, посвященных традиционному укладу жизни оленеводов-кочевников как людей, хранящих обычаи и наследие предков.

Фото: goskatalog.ru, Музей косторезного искусства с. Уэлен.
Виктор Теютин, «Будни тундры», 1982 г.
Фото: goskatalog.ru, Краеведческий музей с. Лаврентия
Значок «Чукотка», с. Уэлен, 1996 г.
Фото: ethnomuseum.ru
Скульптура из кости моржа «Буду музыкантом», 2000-е годы.
Фото: goskatalog.ru, Музейный центр «Наследие Чукотки»
Александр Эйнетегин, скульптура «Корфест», 2003 г.

В работах уэленских мастеров наших дней отражаются веяния времени. Художники пользуются современными инструментами и экспериментируют с направлениями, однако в основе их работ по-прежнему лежит уникальный стиль чукотско-эскимосского косторезного искусства и традиции мастерства, заложенные великими косторезами прошлого.

В 2023 году в Уэленской мастерской создали первую в мире марку-виньетку из бивня моржа. На марке изображен персонаж чукотских преданий, воплощение духа ворона Кутха.