Живая традиция

Обращаясь к национальным украшениям как источнику вдохновения, дизайнеры осваивают традиционные техники и следуют им почти без изменений. У заказчиков находят спрос как современные интерпретации национальных украшений, так и максимально точные реплики. В мире социальных сетей и стремительного ритма жизни уникальная вещь ручной работы, напоминающая о народных традициях и старине, становится возможностью приобщиться к философии slow life, прикоснуться к чему-то незыблемому и надежному, ощутить причастность к истории и корням. Кто-то начинает интересоваться традиционными украшениями благодаря семье, наблюдая за тем, как рукодельничают мамы и бабушки. Но увлечение может прийти в любой момент и откуда угодно – такова магия северной красоты.

MIKAND ART

Михаил Андреев, дизайнер единственного в мире бренда эвенкийских украшений MIKAND ART

Эвенкийский дизайнер бренда MIKAND ART Михаил Андреев – молодой, но уже успешный художник из Якутии. Мастер народных художественных промыслов Республики Саха (Якутия), член Всероссийского творческого Союза художников России, руководитель Лаборатории одежды коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия), участник и призер региональных и международных конкурсов.

Потомок оленеводов, Михаил увлекся рукоделием еще в детстве. Отец мастерил нарты из оленьих шкур, шитьем из кожи и меха занималась сестра. Михаил впервые взял в руки иглу в пятом классе – и вскоре сам уже шил одежду и делал украшения.

Фото: t.me/mikand_art
Украшение «Сияние полярной звезды», MIKAND ART.

Бренд Михаила MIKAND ART – дань уважения и восхищения национальному искусству эвенков. Используя традиционные мотивы и материалы, Михаил создает уникальные украшения ручной работы. Среди его заказчиц – Елена Христофоровна Голомарева, Председатель комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), глава Оленекского эвенкийского национального района Лена Степановна Иванова, якутская певица Олимпия. Мечта Михаила – сделать элементы традиционного эвенкийского стиля частью современного гардероба.

«Нам хочется, чтобы в гардеробе каждого жителя Якутии, и не только, появились национальные украшения, атрибуты с национальной стилистикой. Ведь это не просто украшения, а обереги, защита от злых духов. При этом каждая работа дополняет индивидуальность человека, его историю».

Дизайнер Михаил Андреев

Бренд Berega

Создательница бренда Berega Юлия Еремеева родилась в Москве, но много времени проводит в деревне в Архангельской области. Прабабушка Юлии родилась в Каргополе; ее вещи помогали Юлии в работе над реконструкциями старинных костюмов.

Культура и природа Русского Севера вдохновляют Юлию на создание украшений по традиционным технологиям. Любимая техника – сажение по бели. Для создания украшений Юлия использует бисер, перламутр, жемчуг, металл, шнур и натуральные ткани – лен, хлопок и шелк.

Сажение по бели – старинная техника вышивки, характерная для Русского Севера. Бель – неплотно свитый шнур из льняных или хлопковых ниток – закрепляют на ткани по рисунку. На бель сажают нанизанный на тонкую нитку бисер, перламутр или жемчуг. Получается объемная вышивка, которая выступает над поверхностью ткани.

Фото: beregaclothes.ru
Ожерелок – отсылка к традиционному шейному украшению Олонецкой губернии, бренд Berega.
Фото: beregaclothes.ru
Перлышко – шейное украшение, вдохновленное традиционным ожерельем Пинежья, бренд Berega.
Фото: beregaclothes.ru
Лента с поднизью на хлопковых завязках, бренд Berega.

«Основной цвет наших украшений – жемчужный. Север, его богатство и роскошь – это жемчуг… Когда я придумывала название бренда – berega – у меня в голове был цветовой образ. Я начала выписывать свои ассоциации, чтобы придумать название. Первое, что родилось – это свет, тепло, охра, желтый цвет, песчаные реки Севера. Северная вода серо-синего цвета течет рядом с этим песками. А еще berega, как будто от слова беречь. Мы сохраняем традиционные техники вышивки, которые используем в украшениях. И слово «бережно», как образ того, что все делается руками мастера».

Юлия Еремеева, из интервью для журнала Beinopen

Юханн Никадимус

Фото: kokoshnikstore.com
Роскошные кокошники Юханна Никадимуса.

Известный реконструктор старинных кокошников Юханн Никадимус превратил традиционное украшение в модный тренд. Работы Юханна фотографируют для модных журналов, коллекционируют, приобретают в подарок или в качестве роскошного украшения для интерьера.

Профильного образования у Юханна нет. Свой первый кокошник, образцом для которого послужил старинный венец Архангельской губернии, он сшил в 2014 году. Захотелось, чтобы именно такой появился на обложке его музыкальной группы. Всего за несколько лет Юханн из любителя стал искусным мастером. По музейным образцам он создает реплики старинных кокошников, венцов, почелков, сочетая антикварные и современные материалы и используя традиционные техники – золотное шитье, сажение по бели. На изготовление каждого изделия уходит около месяца. Цена может достигать миллиона рублей.

Фото: kokoshnikstore.com
Реконструктор старинных кокошников Юханн Никадимус.

«Сегодня в тренде ручная работа, причем не просто мастерство ремесленника, а запрос на подлинность. Русское шитье жемчугом, в частности, ценится именно в аутентичном варианте. Люди устали от подделок и поделок, им хочется обладать настоящими ценностями. Запрос на подлинность сочетается с интересом к своей истории и корням, есть желание копнуть глубже, чем поверхностные стереотипы, составить свое мнение, именно узнав предмет».

Юханн Никадимус, из интервью «Ведомостям»

Алина Чистякова

Художница по образованию Алина Чистякова живет и работает в Ярославле. Традиционной вышивкой она увлеклась на последнем курсе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, где обучалась на факультете церковных художеств. Интерес к старине Алина питала с детства: вдохновением для ее украшений до сих пор служат вещи из сундуков ее предков.

В своей любимой технике, сажении по бели, Алина создает украшения, вдохновленные историей и красотой Русского Севера. Особенность ее творческого почерка – традиционные шейные украшения Архангельской губернии: наборушники и заборошники. Часть работ максимально повторяет аутентичные предметы, часть – традиционный дизайн в авторской интерпретации.

Фото: chistyakova.online
Венец нижегородской губернии. Реплика исторического головного убора XVIII века из мелкого пресноводного жемчуга.
Фото: chistyakova.online
Ожерелье из льняного шнура с рубленным бисером, перламутром и турмалинами.
Фото: chistyakova.online
Не(чокер) с плоскими стеклами.

«…Древнерусские украшения – это далеко не мейнстрим. Но они дают чувство обладания семейной реликвией, потому что это могли носить наши прабабушки. Часто покупатели в отзывах пишут, как они открывают заказ и у них появляется ощущение, что это носили их предки, а они теперь к этому прикасаются. Это уважение к истории, желание узнать свои корни, понимание культурной ценности этих вещей».

Алина Чистякова, из интервью для проекта «Заповедник»

Посмотреть и почитать

В мастерской Юханна Никадимуса

youtube.com

Мастер-класс «Сажение по бели»

zabgu.ru

Корякская меховая мозаика

youtube.com