Традиции, культура и быт поморов
Поморы – этнографическая группа, сложившаяся на побережьях Белого моря и северных рек: Онеги, Печоры, Северной Двины, Мезени. Их далекие предки – русские выходцы из Новгорода и Пскова, ушедшие на север в раннем Средневековье, и финно-угорские племена, жившие в то время на беломорских берегах.
Митрофан Берингов, «Поморы», 1925–35 гг.
Фото: culture.ru
Особая этническая группа – поморы – сложилась в X–XII вв., тогда же появилось и ее название. Жители Новгорода и Пскова, пришедшие на берега Студеного моря (древнее название Белого), быстро освоили – а точнее, создали – особый тип морского хозяйства, незнакомый местным коренным жителям – финноугорским племенам. Рыболовство, охота, в том числе на морского зверя, судоходство, морская торговля – его основа.
Постепенно формировался язык поморов – «поморьская говоря». Поморы жили обособленно, из-за этого в их речи долго сохранялись древнейшие черты новгородского диалекта. В то же время в «говоре» немало финноугорских и норвежских заимствований – в первую очередь это географические названия.
Жители русского Севера, в том числе поморы. Энциклопедия «Россия в картинках». 1906 год.
Картина «Поморы», конец XIX – начало XX вв.
Фото: музей-заповедник «Зарайский кремль», goskatalog.ru
Поморы оказались главными хранителями не только древнего русского языка, но и фольклора. Например, былины кажутся нам «делами давно минувших дней». А на Русском Севере они вплоть до ХХ века исполнялись, по сути, ежедневно: во время артельной рыбной ловли, охоты; мамы и бабушки напевали их детям, попутно занимаясь домашними делами. Так в среде поморов формировались целые сказительские династии: Крюковы, Рябинины, Поздеевы…
В середине XIX века фольклорист и этнограф Павел Рыбников записал в поморских поселениях несколько сотен древних русских былин. До тех пор они считались исчезнувшим жанром.
Сохраняется сказительская традиция у поморов и в наши дни. Самая, пожалуй, известная ее представительница – Софья Николаевна Брусникина, которая собирает и исполняет традиционные поморские былины, сказки, песни, причитания и плачи. Есть в ее репертуаре и произведения Бориса Шергина (1893-1973), фольклориста, писателя, сказочника, художника – также родом из поморов.
Открытка почтовая с репродукцией картины В. В. Переплетчикова «Поморы въезжают в Архангельский порт», нач. XX в.
Фото: Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, goskatalog.ru
Некоторые исследователи считают, что история поморов как субэтноса началась с ушкуйников – новгородских вооруженных мореплавателей, торговцев и пиратов – перебравшихся на беломорское побережье. Свое прозвище северные «джентльмены удачи» получили по их парусно-гребным судам – ушкуям. Они имели морскую и речную разновидности, могли быть транспортными и грузовыми и вмещали до 40 человек и до 15 тонн груза.
Эта версия объясняет стремительное развитие кораблестроения и судоходства у поморов, хотя далеко не все ученые поддерживают точку зрения об их связи с ушкуйниками. В любом случае то, что поморы были лучшими мореходами своего времени, сомнению не подлежит. Более того, на протяжении нескольких веков они оставались единственными полярными мореплавателями. Кстати, по легенде, именно поморы первыми в мире добрались до архипелага Шпицберген.
К XII веку поморы полностью освоили Белое море, с XIII века начали ходить в Европу, а в XVII отправились на восток и морским ходом добрались до Колымы и будущего Берингова пролива. То есть первыми прошли по Северному морскому пути.
Гравюра «Поморы-зверобои», Семен Григорьев, 1979 г.
Фото: Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», goskatalog.ru
Надежда Бом-Григорьева. «Поморы в карбасе». 1920–30 гг.
Фото: Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», goskatalog.ru
Для морского промысла, перевозки грузов, дальних путешествий поморы использовали суда разных типов. Главным из них был карбас – точнее, его многочисленные разновидности, транспортные и промысловые. Внешне карбасы напоминают ушкуи – это парусно-гребные суда, самые крупные из которых могли взять на борт несколько десятков человек и более 8 тонн груза.
Одним из главных «тяжеловозов» была сойма: управлял ею экипаж из 2–3 человек, зато грузоподъемность доходила до 15 тонн. Лодка осиновка выдалбливалась из цельного ствола осины и при всей простоте конструкции могла перевозить до 350 кг груза.
Раньшина, промысловое судно для рыбалки и охоты на морского зверя, была настоящим маленьким ледоколом. У раньшины подводная часть имела яйцевидную форму, благодаря этому при сжатии льдов судно выталкивалось на поверхность.
Значок «Лодья» из комплекта «Поморские суда».
Фото: Мурманский областной краеведческий музей, goskatalog.ru
Но самое известное поморское судно – лодья (в другом варианте – ладья), огромное, до 25 метров в длину и грузоподъемностью до 300 тонн. Площадь ее парусов достигала 460 кв. м – и это позволяло при попутном ветре проходить до 300 км в сутки.
Модель. Коч поморский (конец ХII – середина ХIХ вв.).
Фото: Музей мирового океана, goskatalog.ru
Для дальних походов поморские мастера создали судно нового типа – коч. Именно на коче великий помор – мореплаватель-первопроходец Семен Дежнев в 1648 году открыл пролив, разделяющий Евразию и Америку. Мы знаем этот пролив как Берингов: открытие Дежнева надолго «затерялось», и Витус Беринг, прошедший его маршрутом 80 лет спустя, получил лавры первооткрывателя. А имя Дежнева носит мыс – крайняя восточная точка России и всей Евразии.
Открытка «Поморы-рыбаки», нач. XX в.
Фото: Архангельский краеведческий музей, goskatalog.ru
«У моря живем, морем кормимся, море – наша кормилица», – гласит поморская пословица. Поморы называли себя «трескоедами»: рыболовство было их главным промыслом, а рыба во всех видах, от соленой до вареной, – основой рациона. И в наши дни на русском Севере можно попробовать рыбные блюда, приготовленные по старинным рецептам: за века поморская кухня сохранилась почти в неизменном виде.
«Визитная карточка» поморской кухни – пироги-рыбники. Рецепт прост: такой пирог – это рыба (иногда двух сортов), целиком запеченная в тесте. Если его пекли на праздник, то и самому пирогу старались придать форму рыбины – таков, например, красный поморский рыбник с начинкой из лососевых, чаще всего из семги.
Праздничный поморский стол невозможно представить и без ржаных пряников-игрушек – козуль. Козули считаются одним из самых древних видов фигурных пряников – сделанные из теста изображения культовых животных выпекали еще в X-ХII веках. Расписанные глазурью прянички были и угощением, и развлечением для детей, и оберегом, и символом богатства и благополучия.
Сегодня ржаные пряники в виде животных, птиц и рыб пекут на Рождество, Новый год, праздник Коляды, на свадьбу, новоселье, рождение ребенка. «Без козули и праздник не в праздник», – так принято говорить у поморов.
Поморская кухня также славится блюдами из ягод и грибов. Ягоды мочат, делают из них морсы. А соленые грибочки – «дежурное блюдо» на столе жителей Беломорья.
Набор почтовых карточек «Народы России», «Поморы. Русские», 2017 г.
Фото: Центральный музей связи имени А. С. Попова, goskatalog.ru
«Из прибылей от всех этих сельдей, семги женское население Сумского Посада (село у Белого моря. – Прим. ред.) снаряжает свои роскошные одеяния. Не редкость, что сумлянка к Рождеству изготовляет себе наряд в 300 рублей стоимостью, вышивать они великие мастерицы», – так писал о нарядах поморок в 1880-е годы поэт и переводчик Константин Случевский.
«Роскошь» и «златотканые наряды», упомянутые Случевским, уместны были в праздники. А повседневной одеждой поморок были сорочка и сарафан домашнего изготовления. Впрочем, сорочка для ежедневной носки тоже украшалась – пышными рукавами, «колотьем» – ажурной белой вышивкой с мелким растительным узором, лентами, кружевом. «Борком» – то есть присборенными кружевами и лентами, отделывали и ворот рубахи. Вышивали узоры со сказочными существами и растениями на подолах рубах – они, кроме прочего, выполняли роль оберега.
Открытка. Женский поморский костюм побережья Баренцева моря (начало ХХ в.).
Фото: Томский областной краеведческий музей им. М. Б. Шатилова, goskatalog.ru
Поморки носили сарафаны с раннего детства и до глубокой старости. В поморских селениях сарафаны были обычной одеждой вплоть до 1930-х годов. Самый древний вид поморского сарафана – косоклинный («костыч»). Он имел шов посередине переднего полотнища, косые клинья и подклинки по бокам, лямки и цельнокроенную спинку, напоминающую перевернутую трапецию.
Косоклинные сарафаны могли быть распашными с застежкой впереди. Пуговичек старались пришить побольше – для красоты. Пуговицы для праздничных сарафанов отливались из серебра и меди, а для повседневных годились и оловянные.
Со второй половины ХIХ века сарафаны-костычи носили в основном пожилые женщины – молодежь перешла на «круглые», или прямые, сарафаны. Их крой был проще: шились они из четырех прямых полотен. По подолу прямые сарафаны украшались высокими оборками, «бахромочкой». Верх сарафана обшивался тесьмой, лентой, кружевом. Праздничные поморские сарафаны – ярких, сочных цветов: алые, синие, зеленые, сиреневые, вишневые…
Ткань для повседневных сарафанов поморы изготавливали сами – ткацкие станки были в каждом доме. А для праздничных покупали шелк, шерсть, кашемир, муар… Отсюда названия сарафанов – «гарусники» (шерстяные), «шелковники», «матерья» (шелк, муар), «шумящий» (тафта).
Валентин Павлов. «Поморский вечер». 1964 г.
Фото: Городской музей Ангарского городского округа, goskatalog.ru
Модниками были и поморы-мужчины. Праздничная мужская одежда – это атласная рубаха с шейным платком («окутком») и тканым поясом. Удивительно, но поморские крестьяне никогда не носили лаптей – вся обувь у них была только кожаная.
В поморском мужском гардеробе есть вещи, которых не встретишь больше нигде. Например, зимняя меховая шапка-шлем с длинными, до пояса, ушами – «цебаки долгоухи». Или «совик» – одежда с капюшоном, напоминающая по форме сову. Поморы шили совики сами, а оленьи шкуры для них приобретали у соседей – лопарей, зырян и ижемцев.
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.