Био

Фото: youtube.com/@Kunstkameramuseum
Татьяна Александровна Бернштам (1935–2008)

Татьяна Бернштам родилась в 1935 году в Ленинграде. Мать ее была этнографом, отец – археологом. Атмосфера в семье, вероятно, повлияла на выбор профессии. В 1959 году Татьяна Александровна поступила на исторический факультет ЛГУ. После окончания университета по распределению уехала в Архангельск. Здесь она работала научным сотрудником в Архангельском областном краеведческом музее. Летом ездила в экспедиции по Карелии, Архангельской, Мурманской и Вологодской областям. Изучала духовное и материальное наследие поморов, записывала плачи, причеть и сказки.

Татьяне Александровне посчастливилось застать традиционный поморский деревенский уклад таким, каким он сохранился с XVIII и XIX веков. Ее вклад в отечественную этнографию и изучение Русского Севера в частности огромен. Современные этнографы и сегодня обращаются к ее исследованиям и используют разработанные ею программы по изучению традиционной культуры локальных групп.

Монографии

В 1962 году в журнале «Советская этнография» выходит первая научная публикация Татьяны Бернштам – работа о берестяных и деревянных брачных венцах. Следом публикуются труды о поморской промысловой артели, истории освоения Русского Севера, традиционном праздничном календаре, свадебной обрядности. Через шесть лет Татьяна Александровна защитила кандидатскую диссертацию на тему «Промысловые зверобойные артели Зимнего берега Белого моря в XIX–XX веках».

Фото: goskatalog.ru, Российский национальный музей музыки.
Издание «Поморы: формирование группы и система хозяйства», 1978 г.

В 1978 году вышла первая научная монография Татьяны Бернштам о поморах, в 1983 – вторая. Эти работы стали классикой этнографической литературы. При этом Татьяна Александровна не ограничивалась изучением традиционной культуры поморов. Ее интересовали смежные и более широкие темы – история освоения Русского Севера, особенности формирования этнического состава населения, культурные традиции и фольклор, половозрастная структура традиционной русской общины и роль молодежи в обрядовой жизни деревни.

Русский этнографический музей, 2022 г.

С развитием научной деятельности Татьяна Александровна обратилась к теме христианства и духовных основ в жизни русского крестьянства, ее очерки в этой области положили начало церковной этнографии. Татьяна Бернштам разработала концепцию и план масштабной выставки «Христианство в быту и культуре народов России, XIX–XX вв.», проходившей в Российском этнографическом музее в 2000 году и приуроченной к 1000-летию христианства в России.

Женщина в деревне

Этнограф Татьяна Бернштам первой исследовала тему о месте, роли и функции рукоделия в жизни поморских женщин и раскрыла мифологический аспект рукоделия. В 1988 году она предложила концепцию и стала соавтором первой в истории Кунсткамеры выставки по традиционной русской крестьянской культуре. Выставка «Женщина и магия: мир русской деревни в XIX – начале XX вв.» пользовалась успехом и экспонировалась более года.

Фото: goskatalog.ru, Мурманский областной краеведческий музей.
Женщины в поморских костюмах из Сумского посада Архангельской области Беломорского района Карельской АССР. ХХ в.

Несколькими годами позже Татьяна Бернштам стала ответственным редактором сборника «Женщина и вещественный мир культуры у народов России и Европы».

Экспозиции

Фото: goskatalog.ru, Мурманский областной краеведческий музей.
Музей-заповедник «Малые Корелы», Архангельская область.

Параллельно с научной работой Татьяна Бернштам много времени и сил отдавала музейной деятельности. Она входила в Ученые советы Государственного музея этнографии народов СССР (ГМЭ) в Ленинграде, Государственного историко-художественного и архитектурного музея-заповедника «Малые Корелы», Государственного историко-архитектурного музея-заповедника на Соловецких островах и Государственного музея-заповедника «Кижи». Работала над составлением каталогов и аннотированием коллекций в областных и районных музеях Русского Севера, консультировала организацию международных выставок. В 1984 г. в Архангельске и на Соловках под ее руководством прошла Всесоюзная школа-семинар научных сотрудников музеев под открытым небом.

Наследие

Фотографии Татьяны Бернштам из экспедиции в поморские села

Фото: goskatalog.ru, Кунсткамера
Фото: goskatalog.ru, Кунсткамера
Фото: goskatalog.ru, Кунсткамера
Фото: goskatalog.ru, Кунсткамера
Фото: goskatalog.ru, Кунсткамера

Работы Татьяны Бернштам и созданная ею научная школа внесли огромный вклад в развитие отечественной этнографии. Татьяна Александровна подготовила множество учеников, многие из которых и сейчас продолжают развивать ее научные идеи. Ее достижения и вклад в науку высоко ценили и ценят не только на родине, но и за рубежом. Татьяна Бернштам читала лекции в Киеве, Алма-Ате, Вене, Университете Тромсе в Норвегии, в Сорбонне в Париже.

Научное наследие Татьяны Бернштам включает в себя более 130 записей: авторские и коллективные монографии, доклады и сообщения на конференциях и симпозиумах, концепции музейных выставок.

Татьяна Александровна была не только большим ученым, но и одаренным поэтом. В рифмованных строках предстает другая сторона ее талантов: лиричная и романтическая.

«Дорога»

Уведи меня, дорога,
от событий, от страданий,
дай почувствовать, дорога,
прелесть вечных ожиданий.
В синей дали неизвестность,
в чистом небе бесконечность…
Дай, дорога, посох в руки,
чтоб отмеривать разлуки.
И когда я у порога
преклоню свои колени,
ты войди в меня, дорога,
нетерпеньем к перемене.

23 октября 1967 года

Полезные ссылки

Видеолекция

Александр Терюков рассказывает о Татьяне Александровне Бернштам.

youtube.com

«Уведи меня, дорога»

Сборник статей памяти Татьяны Бернштам

lib.kunstkamera.ru

«Герой и его женщины…»

Монография Т. Бернштам об образах предков в мифологии восточных славян.

lib.kunstkamera.ru

Сборник статей МАЭ

Статья Т. Бернштам в сборнике «Женщина и вещественный мир культуры у народов Европы и России».

lib.kunstkamera.ru

«Хитро-мудро рукодельице»

Статья Т. Бернштам о вышивании у восточных славян.

lib.kunstkamera.ru

«Прялка…»

Статья Т. Бернштам о прялке в символическом контексте культуры.

lib.kunstkamera.ru

«Рыболовство на русском Севере»

Этнографическое исследование Т. Бернштам по коллекциям и архивным материалам музеев.

lib.kunstkamera.ru

«Расставание с красотой»

Материал Т. Бернштам о древнем восточнославянском свадебном обряде.

lib.kunstkamera.ru

«Лучшее – в Арктике»