Бубен

Главный инструмент северян, конечно, бубен. Раньше только шаман мог к нему прикасаться, причем не для услады слуха, а чтобы вылечить больного, указать путь заплутавшему среди пурги, договориться с духами. Обечайку – каркас для бубна – делали не из всякого дерева, а лишь из горелого, в которое ударила молния – считалось, что оно отмечено свыше.

Долганин Антон Лаптуков выступает на фестивале «Мир Сибири»

Сегодня бубен перешел в руки артистов. Инструмент этот только кажется простым. Чтобы играть на нем, нужны отличный слух и чувство ритма, владение техническими приемами – звук бубна может быть очень разным: длинным и отрывистым, поющим, звонким и глуховатым. А кроме того, за бубном нужно уметь ухаживать: если он отсыреет, ничего не получится.

«На современной сцене блистают исполнители с юга и Дальнего Востока России – из Хакасии, Тувы, Бурятии. А вот наши северяне пока как-то не поняли, что с бубном можно большую аудиторию покорять. Стараюсь раскачать эту ситуацию».

Антон Лаптуков

Барган

У разных народов этот музыкальный инструмент называется по-разному: хомус, варган, а у долган – барган. Слово-то есть, но инструментом на Таймыре мало кто владеет. Антон сам выучился играть – по дискам легендарной якутской группы «Айархаан» освоил все приемы исполнения.

Антон Лаптуков играет на баргане в этнодеревне

«Барган маленький, но играют на нем всем телом. Это ведь не гитара или пианино, где все ноты сразу на месте. На баргане нота одна, и человек должен его подчинить себе, чтобы он звучал многогранно и разнообразно. Я могу играть диафрагмой, носовыми пазухами, гортанью; играя, проговаривать слова, которые услышат и поймут люди, подражать звукам природы. Важны частота вдохов-выдохов, движение кисти».

Антон Лаптуков

Долгое время считалось, что барган для долган чужой инструмент. Оказалось – хорошо забытый свой. «Первая долганская поэтесса Огдо Аксенова рассказывала, что барган, как и горловое пение, звучали в ее доме, когда она была совсем маленькой. Значит, ее родители, их старшие родственники владели тем и другим. Это были 1930-е годы, – рассказывает Антон. – Я разговаривал со старейшинами, и они подтвердили: да, у долган все это было, но подзабылось. Значит, надо вспоминать!».

Творчество в тундре

«В стародавние времена музыкальным инструментом для северян мог стать любой подручный предмет, – рассказывает он. – Вот, например, детская погремушка: на рог нанизаны оленьи костяшки и копытца. Сперва их отварили, потом дырочку проделали, чтоб к рогу прикрепить, колокольчик подвесили. Вот вам и игрушка, и арктическая перкуссия. Если два оленьих рога друг о друга ударять – тоже получится ударный инструмент. Как и из ненецкой выбивалки для обуви янгычи. Наши коренные народы все это очень творчески использовали».

Тоже хотите музицировать наедине с природой? Приезжайте в гости к коренным народам Арктики!