Читаем монографии Татьяны Бернштам
Более 20 лет великий этнограф Татьяна Бернштам изучала культуру и быт поморов, проводила исследования в Карелии, в Архангельской, Мурманской, Волгоградской областях. Мы прочитали две ее монографии – «Поморы. Формирование группы и система хозяйства» (1978 г.) и «Русская народная культура Поморья в начале XIX – начале XX вв. Этнографические очерки» (1983 г.). Делимся интересными фактами.
Посвятив не один десяток лет исследованиям поморов, Татьяна Бернштам описывала их словами, полными любви и уважения: «Крайне тяжелые для жизни условия приполярного Севера – суровый климат, необходимость приспособления к новой системе хозяйствования и природой среде, длительные разлуки мужской и женской части населения, вызванные сезонными промыслами, зимовки на островах Ледовитого океана в течение многомесячной полярной ночи, смена периодов интенсивно деятельности и длительного вынужденного бездействия в ожидании рыбы или зверя – все это приводило к жесткому отбору среди поморского населения. Сюда приходили на поселение люди определенного склада, среди которых выживали, приспосабливались и оставляли потомство далеко не все. В результате в конце XVIII–XIX вв. и сложился тот тип отважного промышленника, мореплавателя, первооткрывателя, гордого и свободного духом помора, поражавшего своими качествами каждого, кто с ним сталкивался».
1. Впервые название «помор» появляется на страницах летописи 1526 года.
2. К Поморью относятся Поморский, Зимний, Карельский, Терский, Кандалакшский, Летний, Онежский берега.
3. Со второй половины XVIII века термин «Поморье» употреблялся в трех значениях:
4. Большинство поморских географических названий – это топонимы древнего происхождения, связанные с дославянской историей Русского Севера.
5. По разным источникам, количество жителей Поморья в 1858–1859 гг. приближалось к отметке в 30 тысяч человек. По результатам переписи 1926 года, население выросло до 80 тысяч человек.
6. Большую роль в жизни поморов играли острова. Они служили укрытием, путеводной точкой, площадкой для рыбной ловли.
7. В XV в. самыми распространенными селениями были – погост, починок, волостка, деревня. В XVIII в. на первое место выходит волость.
8. Поморы расселялись гнездами. В одном гнезде могло до восьми деревень, которые делились на концы, стороны и части.
9. Внешний вид селений Поморья производил впечатление чистоты и зажиточности и тем самым резко отличался от сельских видов средней и Центральной России.
10. Поморы строили двухкамерные и многокамерные дома-дворы на подклети в один или два ряда.
11. Помимо основного жилища, у помора была промысловая изба, в которой он подолгу жил во время сезона лова. Чаще всего избушки на берегу имели небольшие сени и печь в правом или левом углу.
12. Многие постройки укрепляли заплотами (сваями) – системой бревенчатых срубов, которые предохраняли их от речного половодья и морских приливов.
13. Поморы шили одежду из холста, сукна, шелка, а также кожи и меха тюленя и нерпы.
14. В XVIII веке в Поморье носили разнообразные головные уборы. Среди женских экземпляров – сорока, вышитая шелком и золотом, бумажный сборник, кокошник. Девочки и девушки носили челки или повязки с лентами, заборошники, рогатую самшуру и венки.
15. Промысловые мужские костюмы различались в зависимости от района, но к основным элементам можно отнести меховую малицу с капюшоном или полушубок, сапоги из коровьей, нерпичьей или тюленьей кожи, рукавицы, а также различного вида фуфайки и кафтаны.
16. В традиционном поморском меню на первом месте рыба, далее следуют – хлеб (из привозной муки), репа и квас. Мясо на столе было редкостью.
17. В Поморье было очень развито клеймение вещей. «Не клеймить вещь – все равно что не твоя» – гласит поговорка.
18. Главный промысел поморов – морская, озерная и речная рыбалка. Ловили треску, сельдь, пикшу, палтус, навагу, семгу, сига, а также занимались ловом животных – тюленя, белухи, нерпы.
19. Тресковый мурманский промысел вели двумя способами – ярусным и поддевным, по названию орудий лова.
20. Почти каждый житель Поморья мог своими руками построить лодку или карбас.
21. Во второй половине XIX в. по всем поморским берегам количество судостроителей достигало 300 человек.
22. Самым неблагоприятным временем для плавания была осень, особенно опасно было вблизи кошек, так поморы называли мель.
23. Поморье с XV в. является центром добычи соли. Соль с Летнего берега называют «поморянкой».
24. Поморы отправляли в другие районы России рыбу, соль и другие продукты в обмен на хлеб. Хлеб и рыба составляли также основу торговли поморов с иностранцами, главным образом с норвежцами.
25. С середины XIX в. в Поморье, как на всем Русском Севере, активно развивается лесопиление. К 1900 году в Поморье работали восемь акционерных обществ, составляющих половину всех лесопромышленных компаний Архангельской и Вологодской губ.
26. Терский и Зимние берега отличались от других большим количеством оленей. Здесь было сосредоточено 9/10 всего поголовья (11 270).
27. На побережье Белого моря добывали жемчуг. В конце ХIX века хорошие жемчужины на рынке стоили от 6 до 15 рублей серебром за штуку, но населению это было неизвестно, поэтому они сбывали его скупщикам по дешевке.
28. Сенокос длился с июня по конец августа. Это объяснялось в первую очередь внушительными расстояниями. Из-за особенностей рельефа пользовались не косой, а горбушей.
29. Поморская сельская община – мир, общество – территориально включала одно или несколько поселений. До конца XIX – начала XX в. поморские общины были однонациональны по составу. Но ведущая роль в общественном устройстве отводилась промысловым артелям.
30. Множество данных подтверждают высокий уровень грамотности в Поморье.
31. Брак между представителями отдельных районов и берегов были редкостью, еще реже заключались браки между поморами и жителями других районов Русского Севера.
32. На Поморском берегу девушки ходили в невестах с 17 до 27 лет: в 20 лет к ним относились еще как к девочкам, с 27 девушка называлась пожитая.
33. Поморы жили большими семьями до трех десятков человек, когда в родительском доме оставались не только холостые дети, но и семьи женатых братьев.
34. Семья чаще носила патриархальный характер, т.е. по вопросам, связанным с хозяйственной деятельностью, вступлением в брак детей, распределением работ, выбором места лова и т. д. решения принимали в основном мужчины.
35. Основные типы поморских артелей
36. Для ловли рыбы и зверя образовывались производственные общины из мужчин, которые выходили на длительную работу отдельно от семейной и сельской жизни – с весны до осени.
37. Каждый член общины имел свою норму лова, обязанности по наблюдению за ходом рыбы и состоянием забора для ловли. Например, в с. Умбра взрослый член артели ловцов, состоящей из 4–5 семей, должен был один раз в день утром осматривать ловушки, а в конце недели – срок пользования забором– сдавать добычу. За пропущенный день назначался штраф.
38. Моржовая артель. Управлял судном хозяин или назначенный им кормщик. Полукормщик и полууженщик покупали себе часть улова и были «носошниками» – били зверя гарпунами. Забочешники подавали носки носошникам. Гребцы гребли и вытаскивали зверя.
39. Устав организации беломорских артелей был примерно таким.
40. Поморская легенда гласит, что морские звери происходят от «фараонова войска», погибшего в море. По мнению поморов, они обладают собственным языком, чувством коллективизма и способны сопротивляться человеку.
41. Самой популярной фигурой сверхъестественного происхождения у поморов был водяной. Он всегда появлялся в разном виде: старый, голый, курчавый, лохматый, с хвостом. Днем он обычно находится в воде, а ночью вылезает и сидит на берегу.
42. Озерный (речной) водяной считался довольно безобидным, но от него зависел успех промысла, поэтому его старались умилостивить: бросали в воду табак и ругались, ругань как порождение «нечистого» должна была служить угодным ему подношением.
43. Для хорошего улова у поморов были приметы: брать на судно ветку рябины, не бросать в море камень, окуривать ружье вересом или обмывать речной водой.
44. Большую роль в обрядово-религиозном быту поморов играли часовни, в которых происходил молебен на удачный промысел. Строились они обычно на берегу моря или в лесу, а также вблизи священных деревьев.
45. Многие церкви, с основания которых начинались поселения, по древнему обычаю, строились на местах, куда приплывало бревно.
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.