Эскимосский традиционный костюм
Как замаскироваться под кита, стать одним целым с каяком и сделать солнце своим мячиком, знают эскимосы – коренные жители Чукотки.
Традиционный костюм эскимосов подчеркивает единение охотника и зверя и сам как бы является частью природы. Эскимосы шили одежду из шкур оленей и морских животных. В мужской гардероб входили короткие штаны – натазники, длинные меховые штаны, рубаха кухлянка из оленьего меха или нерпичьей шкуры (зимой двойная – мехом внутрь и наружу, летом – одинарная, мехом внутрь). Рубаху стягивали кожаным поясом тафси.
«Убивает не холод, а ветер», – гласит эскимосская пословица. От ветра, дождя и морских брызг эскимосов защищала камлейка – накидка с капюшоном из кишок морских животных. Эскимосская обувь – торбаса (или камгык) – также была водонепроницаемой. Носили торбаса с меховыми чулками. Штанины плотно стягивались и завязывались поверх голенищ.
До конца XIX века у эскимосов в ходу были рубахи из птичьих шкурок. Путешественник и ученый Фритьоф Нансен в 1904 году так описывал этот наряд эскимосов Гренландии: «На верхнюю часть одежды надевается так называемый тимиак, который изготовляется из птичьих шкурок, причем перья и пух обращены внутрь. Эта часть одежды напоминает наши шерстяные фуфайки, и, подобно им, надевается через голову. Сверху надевается вторая одежда, анорак, в настоящее время ее покрывают в большинстве случаев бумажною тканью».
Одежда из птичьих шкурок встречалась у всех групп эскимосов, независимо от места проживания. «Во всякое время года мужчины носят парку из птичьих шкур – Atkuk, которая надевается большей частью перьями внутрь. Птичьи парки украшены пришитыми снаружи кусками из кож евражки, идущими рядами поперек ко шву, на плечах по одному, на груди такой кусок полностью прикреплен» – так описывал наряд эскимосов Чукотки этнограф Карл Генрих Мерк.
Верхняя одежда эскимосок по крою не отличалась от мужской, разве что воротник у кухлянок был попышнее, а поверх него надевали пестрые разноцветные бусы. Женщины также носили кожаные натазники и меховой комбинезон к’алъывагын, который украшали кусочками меха или кожи.
Фритьоф Нансен упоминает еще некоторые детали женского облачения. «Женщины, имеющие маленького ребенка, носят на спине мешок вроде большого кармана, куда засовывают своего младенца, отправляясь на работу. Мешок этот сшит из двойной кожи, поэтому дети вполне ограждены от холода».
Прическу женщину украшали лентами разных цветов. «Молодые девушки носят красную ленту, но если у них родится ребенок, то они заменяют ее зеленой. Женщины носят голубую, а вдовы черную ленту. Если вдова хочет снова выйти замуж, она сплетает черную ленту с красной. Вдовы, потерявшие надежду найти себе другого мужа, носят вместо черной ленты белую. Если у вдовы после смерти мужа родятся еще дети, она обязана надеть зеленую ленту».
Одежду и бытовые предметы эскимосы украшали вышивкой и аппликацией из кусочков меха или кожи. В основе орнамента эскимосов – полосы, прямоугольники, шевроны, зигзаги. Оценить своеобразие эскимосских узоров можно по национальным коврикам – настоящему шедевру народного декоративно-прикладного искусства.
Но главным элементом орнамента была розетка – символ Солнца и Вселенной. Этим узором украшали и одежду, и знаменитые эскимосские мячи. Шили их из кожи, обычно нерпичьей, заполняли мехом оленя, а поверхность отделывали аппликацией и вышивкой. Эскимосские мячи и сами были символом Солнца, служили оберегом, использовались в обрядовых праздниках.
Эскимосы декорировали не только одежду. В старину они и лица украшали моржовыми зубами, костяными кольцами и стеклянными бусинами, протыкая перегородку носа или нижнюю губу. До нашего времени распространена у эскимосов татуировка, и тоже с традиционным орнаментом. У мужчин это кружки в уголках рта. У женщин – линии на лбу, носу, подбородке. На щеки наносили более сложный узор. Татуировали и кисти рук и предплечья.
Уникальная часть эскимосского костюма – ритуальная маска из кожи морских животных или из дерева. Самая древняя маска, обнаруженная археологами, относится к III веку. Она была найдена при раскопках Эквенского могильника на Чукотке в 1967 году и довольно реалистично изображала человеческое лицо.
Маски надевали во время обрядов – прежде всего на праздники Кита и Хозяина моря: эскимосы благодарили божества за добычу или просили об удачной охоте. Украшали маски султаном из меха белого медведя – пучок шерсти должен был имитировать китовый фонтан. Иногда праздничную маску заменяла раскраска – эскимосы разрисовывали лицо сажей и прочерчивали на нем фигурку кита.
Для ритуальных праздников эскимосы шили парки из кишок морских животных, на руки надевали перчатки с бахромой из птичьих клювов (они изображали когти). Словом, маскировались под обитателей моря.
Были у эскимосов и пальцевые маски – из плавников или дерева. Обычно на одной их стороне изображали животное, а на другой – его дух в виде человеческого лица, реже – небесные светила. Надевали пальцевые маски с той же целью, что и личины, – задобрить духов. Носили их, как правило, женщины: исполнять ритуальные танцы им было запрещено, но, жестикулируя руками с надетыми на них масками, они участвовали в общем действе.
Использованные материалы
Н. И. Каплан, «Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока».
Ф. Нансен, «На Крайнем Севере. Жизнь эскимосов. 1904 год».
И. Ю. Понкратова, А. К. Сокольская, «Маски народов севера Дальнего Востока России».
А. И. Руденко, «О символическом значении цвета в орнаментике традиционной одежды народов Камчатки и Чукотки (коряков, ительменов, чукчей и эскимосов)».
В. В. Стариков, Р. И. Колыхаев, «Основы традиционной культуры эскимосов».
В. А. Тураев, «Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.