История

Экспозиция «Пещерные медведи», комплекс «Самаровский останец. Археопарк», Ханты-Мансийск

Культ медведя распространен с древности и связан с архаичными верованиями. В святилищах I тыс. до н. э. в Предуралье и Сибири археологи обнаружили многочисленные изделия, изображающие медведя: металлические бляшки, полые фигурки – пронизки. На многих из них животное предстает в «жертвенной позе» – с головой, лежащей между лап. Так шкуру медведя укладывают во время посвященных ему ритуалов и в наши дни.

Примерно 2000 лет назад у разных народов стали появляться «медвежьи» орнаменты – например, узор «след медведя» (крестики, образующие сетку). Тогда же возникают и многочисленные мифы, в которых, с одной стороны, обосновывается возможность охоты на медведя, а с другой – предписывается делать это со всем уважением и с соблюдением обязательных правил-обрядов.

Орнамент «Медвежьи следы
Фото: goskatalog.ru, Пуровский районный историко-краеведческий музей

Брат-медведь

Фото: goskatalog.ru, Сахалинский областной художественный музей
Николай Дявгода, «Медвежий праздник»

Древние люди окружали медведя почтением, потому что считали его прародителем, тотемным животным, верили в его покровительство, приносящее здоровье и удачу в охоте. Оберегами служили шкура, когти, зубы животного, а в роли первой колотушки шаманского бубна выступала медвежья лапа.

Смесь уважения и страха привели к тому, что во многих языках медведю даются иносказательные, «зашифрованные» имена: он и «дедушка», и «дядя», и «хозяин», и «сосед», и просто «зверь». Почтение почтением, но лучше лишний раз медведя не поминать – а то, не дай бог, явится, когда не ждали.

«Сила крупных зверей, хитрость, изворотливость, необыкновенное чутье и масса инстинктов, которых лишен человек – все это дает достаточно основания относиться к животным как к существам крайне разумным и даже во многих отношениях превосходящих человека».

Этнограф Константин Рычков

Поклонение

Фото: goskatalog.ru, Национальная галерея Республики Коми
Станковая графика «Коми языческий медвежий праздник», Игнатов.

В мифологии разных северных народов медведю отводятся разные роли. В фольклоре народов коми и ханты медведя называют лесным человеком, или хозяином леса. Считается, что он понимает любой человеческий язык. Поэтому на охоте принято просить у животного прощения. Для них мишка выступает в образе мудрого Старика посредником между мирами людей и духов. Человеком, превратившимся в животное, считали медведя и селькупы. А для нганасанских шаманов медведь был проводником в потусторонний мир.

Фото: goskatalog.ru, Томский областной краеведческий музей им. М. Б. Шатилова
Фигурка медведя. Эвенки. Начало ХХ века.

У разных групп эвенков медведь считался первым обитателем земли, прародителем эвенкийского народа и даже создателем мира: эвенкийские мифы сообщают, что домашние олени появились из шерсти медведя; он же сделал бурундука полосатым, карася – плоским, кедровку – ненасытной и т. д.

В одном из эвенкийских мифов рассказывается о девушке, провалившейся в берлогу, проведшей зиму с медведем и родившей медвежонка. Позже она вышла замуж и родила сына. Однажды старший и младший братья решили помериться силами, брат-человек в пылу состязания убил брата-медведя. Тот, умирая, оставил заветы, как нужно охотиться на медведя и хоронить его. Эвенки следуют им и поныне.

Праздничные игры

Традиционный хантыйский праздник «Медвежьи игры», деревня Русскинская

Сколько народов – столько разновидностей Медвежьего праздника. Ученые говорят о трех основных его типах – угорском (у хантов, манси, коми), северном (у эвенков, эвенов, кетов, якутов), амуро-сахалинском (у коренных жителей Дальнего Востока). В первых двух вариантах почести воздаются медведю, добытому охотниками. В третьем – медведя специально выращивают в неволе для проведения ритуала.

Самый сложный, разнообразный и продолжительный Медвежий праздник – угорский. В старину у некоторых родов хантов и манси существовал запрет на добычу медведя и употребление его мяса. В те времена во фратрии Пор («медвежьем роде») проводили праздники, длившиеся с дня зимнего солнцестояния в декабре до весеннего равноденствия в марте. Их устраивали семь лет подряд, затем делали семилетний перерыв.

В старинной версии хантыйского праздника медведя представляла его шкура.
Люди исполняли специальные «медвежьи» песни, сказания, далее шли «призывные песни» и «птичьи танцы» – так вызывались божества и духи предков.
Всего за дни «Медвежьих игр» звучит до 300 ритуальных песен.
По традиции мясо едят в последнюю ночь праздника. Кости медведя хоронили в лесу, череп вешали на высокий пень или прятали, так же как шкуру, в сакральном месте.

Медвежьи праздники в честь добычи зверя появились позже и длились пять дней, если убит медведь, и четыре – если медведица. Обряды проходили ночью. Охотник, добывший медведя, вел праздник от имени зверя. Украшенную медвежью шкуру вносили в помещение, окуренное дымом чаги, и располагали в традиционной и древней «жертвенной позе». Перед медведем ставили угощения, иногда приносили ему в жертву оленя, кланялись, целовали лапу, затем исполняли «медвежьи» песни, танцы, сценки.

Ритуал эвенков

Фото: collection.kunstkamera.ru
Эвенкийская фигурка медведя бронзового века с верховьев Енисея.

У эвенков обряд совершался только над медведем, убитым в берлоге (другие способы добычи были не в счет). Охотник, нашедший берлогу, сообщал об этом другому роду: поскольку медведь считался братом человека, то и добыть его мог только чужак. Над берлогой охотники кричали по-вороньи, иногда махали руками, словно крыльями, – будили медведя и одновременно «переводили» вину на птиц. В день охоты в стойбище относили только шкуру и сало (его делили между всеми семьями), а на следующий день привозили из леса тушу. Люди также встречали ее «вороньим» криком.

Фото: goskatalog.ru, Музей-заповедник дальнего Востока им. В. К. Арсеньева
Череп медведя возле национального эвенкийского села Аим, Хабаровский край.

В первый день Медвежьего праздника до полуночи варили шею животного, исполняли танцы, подражающие движениям медведя. Лица при этом мазали сажей, чтобы походить на ворон или чужеродцев. После трапезы молча расходились. В следующие дни все повторялось с другими частями туши. В последний день варили голову, а затем медвежий череп хоронили – уносили подальше от стойбища и насаживали на подрубленный ствол молодого кедра, мордой в сторону леса (чтобы медведь не вернулся). Некоторое время хоронившие зверя пятились назад и возвращались в стойбище, где шаман совершал над ними обряд очищения. Считалось, что после этого душа медведя стала посредником между Хозяином верхнего мира и людьми.

Саамский бубен

Фото: goskatalog.ru, Государственный исторический музей

В старину Медвежий праздник отмечали и кольские саамы, сейчас эту традицию возрождает Национальный культурный центр села Ловозеро. Все ритуалы на саамских Медвежьих играх – от гаданий об исходе охоты до танцев – сопровождает бубен. В числе других «музыкальных инструментов» – погремушка из охотничьего копья с прикрепленным медным кольцом, свистулька нюрк, имитирующая крик чайки, свист березовых и ивовых прутьев.

Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей
Акварель «Село Ловозеро», 1937 г.

На Медвежьих играх саамы исполняют особыеблагодарственные песни – йоиги. Они подражают голосам зверей и птиц – волка, оленя, ворона, глухаря, собаки, гагары, кукушки. Также проводят конкурс на лучший медвежий рык. Ритуальные танцы, помимо того, что имитируют движения животных и птиц, изображают рисунок культовых саамских лабиринтов, вращение Земли вокруг Солнца, процесс охоты на медведя. Завершается праздник обрядом очищения – как и у других народов.

Полезные ссылки

Цикл видео «Школа Медвежьи игрища» от Окружного дома народного творчества, ХМАО – Югра

youtube.com

Видео «Медвежий праздник манси» от музея-заповедника «Горнозаводской Урал»

youtube.com

Статья «Дневник эвенка. Как понять язык медведя»

arctic-children.com

Использованные материалы

  • А. Н. Варламов, «Образ медведя-предка в фольклоре и мировоззрении эвенков».

  • Г. М. Василевич, «О культе медведя у эвенков».

  • А. А. Гриневич, «Устойчивые элементы поэтической системы обрядовых песен медвежьего праздника казымских хантов: поэтическая формула».

  • Б. Кальман, «Два обряда очищения в культе медведя обских угров».

  • Н. В. Лукина, С. А Попова, «Об историческом соотношении видов Медвежьего праздника у обских угров».

  • К. А. Минченко, «Анимистические представления в традициях и обычаях коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) и Канады».

  • В. В. Подмаскин, «Маски коренных народов Тихоокеанской России».

  • К. М. Рычков, «Енисейские тунгусы».

  • К. А. Сагалаев, «Медвежий праздник».

  • И. В. Соловьев, «Медвежий праздник в традиционной культуре саами».

  • М. Г. Туров, «Эвенкийский обряд «проводов медведя» как форма организации пространства».

«Лучшее – в Арктике»