Праздник коренных народов Севера
Медведь – ключевой персонаж в мифологии почти всех коренных жителей российской Арктики – от саамов до эскимосов. У одних народов он демиург, у других – далекий предок человека, а у кого-то – старший брат и хозяин тайги. Узнаем, какие ритуалы и праздники связаны с этим тотемным животным.
Культ медведя распространен с древности и связан с архаичными верованиями. В святилищах I тыс. до н. э. в Предуралье и Сибири археологи обнаружили многочисленные изделия, изображающие медведя: металлические бляшки, полые фигурки – пронизки. На многих из них животное предстает в «жертвенной позе» – с головой, лежащей между лап. Так шкуру медведя укладывают во время посвященных ему ритуалов и в наши дни.
Примерно 2000 лет назад у разных народов стали появляться «медвежьи» орнаменты – например, узор «след медведя» (крестики, образующие сетку). Тогда же возникают и многочисленные мифы, в которых, с одной стороны, обосновывается возможность охоты на медведя, а с другой – предписывается делать это со всем уважением и с соблюдением обязательных правил-обрядов.
Древние люди окружали медведя почтением, потому что считали его прародителем, тотемным животным, верили в его покровительство, приносящее здоровье и удачу в охоте. Оберегами служили шкура, когти, зубы животного, а в роли первой колотушки шаманского бубна выступала медвежья лапа.
Смесь уважения и страха привели к тому, что во многих языках медведю даются иносказательные, «зашифрованные» имена: он и «дедушка», и «дядя», и «хозяин», и «сосед», и просто «зверь». Почтение почтением, но лучше лишний раз медведя не поминать – а то, не дай бог, явится, когда не ждали.
«Сила крупных зверей, хитрость, изворотливость, необыкновенное чутье и масса инстинктов, которых лишен человек – все это дает достаточно основания относиться к животным как к существам крайне разумным и даже во многих отношениях превосходящих человека».
В мифологии разных северных народов медведю отводятся разные роли. В фольклоре народов коми и ханты медведя называют лесным человеком, или хозяином леса. Считается, что он понимает любой человеческий язык. Поэтому на охоте принято просить у животного прощения. Для них мишка выступает в образе мудрого Старика посредником между мирами людей и духов. Человеком, превратившимся в животное, считали медведя и селькупы. А для нганасанских шаманов медведь был проводником в потусторонний мир.
У разных групп эвенков медведь считался первым обитателем земли, прародителем эвенкийского народа и даже создателем мира: эвенкийские мифы сообщают, что домашние олени появились из шерсти медведя; он же сделал бурундука полосатым, карася – плоским, кедровку – ненасытной и т. д.
В одном из эвенкийских мифов рассказывается о девушке, провалившейся в берлогу, проведшей зиму с медведем и родившей медвежонка. Позже она вышла замуж и родила сына. Однажды старший и младший братья решили помериться силами, брат-человек в пылу состязания убил брата-медведя. Тот, умирая, оставил заветы, как нужно охотиться на медведя и хоронить его. Эвенки следуют им и поныне.
Сколько народов – столько разновидностей Медвежьего праздника. Ученые говорят о трех основных его типах – угорском (у хантов, манси, коми), северном (у эвенков, эвенов, кетов, якутов), амуро-сахалинском (у коренных жителей Дальнего Востока). В первых двух вариантах почести воздаются медведю, добытому охотниками. В третьем – медведя специально выращивают в неволе для проведения ритуала.
Самый сложный, разнообразный и продолжительный Медвежий праздник – угорский. В старину у некоторых родов хантов и манси существовал запрет на добычу медведя и употребление его мяса. В те времена во фратрии Пор («медвежьем роде») проводили праздники, длившиеся с дня зимнего солнцестояния в декабре до весеннего равноденствия в марте. Их устраивали семь лет подряд, затем делали семилетний перерыв.
Медвежьи праздники в честь добычи зверя появились позже и длились пять дней, если убит медведь, и четыре – если медведица. Обряды проходили ночью. Охотник, добывший медведя, вел праздник от имени зверя. Украшенную медвежью шкуру вносили в помещение, окуренное дымом чаги, и располагали в традиционной и древней «жертвенной позе». Перед медведем ставили угощения, иногда приносили ему в жертву оленя, кланялись, целовали лапу, затем исполняли «медвежьи» песни, танцы, сценки.
У эвенков обряд совершался только над медведем, убитым в берлоге (другие способы добычи были не в счет). Охотник, нашедший берлогу, сообщал об этом другому роду: поскольку медведь считался братом человека, то и добыть его мог только чужак. Над берлогой охотники кричали по-вороньи, иногда махали руками, словно крыльями, – будили медведя и одновременно «переводили» вину на птиц. В день охоты в стойбище относили только шкуру и сало (его делили между всеми семьями), а на следующий день привозили из леса тушу. Люди также встречали ее «вороньим» криком.
В первый день Медвежьего праздника до полуночи варили шею животного, исполняли танцы, подражающие движениям медведя. Лица при этом мазали сажей, чтобы походить на ворон или чужеродцев. После трапезы молча расходились. В следующие дни все повторялось с другими частями туши. В последний день варили голову, а затем медвежий череп хоронили – уносили подальше от стойбища и насаживали на подрубленный ствол молодого кедра, мордой в сторону леса (чтобы медведь не вернулся). Некоторое время хоронившие зверя пятились назад и возвращались в стойбище, где шаман совершал над ними обряд очищения. Считалось, что после этого душа медведя стала посредником между Хозяином верхнего мира и людьми.
В старину Медвежий праздник отмечали и кольские саамы, сейчас эту традицию возрождает Национальный культурный центр села Ловозеро. Все ритуалы на саамских Медвежьих играх – от гаданий об исходе охоты до танцев – сопровождает бубен. В числе других «музыкальных инструментов» – погремушка из охотничьего копья с прикрепленным медным кольцом, свистулька нюрк, имитирующая крик чайки, свист березовых и ивовых прутьев.
На Медвежьих играх саамы исполняют особыеблагодарственные песни – йоиги. Они подражают голосам зверей и птиц – волка, оленя, ворона, глухаря, собаки, гагары, кукушки. Также проводят конкурс на лучший медвежий рык. Ритуальные танцы, помимо того, что имитируют движения животных и птиц, изображают рисунок культовых саамских лабиринтов, вращение Земли вокруг Солнца, процесс охоты на медведя. Завершается праздник обрядом очищения – как и у других народов.
Использованные материалы
А. Н. Варламов, «Образ медведя-предка в фольклоре и мировоззрении эвенков».
Г. М. Василевич, «О культе медведя у эвенков».
А. А. Гриневич, «Устойчивые элементы поэтической системы обрядовых песен медвежьего праздника казымских хантов: поэтическая формула».
Б. Кальман, «Два обряда очищения в культе медведя обских угров».
Н. В. Лукина, С. А Попова, «Об историческом соотношении видов Медвежьего праздника у обских угров».
К. А. Минченко, «Анимистические представления в традициях и обычаях коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) и Канады».
В. В. Подмаскин, «Маски коренных народов Тихоокеанской России».
К. М. Рычков, «Енисейские тунгусы».
К. А. Сагалаев, «Медвежий праздник».
И. В. Соловьев, «Медвежий праздник в традиционной культуре саами».
М. Г. Туров, «Эвенкийский обряд «проводов медведя» как форма организации пространства».
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.