Селькупский традиционный костюм
На фоне лаконичной сдержанности в оформлении традиционного селькупского костюма особенно выделяется национальный узор «медвежий след». Хозяина тайги этот северный народ называет своим прародителем и обращается к нему за помощью во время шаманских обрядов.
Главная зимняя одежда селькупов – парка, распашная шуба из оленьих шкур мехом наружу. В сильные морозы поверх парки надевали еще и сокуй – глухую меховую рубаху с капюшоном. Примечательно, что парку у селькупов носили и мужчины, и женщины, а вот сокуй, «удваивающий» защиту от лютого холода, – предмет только мужского гардероба.
Под парку мужчины надевали рубахи и штаны, женщины – платья из ровдуги, а позже из ткани. Обязательным элементом селькупской одежды был пояс. Он, кроме прямого назначения, считался оберегом, защищал человека от нечистой силы. На поясе часто вышивали ромбы – символ жизненной силы и благополучия. В отличие от мужчин, селькупские женщины пояса не носили до второй половины XIX века. Потом стали делать их из ткани или цветных ниток. На каждом поясе были предусмотрены крепления для ножа и наперстка.
Зимнюю обувь – пимы (они же кисы) – шили из двух частей. Нижнюю часть делали из камуса – шкуры с голени оленя. Верхнюю часть – голенище – шили из оленьей или рыбьей кожи и подвязывали под коленом ремешком. Зимой перед тем как надеть пимы ступню обертывали сушеной травой, а позже стали прятать в носок из собачьего меха. Летом носили обувь из ровдуги – оленьей замши, которые называли чирки.
Летом селькупы – и мужчины, и женщины – носили платки. Летом мужским головным убором служил картуз, зимой – шапка-ушанка или капор с основой из оленьего меха и верхом из лапок белок, песцов и других пушных зверей. Рукавицы у селькупов были двойные: внутренняя часть – вязаная, верхняя – из оленьего камуса или собачьей шкуры. Существовали также специальные трехпалые рукавицы для стрельбы из лука. Для защиты от яркого зимнего света селькупы использовали металлические с прорезями.
Селькупские женщины славились изготовлением так называемого сборного меха. Много лет женщина копила лапки белок, соболей, горностаев, песцов. Затем их выделывала и сшивала в большое меховое полотно. А уже из него шила длинные шубы – для себя, для мужа и – в обязательном порядке! – для невесты сына. Такие шубы считались семейной ценностью и передавались из поколения в поколение.
Помимо меховых шкурок оленя, зайца, белки и собаки для пошива одежды селькупы использовали кожу рыб, птиц и крапивное полотно. До конца XIX века в гардеробе можно было встретить бытовую утварь, хозяйственные мешочки, летние рубашки и штаны из осетровой, налимьей или щучьей кожи.
Селькупки владели еще одним искусством – вязали на одной спице. Очень популярны у них были длинные вязаные чулки из овечьей шерсти и из конской гривы. Последние особенно ценились: они хорошо пропускали воздух, но не промокали. Даже если вода попадала в обувь, сушить такие чулки не нужно: встряхнул их – и все в порядке!
Селькупы, в отличие от других северных народов, редко украшали одежду меховыми мозаиками или бисерной вышивкой. Гораздо чаще на обшлага, подолы, вороты, проймы рукавов, нашивали тканевые полосы контрастных цветов – белого, красного и черного. У селькупов эти цвета считались сакральными: белый олицетворял верхний мир, красный – землю, черный – мир подземный.
Тканевые полосы на одежде могли быть с орнаментами. Самый распространенный изображал солнце и три круга – символ трех миров. Еще один узор, из множества крестиков, образующих сетку, назывался «медвежий след». Селькупы боготворили медведя: согласно их легенде, медведь прежде был человеком и понимает язык людей.
Ломаная линия с ромбами по краям символизирует змею – помощницу шамана. Мужчину на орнаменте символизировал треугольник вершиной вниз с выходящей из нее линией. Женщину – два треугольника с вершинами вниз и вверх, наложенные друг на друга. Это образ женщины-матери.
Шаман у селькупов был большим человеком: считалось, что он может путешествовать между мирами, связывать живых с мертвыми, излечивать людей от недугов или, напротив, навлекать на них напасти. Потому и облачение у шамана было особенное. В его изготовлении обязательно участвовали представители разных селькупских родов, но только не сам шаман.
У селькупских шаманов было несколько рангов – в зависимости от их силы. Это отражалось и в костюме: одежду и атрибуты шаману вручали поэтапно: вначале – бубен и колотушку, затем – нагрудник, потом – парку и пимы и в конце – железную шапку, пояс и жезл-посох. Полный комплект имели только шаманы самого высокого ранга.
Шаманская парка шилась из оленьей кожи и чуть коптилась на дыму. По низу у нее шла бахрома – символ птичьих перьев и того, что шаман, подобно птице, способен летать где угодно. На одежде крепили железные подвески и колокольчики – они также олицетворяли птичьи перья, привлекали духов-помощников и отпугивали злые силы.
На шаманских пимах можно увидеть изображения медвежьей лапы (на носах), выдры и змеи (на голяшках). Эта троица – сильнейшие помощники шамана в нижнем и подводном мирах. Железную шаманскую шапку венчали подобие оленьей головы с рогами, человеческие фигуры и нож. Ножом шаман «разрезал» облака и сражался со злыми духами. При помощи рогов «бодался» с шаманами, мешающими в пути. А человечки – это «небесные люди», «воины шамана».
Большие коллекции по материальной культуре селькупов хранятся в Пуровском районном историко-краеведческом музее, Красноселькупском районном краеведческом музее, Томском областном краеведческом музее им. М. Б. Шатилова, Красноярском краевом краеведческом музее.
Использованные материалы
А. И. Боброва, «Селькупы XVIII–XIX веков».
Е. Д. Прокофьева, «Костюм селькупского шамана».
З. П. Соколова, «Арктика – мой дом».
О. Б. Степанова, «О символике цветов в мифологической картине мира селькупов».
В. А. Тураев, «Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Н. А. Тучкова, и коллектив авторов, монография «Селькупы».
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.