Коренные жители Таймыра
Нганасаны – самый северный народ Евразии, коренное население Таймыра. Некоторые их поселения находятся на 77-й параллели – на той же, где мыс Челюскин, крайняя северная материковая точка Евразии (77°43′ с. ш.).
До начала ХХ века русские называли нганасан «самоеды-тавгийцы». Нынешнее название ввел в обиход этнограф и лингвист Георгий Прокофьев, образовав его от слова «нганаса» – «человек», «мужчина». Но самоназвание у народа другое: «ня» – «товарищ», «друг». Мужчину они назовут ня-нганаса, женщину — ня-ны, народ в целом – ня-танса.
Численность нганасан в России – около 900 человек. Большинство из них живут на Таймыре. Нганасанским языком владеют чуть более 100 человек*.
Нганасаны один из самых древних народов Евразии, коренное население Таймыра. Их далекие предки жили здесь уже 6–7 тысяч лет назад и были охотниками на дикого оленя – это подтверждают археологические находки на реках Авам и Хета.
Ученые говорят о нганасанах как об обособленном народе. В их внешних чертах, образе жизни, культуре, промыслах видна явная связь с древнейшими жителями Таймыра. Соседство с другими народами на нганасан в этом смысле почти не повлияло. Причина тому и в особенностях их расселения – в глубине огромного полуострова, – и в том, что до середины ХХ века нганасаны заключали браки только в своей среде.
Например, у нганасан за столетия почти не изменились способы охоты на дикого оленя – облава, загон в ловушки, охота копьями с лодок на переправах. И хотя к середине XIX века они освоили крупностадное оленеводство, для нганасан охота оставалась главным и самым благородным делом (на втором месте была рыбалка). Даже жениться юноша мог лишь тогда, когда добывал своего первого дикого оленя.
К середине ХХ века нганасаны уже были богатыми оленеводами – держали по несколько сотен, а то и до тысячи оленей. Отношение к ним было бережным: при долгих переходах, особенно в непогоду, люди сами впрягались в нарты вместо животных.
Костер нганасаны разводили на железном листе, по сторонам от него настилали доски и циновки, сверху покрывали шкурами – это были спальные места. Дверь чума всегда смотрела на юг или юго-восток.
Кочевые стойбища нганасан состояли из 3–4 чумов. В основе каждого чума были два шеста – «самка» и «самец». Шест «самка» считался священным, в чуме шамана на него крепилась ритуальная личина или изображение птицы. Между собой шесты соединялись через отверстие в одном из них. Отверстий могло быть несколько – так регулировались высота и диаметр чума. Покрывался чум оленьими шкурами в два слоя: верхний – шерстью наружу, нижний – шерстью внутрь.
Имущество нганасаны хранили на нартах рядом с жилищем, заслоны от дождя и ветра сооружали из жердей, зимой – из снежный кирпичей. На местах промысла ставили открытые вешала для сушки сетей и рыбы, из жердей и стволов.
У нганасан было еще одно зимнее стационарное жилище – голомо. Его каркас состоял из четырех шестов, которые накрывались досками и жердями, а сверху вся конструкция обкладывалась дерном.
В XX веке у нганасан, как и у других таймырцев, появился передвижной домик – балок, вагончик на полозьях. Деревянная основа балка сверху покрывалась оленьими шкурами (летом – ношенными шкурами, а в ХХ веке и брезентом), а внутри обивалась ситцем. Отапливался балок железной печкой. При перекочевках его перевозила упряжка из 4–5 оленей.
Нганасаны не делали вещи для обмена или продажи, но каждый из них мог изготовить все необходимое для своего хозяйства: орудия промысла, домашний инвентарь, предметы быта, нарты, оленью упряжь, одежду, украшения, обработать кость и шкуры.
Традиционная верхняя одежда нганасан – прямая, чуть расширяющаяся книзу. Она короче и легче, чем у других народов Таймыра: больше приспособлена для долгой ходьбы пешком, чем для езды на оленях.
Одежду нганасаны шили из шкур оленей разных возрастов, сезонов, с разной высотой и крепостью меха – все зависело от того, кому и для чего она предназначалась.
Традиционная мужская одежда нганасан, 1960–70 гг..
Фото: Российский этнографический музей, goskatalog.ru.
Мужская одежда – лу – была глухая, цельнокроеная, двойная. Внутренний слой, который носили мехом к телу, шился из шкур осеннего или зимнего оленя. Наружная часть с капюшоном – из короткошерстных шкур темных и светлых тонов. Ее носили мехом наружу. В сильные морозы или во время поездок в тундру поверх обычной одежды надевали сокуй – тулуп из толстого меха зимнего оленя с капюшоном.
Чередование темных и светлых шкурок на верхней одежде с четко обозначенным на спине прямоугольником и орнаментом ниже его – отличительная особенность нганасанской одежды.
Женская зимняя одежда – лифарие – была с разрезом спереди, без капюшона (женщины носили шапки). Подол парки был оторочен мехом белой собаки, а шапка – черной: считалось, что это оберегает от злых духов. К рукавам пришивались рукавицы из камуса.
Одежду нганасаны украшали традиционными орнаментами – моли. Женщины вырезали узоры вручную из кожи, без каких-либо шаблонов. Каждый орнамент имел свой особый смысл – по его рисунку можно было определить семейный статус человека, возраст, наличие детей, социальное положение; делились они и на мужские и женские.
Традиционные узоры на нганасанской одежде – черного, белого и красного цветов. Это связано с легендой, согласно которой нганасаны произошли от краснозобой гагары.
Необычный элемент традиционного нганасанского облачения – очки сейми-кунди. Их носили весной для защиты от снега и яркого солнца. Делали из металлических пластинок с узкой прорезью посередине, а также из кожи, замши, ровдуги, оленьей шерсти.
Нганасанские очки.
Фото: Российский этнографический музей, goskatalog.ru.
Халат нганасанского шамана, 1950–70 гг.
Фото: Кунсткамера, goskatalog.ru.
В основе нганасанских верований – почитание Земли, Солнца, Луны, Огня, Воды, Дерева, главных промысловых и домашних животных. Часто эти образы переплетались: например, мать-Земля представала в виде важенки, на спине которой живут люди.
Мир для нганасан был наполнен духами. Они верили, что даже вещи, сделанные руками человека, живы и понимают речь. Так, оставляя зимние нарты на время летней кочевки, нганасаны прощались с ними и обещали привезти осенью жир и мясо.
Духов полагалось «кормить», окуривать жиром, приносить им подарки и жертвы.
Луна спасает шамана Д. Д. Костеркина.
Фотонегатив: Кунсткамера, goskatalog.ru.
Один из самых древних шаманских родов у нганасан – Нгамтусуо (Костеркины). История его прослеживается с XVII века. В 1920–30-х годах самым сильным шаманом на Таймыре был Дюходе Костеркин. В то время в России как раз началось изучение шаманизма, и камлания Дюходе Костеркина, его сказания, беседы с ним вошли в многочисленные этнографические труды. Шаманами стали и дети Дюходе – дочь Нобоптие, сыновья Демниме и Тубяку, а затем и его внуки. У каждого из шаманов Костеркиных была своя легенда.
У Демниме во время ледохода льдинами раздавило ногу. Несколько дней его искали, но нашли выжившим. «Шамана сами духи остерегают», – решили люди. А история чудесного спасения Демниме Костеркина стала сюжетом для многочисленных произведений искусства.
Последним настоящим нганасанским шаманом считается Тубяку Дюходович Костеркин (1921–1989). Кроме того, он известен как выдающийся эпический сказитель, хранитель легенд и преданий, исполнитель песен. С Тубяку Костеркиным работали многие этнографы – исследователи нганасанской культуры. После смерти жены в 1982 году он передал свой шаманский костюм и культовые предметы в Таймырский краеведческий музей и с тех пор совершал обряды только в узком семейном кругу.
* По данным переписи 2010 года.
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.