Фото: goskatalog.ru, Музейное объединение НАО
Дмитрий Свешников, этюд к картине «Женщина коми».

В одежде коренного населения Республики Коми много общего с русским традиционным костюмом: в XV веке Вымские и Вычегодские земли, где жили предки народа коми, попали под влияние московских князей. В то же время сказалось и тесное общение с соседями – переняв у ненцев оленеводство, коми позаимствовали и кое-что из одежды. В результате у «жителей Камы» сложилась собственная, ни на кого не похожая традиция национального костюма: яркие ансамбли покоряют декором тонкой работы, сочетанием практичности и эстетики.

В состав народа коми входит несколько этнографических групп, отличающихся особенностями хозяйственной деятельности, диалектами и местом проживания. Эти отличия особенно ярко отражаются в женской одежде: материал, крой рукава, оформление ворота, орнамент зависит от того, где живет женщина.

Женский наряд

В традиционном костюме коми мгновенно притягивают взгляд именно женские ансамбли: насыщенные цвета, множество слоев, искусная отделка и нарядные головные уборы. Девушки и женщины народа коми всегда славились красотой, хозяйственностью и добрым нравом. Одежда подчеркивала внешнюю и отражала внутреннюю красоту, перекликаясь с величественной красотой родного края – бескрайними просторами, лесами и реками.

«Красивы очень зырянки, и жениться на одной из них составляет для русского припечорского насельника, а также и для вологжанина, предмет его постоянных желаний и искательств, так как и красива баба, да и в дело годится – ни перед чем не испугается, не сморгнет».

В. Н. Майнов, очерк «Забытая река», журнал «Живописная Россия», 1881 год.
Фото: goskatalog.ru, Пермский краеведческий музей.
Коми-пермячки в традиционных костюмах, 1979 г.
Женщины народа коми из Ханты-Мансийского автономного округа – Югра.
Фото: ethnomuseum.ru, Российский этнографический музей
Республика Коми, Прилузский район, 1965 г.
Фото: kunstkamera.ru, Кунсткамера.
Традиционные костюмы ижемских коми, начало ХХ века.

Основа женского костюма – сочетание сарафана (сарапана) и рубахи. Поверх сарафана надевают запон (передник) и подпоясываются. Сарафан может быть разного кроя. Наиболее старинный – косоклинный. Его также называют шушуном, китайкой, клинником, штофником, дубасом, пестрядинником. Шьют из крашеного холста, домотканой пестряди, сатина, шелка.

Не только кокошник

Особым разнообразием и отделкой отличаются женские головные уборы. Они делятся на девичьи и женские. До замужества девушки коми носили длинные волосы, заплетая их в косу. На голову надевали облегающий обруч, очелье, повязку, венчик на берестяной основе, украшенные вышивкой, бисером, тесьмой.

Замужние женщины заплетали волосы в две косы, укладывали вокруг головы и полностью закрывали головным убором. С непокрытой головой замужняя женщина никогда не показывается перед посторонними людьми.

Фото: goskatalog.ru, Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И. С. Шемановского
Коллектив коми фольклорной группы «Обдорянка», 2005 г.
Фото: goskatalog.ru, Мурманский областной краеведческий музей
Юр ной – свадебный головной убор ижемских невест.
Фото: goskatalog.ru, Пермский краеведческий музей
Коми-пермячки в кокошниках, 1911 г.
Фото: goskatalog.ru, Музей истории города Микунь
Сборник – головной убор из парчи, Ижемский район.
Фото: goskatalog.ru, Пермский краеведческий музей
Самшура – женский коми-пермяцкий головной убор, 1903 г.
Фото: goskatalog.ru, Кировский областной краеведческий музей им. П. В. Алабина
Сорока – головной убор лузско-летских коми-зырян. Состоит из налобной части, позатыльни и завязок-«крыльев».

Мужская косоворотка

Основа мужского костюма, как и женского, – рубаха. В старину рубахи были длиной до колен, туникообразного покроя. Носили их навыпуск, завязывая сверху пояс. По мере того, как мода менялась, рубахи становились короче, а в начале ХХ века вошли в моду косоворотки со стоячим воротником.

Фото: goskatalog.ru, Пермский краеведческий музей
Мужской коми-пермяцкий костюм, конец XIX – начало ХХ в.
Фото: kunstkamera.ru
Ижемцы в традиционных костюмах, начало ХХ в.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Штаны гач из белого домотканного полотна, конец XIX в.

Штаны, похожие на штаны русских крестьян, носили в два слоя. Вниз – глухие широкие на кулиске. Поверх них в теплое время года – полосатые летние штаны «гач» из пестряди, зимой – черные из сукна.

В начале XX века многие мужчины уезжают работать в города, поэтому получает распространение городская одежда: ситцевые рубаки, суконные пальто и пиджаки.

Утепляемся

Фото: goskatalog.ru, Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И. С. Шемановского
Мужчина в национальной одежде коми, Ямал, 1930-е гг.

Теплая верхняя одежда у мужчин и женщин похожа. Это мог быть глухой шабур из холста, который носили в качестве рабочей одежды, или суконный кафтан (сукман, дукос). Зимой надевали шубу (пась) из овчины. Праздничные шубы покрывали сукном и отделывали мехом.

У оленеводов была распространена малица (малича), глухая одежда из оленьего меха, позаимствованная у ненцев. В сильные морозы также надевали совик, по крою напоминающий малицу, но сшитый мехом наружу.

Валеги и тобоки

Самый распространенный тип обуви у коми – кожаные туфли. В южных районах для работы в лесу или в поле надевали лапти, в северных, среди оленеводов, была популярна обувь из оленьего меха (пими, тобоки, кыс). В холода носили ишим, или валеги – обувь из валяных головок с суконными голенищами, а также обычные валенки. И мужчины, и женщины надевали длинные шерстяные чулки с узорами, связанные на спицах. Раньше эти теплые узорчатые чулки были частью приданого: невеста дарила их жениху на свадьбе.

Фото: goskatalog.ru, Интинский краеведческий музей
Чурк – летняя обувь коми-ижемцев, начало XX в.
Фото: goskatalog.ru, Саранпаульский краеведческий музей
Пимы – зимняя меховая обувь коми, пошиты из белого камуса.
Фото: goskatalog.ru, Национальный музей Удорского района
Валяная обувь (по-коми «тшайкöм»), начало XX в.
Фото: goskatalog.ru, Березниковский историко-художественный музей им. И. Ф. Коновалова
Коты – национальная обувь коми-пермяков, начало XX в.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Меховые тапочки коми.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Узорное вязание коми-зырян, начало XX в.

Где посмотреть

Интерактивный портал «Костюм коми» от Национального музея Республики Коми

projects.museumtur.ru

Аудиогид «Традиционный народный костюм коми» от Центральной городской детской библиотеки Сыктывкара

izi.travel

Национальный музей Республики Коми на портале «Артефакт»

ar.culture.ru

Использованные материалы

  • В. А. Семенов, Т. И. Чудова, «Народная культура коми (зырян)».

  • З. П. Соколова, «Арктика – мой дом».

  • Е. В. Третьякова, «Красота по-зырянски (коллекция женских головных уборов из собрания Национального музея Республики Коми)».

  • В. А. Тураев, «Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».