Интервью с хомусисткой Альбиной Дегтяревой
Выдающий музыкант, легендарная исполнительница на хомусе Альбина Дегтярева поделилась секретами игры на самом распространенном в мире инструменте. Оказалось, хомус вовсе не так прост, как кажется на первый взгляд.
– Мне повезло родиться в семье, где все играли на хомусе: родители, старшая сестра, братья. И я к нему тянулась, сколько себя помню. Правда, его от меня прятали.
– В те времена хомус был большой редкостью, его очень берегли. Мои родители заказывали его в далеком от нас Мегино-Кангаласском улусе – а мы жили в деревне Кыргыдай Вилюйского улуса. Слишком дорогое удовольствие – давать ребенку такой редкий инструмент. Но я все равно его находила и играла. И когда впервые получился настоящий звук, у меня прямо вибрация по всему телу прошла, от головы до пяток, в глазах зарябило – словно этот звук ввел меня в какое-то особое состояние. Я поняла, что все смогу. Конечно, в то время у меня получались самые простые, примитивные звуки. Но со временем я почувствовала инструмент и себя. Стала понимать, как меняется звучание в зависимости от моего дыхания, колебаний языка, работы гортани.
Обладательница звания «Виртуоз-хомусист мира» композитор, артистка Государственного театра эстрады им. Ю. Е. Платонова, руководитель созданного ею ансамбля хомусистов «Айархаан», член жюри международного этнофестиваля «Мир Сибири», председатель фонда «Мир хомуса», Заслуженная артистка Республики Саха (Якутия), лауреат Государственной премии «Душа России», отличник культуры Республики Саха (много лет преподавала в Высшей школе музыки и Якутском музыкальном колледже).
– У народа саха он считается даром Всевышнего: когда божества создавали мир, они, спустившись на землю, подарили людям хомус. Мы верим, что его звук Всевышний услышит легче, чем любой другой, именно поэтому инструмент используется в различных обрядах. В прежние времена якутские шаманки – у нас их называют удаганки – играли на хомусе при камлании. Об одной из них упоминает этнограф и фольклорист Иван Худяков в книге «Краткое описание Верхоянского округа»: на поясе шаманки висели семь или восемь посеребренных хомусов; ее сопровождали несколько молодых людей, которые при камлании удаганки также играли на хомусах. То есть в середине XIX века (а вероятно, и раньше) уже существовала ансамблевая игра на хомусе.
В звучании хомуса отражается ментальная сущность народа саха, его космогонические представления, его язык. Наши предки через хомус передавали друг другу самые сокровенные слова и чувства: можно сказать, что это были зашифрованные сообщения, понятные только тому, кому адресованы.
И в то же время это повседневный, бытовой инструмент, на котором играют у очагов долгими зимами и мечтают о жарком лете. Так что хомус – еще и своего рода психотерапия.
– Люди, играющие на хомусе, по-особому настраивают слух, умеют улавливать в звуках инструмента слова, целые тексты. Можно сказать, что «музыкальный код» есть у всего народа, но его могут придумать и небольшие группы людей. Известно, например, что один из императоров Японии запретил придворным играть на хомусе (там он называется миккури или кукин): боялся, что они строят заговор против него. Хомусы в Японии были уничтожены, и только много веков спустя их стали находить при раскопках, в основном в древних синтоистских храмах. И итальянские мафиози использовали свои хомусы – маранзано – чтобы обмениваться секретной информацией.
– В начале 1950-х годов хомусист-импровизатор из Таттинского улуса Лука Николаевич Турнин впервые выступал со своим ансамблем в Москве. Это не привело к массовому увлечению хомусом, но люди, по крайней мере, узнали, что это такое.
В 1960-х годах в Якутии был создан ансамбль хомусистов «Алгыс». В 80-е годы им руководил Иван Егорович Алексеев – Хомус Уйбаан (этот псевдоним переводится примерно как Иван-Хомус). Я и мой брат Георгий тоже в нем играли. В середине 80-х «Алгыс» отправился в большое турне по разным странам. Когда мы, вернувшись, рассказали, что за рубежом люди интересуются хомусом и культурой народа саха, нам никто не поверил…
А настоящий ренессанс хомуса начался в 2000-е годы. Именно тогда я создала ансамбль «Айархаан». И если раньше на хомусе исполнялись только импровизации, то в «Айархаан» – мои авторские композиции. Для каждой из них я придумывала новый прием игры, сценический образ, эффектную подачу номера. Это было неожиданно, свежо, всегда вызывало восторг публики. У нас появилось много последователей, а благодаря этому развилось целое направление, новый стиль в хомусной музыке. Можно сказать, что это положило начало профессиональному подходу к исполнению на хомусе.
В этом названии объединено несколько якутских слов. «Айар» – «созидание». «Хаан» – это и «кровь», и «царственный». Перекликается оно по звучанию и со словами «родство», «память рода». Все вместе можно перевести примерно так: «племя созидателей, сохраняющих память».
Мастер-класс на фестивале «Мир Сибири».
– Первым в 1980-е годы в этом направлении стал работать хомусист-виртуоз Петр Оготоев. Он в такие номера в первую очередь привносил свое авторское начало. Но в то же время это было и возвращение к истокам, ведь подражание звукам природы использовали якутские шаманы – когда камлали, призывали себе в помощники зверей и птиц их голосами. Мы продолжили поиски в этом направлении. Для нас важно не просто подражать звукам природы, но и рассказывать целые истории.
– Такой прием исполняется на «окрыляющем хомусе» – я являюсь обладательницей патента на изобретение этой новой разновидности инструмента. Мою идею на практике воплотили мастера Кэрэмэн Уус и Урун Уус. Одновременно с «окрыляющим хомусом» можно играть на другом музыкальном инструменте или с микрофоном в руках свободно передвигаться по сцене. Движения рук не влияют на его звучание, а становятся дополнительным средством выразительности. Специально для такого хомуса были придуманы особые пластические приемы: пластика тоже может передать чувства, заложенные в композицию, сделать более ярким сценический образ исполнителя.
Прием «Окрыляющий хомус».
– Я бы даже сказала, что владеть хомусом у молодежи стало престижно. Игре на хомусе учат в музыкальных школах, училищах, Арктическом институте культуры и искусств. И в обычных общеобразовательных школах есть ансамбли хомусистов. Сотни моих учеников преподают, руководят коллективами. Четыре ученика стали обладателями звания «Виртуоз-хомусист мира». И они не только блестящие исполнители, но и педагоги, руководители музыкальных коллективов, мои коллеги, соратники, моя опора. Лет 30 назад я даже представить себе такое не могла!
– Начнем с рук. При игре на якутском хомусе кисть расположена сверху, наносит довольно активные удары по инструменту. Это не везде так: у других народов кисть располагают снизу или играют пальцами.
Хомус прижимаем к зубам и для начала пробуем на выдохе извлечь по отдельности звуки А, О, Э, И. Когда получится, можно чередовать их, менять ритм – уже выглядит интересно.
Советы начинающим музыкантам.
Важнейшую роль играют дыхание, артикуляционный аппарат. Есть, например, такой прием: делаем вдох, а выдыхаем как бы толчками, одинаковыми «порциями». Получаем эффект долгого эха.
При игре можно чередовать короткие или длинные вдохи и выдохи. А если максимально открыть гортань и задержать дыхание, получится звук, напоминающий колокольный звон. У коллектива «Айархаан» есть композиция «Поющие колокола» – она играется именно такой техникой. Кроме того, в ней сочетаются хомусы разных тональностей – вместе они напоминают колокольные перезвоны.
Работа с дыханием, артикуляционным аппаратом важны и при подражании звукам природы. Самый простой прием – уханье совы: главное – напрячь гортань и воспроизвести нужную интонацию. А если напряжем связки посильнее и повысим звук – получится голос кукушки. Крик чайки – это узкий звук. Губы максимально поднимаем и на вдохе «поем», словно чайка.
Альбина Дегтярева выпустила книгу, в которой подробно описаны приемы хомусистов. Книгу можно считать не только историей якутского хомуса, но и самоучителем. А по qr-кодам, приведенным в книгах – послушать, как звучит тот или иной прием.
– Музей создавался на базе коллекции Ивана Алексеева – Хомус Уйбаан, президента Международного центра хомусной музыки. Первым его директором в 1991 году стал Ксенофонт Дмитриевич Уткин, этнограф, историк, доктор философских наук.
Вначале экспонаты разыскивали энтузиасты, в первой коллекции были в основном якутские хомусы и инструменты из республик СССР. Собрание год от года росло: в него, например, вошла коллекция народного мастера Якутии Иннокентия Готовцева. А в 2000-х годах нам подарил свою коллекцию Фредерик Крейн, американский профессор-варгановед, человек, который организовал первый в мире Конгресс хомуса. Сейчас у нас в музее почти 2000 хомусов из 52 стран мира – металлические, деревянные, бамбуковые, костяные.
Хотя за тысячи лет хомус никак не изменился и по-прежнему состоит только из корпуса и язычка, тем не менее, у каждого народа он звучит по-своему. Это и понятно, ведь у разных этносов собственные представления о музыке. Влияет на звучание и язык – интонация, звуковой строй, темпоритм речи.
В немецкой, австрийской, норвежской традиции игры на хомусе ценится возможность воспроизводить мелодию, они исполняют даже произведения композиторов-классиков. Тувинский хомус – очень мягкий, певучий, у киргизского «степное» звучание. Китайский – интонационный, как и китайский язык. А якутский – протяжный, гортанный, со множеством красок. Это отражает нашу речь и нашу природу. Несмотря на различия, хомус близок и понятен людям разных культур и верований. Можно сказать, он – язык межнационального общения.
– Да, это так. Все пошло от моей мамы – Анны Еремеевны Ивановой, народной мастерицы Якутии. Она шила всю свою жизнь – с раннего детства и до глубокой старости. Я научилась у нее этому искусству и стала придумывать для себя костюмы и украшения сразу, как вышла на сцену в 80-х годах. А когда сидела в отпуске по уходу за детьми, создала целую коллекцию, даже участвовала с ней в конкурсе модельеров. Я не реконструирую традиционные наряды и украшения – это стилизованные авторские вещи. Сейчас, например, на мне украшение моего собственного дизайна, вдохновленное образом традиционной якутской девичьей косы.
Для меня звуковой и визуальный образы дополняют друг друга. Я пишу музыку – и создаю костюм для нее. И наоборот: идея нарядного, необычного костюма может вдохновить на написание музыки.
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.