Балахон и кафтан

Первые сведения о самобытной вепсской одежде относятся к X–XI вв. Самый древний ее предмет – балахон. В старину его носили и мужчины, и женщины. Балахоны надевали в будни, на работу, поверх другой одежды, в том числе зимней, подпоясывали кожаным ремнем.

Фото: collection.ethnomuseum.ru

Балахоны были так популярны у вепсов, что в XIX веке народ стали называть «балахонниками». У каждой вепсской деревни был свой любимый цвет балахона: в Пелушском погосте предпочитали черные и синие, в Мягозерском – белые, в Пашозере – коричневые.

Кафтаны вошли у вепсов в обиход немногим позже балахонов и считались праздничной одеждой. Мужская версия напоминала прямой халат без воротника и пуговиц (или только с одной верхней) и украшалась ярким шейным платком. Женские кафтаны были короче мужских и с клиньями по бокам.

Мужской гардероб

Главные элементы мужского костюма – это довольно длинная, похожая на тунику рубаха, штаны или порты, пояс. Повседневные рубахи шили из домотканины, часто в синюю или красную клетку. Праздничные – из тонкого льна, фабричной шерсти, кумача.

В конце XIX века самыми популярными орнаментами на груди, манжетах и воротнике рубахи были восьмиконечные звезды, ромбы, растительные узоры. Носят рубахи навыпуск, подпоясывая их ремнями или поясами. А на свадьбу сверху надевают жилет.

Жилет вошел в моду в XIX веке и закрепился в вепсском гардеробе до наших дней.
Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей
Вепсская холщовая рубаха, третья четверть XIX в.
Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей
Обязательная часть вепсского костюма – пояс.
Фото: goskatalog.ru, Шелтозерский вепсский этнографический музей им. Р. П. Лонина
Шерстяная мужская рубаха, 1974 г.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Вепсские штаны из холста с орнаментом из красных ниток.

Будничные и праздничные варианты были и у портов (штанов самого просто кроя, иногда исподних) и брюк. Повседневные варианты шили из полотна, окрашенного ягодой, сажей, корой ивы или ольхи. Парни из небогатых семей до женитьбы обзаводились парой черных суконных брюк и носили их всю жизнь. Те, кто побогаче, покупали фабричные штаны (в XIX веке в моде были широкие). Свадебные порты по низу украшали вышивкой, кисточками из бахромы, полосками цветной ткани, шелковой тесьмой.

Женская одежда

У вепсских женщин очень долго в ходу был самый древний вид сарафана – глухая накидка с длинными узкими рукавами. Такие рукава еще называют ложными: они не для рук – ими, словно поясом, обхватывают талию и завязывают узлом на спине. Лишь в конце XIX века на смену этой старинной одежде пришли прямые сарафаны на лямках, с разрезом спереди по центру. В начале ХХ века сарафаны уступили место юбкам и кофтам – ярким, часто полосатым, с воланами, оборками, лентами, кружевом, тесьмой.

Национальный вепсский праздник «Древо жизни», 2012 г.
Село Винницы, вепсский праздник.
Фото: goskatalog.ru, Краеведческий музей Аларского района
Вепсский костюм с передником, без которого замужняя женщина показаться на людях не могла.
Фото: collection.ethnomuseum.ru
Женская нижняя рубашка, конец XIX в.

Вышивка

Фартуки, юбки и рубахи богато украшались вышивкой. Во время праздников женщины старались показать нарядные узоры на нижних рубахах и для этого затыкали за пояс подолы сарафанов и юбок. А иногда надевали сразу по 2–3 рубахи или юбки, чтобы их вышитые края образовали широкое узорное полотно.

Фото: collection.ethnomuseum.ru

До свадьбы вепсские девушки стремились накопить как можно больше собственноручно вышитых изделий – на все случаи жизни. Матери устраивали «выставки» вышивок своих дочерей, вывесив изделия на жердочках изб. От мнения общины о мастерстве юной рукодельницы во многом зависела ее дальнейшая судьба.

Головные уборы

В XVIII–XIX веках у вепсянок популярны были кокошники. Это праздничные головные уборы, круглые шапочки высотой 12–18 см. Зажиточные женщины шили их из дорогих тканей: золотой и серебряной парчи, шелка, персидских платков. Украшали кокошники бисером, стеклярусом, бусинами красного и молочного цветов, пуговицами, золотным шнуром, цветным лоскутом.

Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей

На смену кокошникам пришли мягкие повойники. Праздничные шили из парчи синего, красного и бордового цветов, шелка с цветочным узором, отделывали кружевом. Повседневные – изо льна или хлопчатой ткани. В вепсских деревнях пожилые женщины носили повойники до 1950-х годов.

В XIX веке стали носить «сороки» (по-вепсски sorok) – головные уборы из очелья, донца и двух клиньев, завязывающихся на затылке.

Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей

В прежние времена головные уборы вепсянок многое говорили о семейном и социальном статусе хозяйки. Старинный девичий убор krasota («красота») был частью наряда просватанной девушки, надевали его и на венчание. Красота делалась из соснового или берестяного обруча, обтянутого красной или синей тканью. Головной убор украшали тесьмой, золотым шнуром, бисером, стеклярусом, рюшами. Сзади к ободку прикрепляли цветные шелковые ленты. Их количество зависело от числа близких подруг невесты: они получали ленты в подарок на девичнике.

Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей

Не отставали от моды и мужчины. В конце XIX века на свадьбу было принято надевать фуражку из черного сукна, украшенную цветной яркой лентой. На нее часто нашивали розетки из лоскутов, пуговицы, разноцветные шерстяные нити, банты.

Где посмотреть

Шелтозерский вепсский этнографический музей им. Р. П. Лонина

kareliamuseum.ru

Видео о национальном костюме от «Вепсской общины».

youtube.com

Видео о воссоздании вепсского костюма. Ансамбль VarastA. Модельер Елена Коптелова.

youtube.com

Использованные материалы

  • Т. А. Бернштам«Русская народная культура Поморья в XIX – начале XX вв. Этнографические очерки».

  • И. Ю. Винокурова, «Вепсская одежда».

  • Л. В. Королькова, «Традиционная одежда вепсов».

  • А. П. Косменко, «Северные узоры. Народная вышивка Карелии».

  • Т. М. Носань, «Многонациональная культура Карелии и ее традиции».

  • З. П. Соколова, «Арктика – мой дом».

  • З. И. Строгальшикова, «Вепсы. Очерки истории и культуры. Документирование языка».

  • В. А. Тураев, «Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

«Лучшее – в Арктике»