Авторы

Перед нами книга «Мифы, предания, сказки хантов и манси», вышедшая в 1990 году в издательстве «Наука». Ее авторы – этнограф, доктор исторических наук, профессор Надежда Лукина и редактор, доктор филологических наук Елена Сергеевна Новик.

Автор-составитель сборника Надежда Лукина родилась в 1937 году, окончила Томский государственный университет и связала с ним всю дальнейшую профессиональную жизнь. Надежда Лукина – основательница научной этнографической школы в Ханты-Мансийске и Салехарде. С 1964 по 1990 годы она руководила экспедициями в хантыйские поселения, собрала богатейшие материалы по фольклору, культуре, быту хантов. Профессор Лукина – автор десятков научных статей по этнографии; она же подготовила первое в России научное издание хантыйского фольклора с полным и глубоким его анализом.

Общая редакция сборника принадлежит Елене Новик (1941–2014). Главной сферой ее научных интересов были система персонажей в народных сказках, шаманские традиции народов Сибири, поэтика и жанры архаического фольклора.

Елена Новик была редактором серий «Исследования по фольклору и мифологии Востока» и «Сказки и мифы народов Востока», в которой вышла книга «Мифы, предания, сказки хантов и манси». Вот некоторые сказки и легенды из этого издания.

Черт и бог

Надежда Лукина
Фото: ethnographica.kunstkamera.ru
Елена Новик
Фото: ivgi.org
Фото: goskatalog.ru, Музей истории и этнографии
Идол в этнографическом музее «Торум Маа». Фотографы А. Пашук и И. Дементьев, 2001 г.

Черт пришел к богу и говорит:
– Дай мне то, что я у тебя попрошу.

Бог сказал:
– А это у меня есть?

Черт сказал:
– Есть.

Бог сказал:
– Ну ладно, дам.

Черт сказал:
– Дай мне солнце и месяц.

Бог отдал черту солнце и месяц. Черт стал в темноте людей есть. Так легче темные дела делать, разбойничать стал.

Сын к богу пришел и говорит:
– Зря ты отдал солнце и месяц, пойди и забери назад.

Бог говорит:
– Да неудобно теперь, раз уж отдал.

Сын говорит:
– Раз вы теперь друзьями стали, то почему неудобно?
– А как я возьму?

Сын говорит:
– Раньше черт жил без месяца и солнца, он не знает, что такое тень. Попроси у него тень. Если не отдаст, то ты солнце и месяц забери.

Пришел бог к черту и говорит:
– Дай мне то, что я попрошу у тебя.
– А это у меня есть?
– Есть, – говорит бог.

Вот сели, сидят. Бог показывает на тень и говорит:
– Дай мне вот это.

Черт ловил и не мог поймать. Тогда бог забрал солнце и месяц и снова светло стало.

Первая оленья нарта

Фото: goskatalog.ru, Центр культуры «Нефтяник»
Хантыйская этнография, олени на стойбищах, последняя четверть XX в.

Два ханта решили построить нарту. У них есть олени, и они где-то слышали, что на оленях надо ездить.

Пошли в лес, два хвойных дерева срубили. Один мужик ничего не обтесал, с сучками ствол, другой все снял и сделал гладко. Сделал нарту, она одного человека держит. Один поехал – только пыль столбом; у другого олени тянут, тянут – и никак: сучки обратно тянут.

Олени оглянулись на хозяина и говорят человеческим голосом:
– Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко сделано, а мы весь лес вместе с талой землей тащим за собой, у нас силы нет.

С того времени стали обстругивать гладко все снизу.

Почему у остяков нет своей грамоты

Литография «Остяки», 1928 г.
Фото: goskatalog.ru, государственный исторический музей

Когда-то в старину один остяк стал приглашать в товарищи русского, чтобы идти вместе в лес на звериный промысел. Русский согласился идти вместе в лес. Пошли. В лесу, на промысле, остяк и русский, как верные товарищи, не оставляли друг друга и не расходились один от другого далеко, но всегда были вместе. Они промышляли в лесу несколько времени так, как и все обыкновенные промысловики, и ничего особенного за это время промысла с ними не случилось.

Но вот однажды днем они шли по лесу на промысел, по обыкновению своему вместе, как вдруг оба увидели, что с неба перед ними падают две какие-то бумаги.

Русский, когда перед ним упали две бумаги, сказал по этому случаю остяку:
– Бог спустил с неба потому две бумаги, что нас двое: одну – для меня, а другую – для тебя. Так выбирай же себе из двух бумаг, какую только желаешь, а я возьму себе ту, которая останется.

Затем каждый из них взял себе по бумаге. Русский, взявши свою бумагу, подержал ее несколько времени в руках, посмотрел, что в ней написано, и положил себе за пазуху.

Остяк со своей бумагой поступил иначе: посмотрел, что в ней написано, и положил на пень, тут случившийся, сказав при этом русскому так:
– Я свою бумагу теперь не возьму с собой, а возьму после, когда пойдем обратно мимо этого места с дневного промысла к своему стану.

По окончании дневного промысла они возвращались обратно к своему стану тем же путем, каким шли вперед в лес, чтобы взять остяку бумагу, положенную им на пень.

Но что же, к удивлению и несчастью остяка, случилось с его бумагой? Бумаги его на пне не оказалось. Бумагу эту съел лось, который проходил в отсутствие остяка и русского мимо этого самого места, что было видно по его следам. – Вот поэтому-то, – заключают обыкновенно остяки свой рассказ, – у нас и нет своей остяцкой грамоты.

Пропавшая девушка

Фото: goskatalog.ru, Российский этнографический музей
Хантыйская кукла, начало XX в.

В очень давнее время жили муж с женой возле одной речки. Была у них дочка, которая любила целыми днями играть на улице.

Однажды она забежала в дом и говорит:
– Мама, дай мне наряды самые лучшие и платок на лицо натяни: зять твой, Лесной дух, приехал.

А мать говорит ей:
– Не выдумывай, дочь моя.

А дочь нарядилась и вышла на улицу. Вечером отец вернулся с рыбалки, а дочери нет. Искали они ее везде, да так и не нашли.

Прошло время, старики совсем состарились от горя.

Приходит к ним однажды женщина какая-то, ребеночка опустила на пол, а он бегает, смеется, играет. А женщина села и говорит:
– Мама, платок натяни на лицо, зять твой, Лесной дух, приехал.

Мать смотрит на нее и думает: «Неужели это и есть дочь моя?»

Долго жила дочь с сыном у родителей, а время быстро пролетело. Говорит дочь:
– Пора нам ехать домой, погостили, хватит.

А зять все это время жил под крышей дома, и никто его не видел. Вышли старики дочь с внуком провожать на крыльцо, те сделали несколько шагов и исчезли с глаз. Старики так и остались одни старость свою доживать.

Покинутые юрты

Фото: goskatalog.ru, Музей природы и человека
Магазин СЕЛЬПО в Юртах Юильских (Землеустроительная экспедиция на Казыме, быт ханты и коми).

Один человек на охоту пошел. А в это время у него жена умерла. После смерти его жены все люди покинули свои юрты.

Вернулся муж с охоты, видит: юрты пустые, нет никого вокруг.

Зашел он в свой дом, а навстречу ему жена идет. Подходит к нему и говорит:
– Я умерла, но ты меня не бойся. Сегодня вместе ночь проведем. Не вздумай убежать. Завтра Торум рассвет сделает, и на рассвете ты можешь уходить.

Муж так перепугался, что у него все трясется, и ответить жене своей ничего не может. Жена говорит:
– Давай я тебе голову вымою.

Помыла ему голову и волосы его в узел завязала. С одной стороны узел завязала для того, чтобы удача в охоте ему была, а с другой – чтобы он жил долго. Когда жена закончила, муж ее обманул. Он вышел из дома и убежал. Жена его догнала и все узлы обрезала.

Она говорит:
– Раз ты меня не послушался, иди теперь к своим.

Этот человек, когда пришел к своим людям, прожил лишь несколько дней и умер.

Наказание

Фото: goskatalog.ru, Музей природы и человека
Картина «Охотник-ханты», 1950-е гг.

Двое на охоту пошли. Один зверей не добивает, рыбу живую в котел бросает. Другой пошел в лес на охоту, встретил двух незнакомцев, они ему говорят:
– Сегодня на ночь заготовь побольше дров и всю ночь молись.

Вот приходит он, дрова готовит, молится. Приходит его напарник, который зверя не добивает, и говорит:
– Я в это не верю.

Стемнело, послышались какие-то шорохи. Из леса выходят два великана Менк-ики. К костру лыжи поставили, взяли того, который не молился, на палочки поддели, на костре жарят, едят.

Светать стало. Тот думает: «Вот доедят, и до меня очередь дойдет».

Один великан говорит:
– Никогда не нужно мучить зверей, всегда надо до конца убивать.

Он пришел домой и говорит, что было так и так. А ему не верят, говорят, что вроде поссорились на охоте и убил ты его.

Послали за шаманом. Тот приказал белого оленя в жертву принести. Разобрались – правильно он говорил. Все поверили, что великаны того съели.