Коренные жители Республики Саха (Якутия)
Якуты называют себя саха, во множественном числе – сахала, что переводится как «белый», «солнечный». Неожиданно для региона, почти половина которого находится за полярным кругом! Тем не менее солнце – один из главных символов в якутской культуре. Изображено оно и на флаге, и на гербе Республики Саха (Якутия).
В России насчитывается около 480 тыс. якутов (по данным переписи 2010 г.). География проживания: Якутия, Иркутская и Магаданская области, Хабаровский и Красноярский края.
Далекие предки якутов пришли в места нынешнего проживания в XI–XII веках из Центральной Азии и Южной Сибири. Считается, что якуты – прямые потомки курыканов, древнего племени, жившего на территории Сибири в начале нашей эры (первые письменные упоминания об этом народе относятся к V–VI вв.).
О курыканах известно не так уж много. Но если собрать основные данные, получится портрет просвещенного и деятельного народа, который в начале I в. создал письменность, владел такими ремеслами, как строительство, металлургия, кузнечное и ювелирное дело, скотоводство. Но особенно отличились курыканы в коневодстве.
Вытесняемые монгольскими племенами, курыканы в X–XI вв. ушли далеко на север, в район средней Лены. Это и стало началом истории народа саха. К XVII веку якуты практически полностью освоили территорию, на которой живут и сейчас.
«Якуты». Гравюра на медной пластине. 1820 г.
Якутский язык относится к семье тюркских и является древнейшим из них. По мнению ученых, его истоки следует искать в хуннской эпохе (III–II вв. до н. э.). Сохраняются в нем древние черты и поныне – в отличие от многих других современных тюркских языков.
Еще одно самоназвание народа – ураангхай (ураангхай-сахалар). Встречается оно в самых древних произведениях народного творчества якутов – например, в эпосе «Олонхо». А в наше время используется в особо торжественных случаях.
У ученых нет единого мнения о происхождении этого слова. Одни видят его истоки в монгольском «уран ахе» – «старший брат». Другие переводят это выражение как «гора, на которой растаял снег» – подразумевается, что именно к такому месту устремляются по весне скотоводы. Многие лингвисты считают такое толкование убедительным: скотоводство – исконный промысел якутов, «унаследованный» ими от курыкан.
Якутия – одно из немногих мест в России, где развивается редкий народный промысел – художественная резьба по мамонтовой кости. Традиции косторезного искусства зародились в первой половине XVIII в., когда на холодные земли массово устремились добытчики мамонтовых бивней. К тому времени русские первопроходцы уже почти сто лет как обосновались в Якутии. Были в их числе и выходцы из поморского городка Холмогоры, славящегося традициями резьбы по кости и дереву. Их искусство, соединенное с удивительными местными орнаментами, и дало начало самобытной якутской косторезной школе.
Еще один древнейший народный промысел якутов – ювелирный. Этнографы и искусствоведы отмечают: отличительная черта якутских ювелирных изделий, даже самых миниатюрных, – монументальность и скульптурная выразительность.
Полный комплект украшений якутской женщины состоял из восьми предметов: очелья, косоплетки, серег, нашейных, нагрудно-наспинных украшений, браслетов, колец, пояса. Их общий вес доходил до 25 кг.
У народа саха ювелирные изделия создавались не только для красоты: это еще и обереги. Значение имеет всё: форма изделия в целом и отдельных его частей, направление узора и очертания каждого из его элементов.
Считается, например, что украшение с орнаментом в виде ростка подойдет маленькой девочке, а девушке уместнее надеть украшение с узором, напоминающим бутон. Самый распространенный орнамент – лировидный. Ювелирное изделие с ним принято вручать молодым замужним женщинам или невестам – ведь это символ плодородия.
Мех, кожа, шелк, сукно, замша, хлопок – все эти материалы представлены в традиционном якутском костюме. Основные его черты сложились в XII–XIII вв. Изначально одежда народа саха, главным промыслом которого было скотоводство, шилась из кожи, замши, меха домашних животных. Для декоративной отделки и утепления использовался мех лесных животных, добытых на охоте.
Самым древним якутским костюмом считается тангалай – небольшое по объему прямое изделие из ровдуги с отделкой из меха по подолу и меховыми надставками в верхней части рукавов. У тангалая, как правило, были разрезы по бокам, а на уровне талии вшивались декоративные элементы с подвесками.
Нарядные тангалаи богато отделывали бисером и металлическими декоративными элементами. Такие костюмы бережно хранились, передавались по наследству. Из обихода тангалаи вышли только в начале ХХ в.
Кафтан мужской стилизованный в национальном стиле. Оноолоох сон.
На смену тангалаю пришли новые фасоны, но в целом у якутской одежды так и сохранился прямой крой для повседневной одежды и чуть расширенный книзу для праздничной.
Для традиционного якутского костюма со временем стали использоваться и привозные ткани – китайские шелк, хлопок, шерсть. Появлялись новые виды одежды. Например, в XVII-XVIII вв. вошел в обиход костюм оноолоох сон и бууктаах сон. Некоторые его черты были заимствованы у русских первопроходцев. У такого костюма обязательно есть складки по бокам и среднему шву спинки, рукав со сборкой в верхней части. Кстати, есть версия, что «бууктаах» – это измененное слово «буф» (рукав, объемный вверху и суживающийся книзу). Оноолоох и бууктаах и в наши дни остаются самыми распространенными видами пошива традиционного якутского костюма.
Салат «Индигирка» – одно из традиционных якутских блюд.
Якутская кухня – это вареные или мороженые мясо, дичь и рыба, а также молочные продукты, в том числе из сброженного молока. Растительная пища в меню была редкой, и то в виде дополнения к основному – мясному или рыбному – блюду.
Жизнь в суровом климате заставляет людей бережно относиться к еде, поэтому при приготовлении традиционных якутских блюд в ход идет не только мясо, но и субпродукты, и кровь. Рыбу при приготовлении почти не потрошат – убирают лишь желчный пузырь, счищают чешую, а все остальное варится или жарится целиком.
Как и все северяне, якуты делают строганину – тонко нарезанные, почти прозрачные ломтики сырого замороженного мяса или рыбы. Но на якутскую строганину могут идти и внутренности – например, мороженая печень.
Из печени – говяжьей или жеребячьей – готовят и блюдо под названием чохочу. Печень нарезают пластинами, солят, перчат, слегка обжаривают. Затем заворачивают в итир – пленочный внутренний жир и жарят уже до полной готовности.
Одно из коронных блюд якутской кухни – хаан, кровяная колбаса. Готовят ее из свежей говяжьей или жеребячьей крови, а колбасной оболочкой служат кишки. В якутской кухне есть блюда, приготовленные и из мозгов – вареных, жареных или сырых, и из говяжьих хвостов.
Народ саха хранит множество древних обрядов и обычаев; в Якутии не только люди старшего поколения, но и молодежь знают, как правильно отмечать народные праздники и в чем состоит глубинный смысл каждого из них.
Главный праздник якутского народа – Ысыах, праздник изобилия, единения человека и природы, наступления долгожданного лета. Празднование начинается в день летнего солнцестояния – 21 июня, продолжается около двух недель и охватывает все города и поселки республики.
Ысыах — это символ якутской культуры, отражение традиционной картины мира народа саха. Побывав на этом празднике, можно познакомиться с языком, мифологией, танцами и музыкой, национальной одеждой и кухней якутов, их ремеслами. И, конечно, с важнейшими якутскими обрядами.
Обязательные обряды Ысыаха – встреча Солнца, кормление огня, благословение гостей, очищение от злых духов. Ысыах всегда празднуют с обильными угощениями, главные из них – кумыс и блюда из жеребятины. Кумысом окропляют травы, деревья, огонь – этот ритуал символизирует рождение Вселенной.
Главным сакральным объектом праздника является Алтан Сэргэ – «золотая коновязь», воплощение Мирового древа и оси всей Вселенной. Считается, что Алтан Сэргэ укрепляет дух человека и защищает его от воздействия темных сил. Во время Ысыаха вокруг Алтан Сэргэ собравшиеся водят хоровод, двигаясь по ходу солнца.
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.