Беречь природу

Оленеводы кочуют круглый год, преодолевая сотни и даже тысячи километров, в том числе по красочному мху осенней тундры.

Каждый оленевод с рождения осознает себя частью природы, живет в тесной связи с ее ритмами и законами. Наблюдая за животными и растениями, люди Севера учатся определять, что несет грядущий день, какая будет погода. Жизнь среди суровой природы, бесстрастной и безразличной к человеческим слабостям, приучает к пониманию, что человек – не царь Вселенной, а лишь ее часть. Народы Севера верят, что все вокруг – огонь, вода, небо, камни, растения, животные – наделено душой, и приучаются почитать природу и договариваться с ней. У природы берут только самое необходимое для выживания и всегда благодарят ее.

«Забивая оленя, душу его отправь богам. Съев мясо, прибери кости. Никогда не оскверняй оленьи останки».

Юрий Вэлла (1948–2013), ненецкий и хантыйский поэт и писатель
«Тундра у нас тут. И люди другие, и правила. Это сейчас зимник есть, а потом оторвет наш мир от всего остального — и живи», – говорят ненцы.

Уважать друг друга

Природа Севера достаточно сурова, чтобы еще и ссориться между собой. Неписаные правила жизни в тайге и тундре складывались веками, их придерживаются и сейчас.

Законы тундры просты. Не лги. Не убивай. Не бери чужого. Нарты с вещами можно оставить прямо посреди тундры без присмотра, и никто не прикоснется к ним, кроме хозяина. Помогайте друг другу: если кто-то попал в беду, его обязательно выручат. Привечай гостя: кто бы ни пришел, для него у хозяев чума всегда найдется еда и место у очага.

Закон о взаимопомощи свят для жителей тундры еще и потому, что здесь знают: будущее ненадежно. Сегодня твой знакомый может по какой-то причине потерять половину стада, а завтра ты. И наоборот: кому и когда угодно может улыбнуться удача. Поэтому взаимный обмен – вещами, продуктами, поддержкой – обычное дело на Севере.

Жить налегке

У кочевников не бывает лишних вещей.

Последователи минимализма могли бы многому поучиться у кочевников. Вот кто с детства умеет довольствоваться самым необходимым. Каждая вещь для чего-то нужна, одежду и покрышки для яранги будут чинить и использовать до последнего, ни один кусок еды не пропадет зря. Мечта современного эколога, настоящее «безотходное производство».

«Здесь более свободная жизнь, не надо к восьми утра просыпаться на работу. Тундра, простор кругом, а в поселке дорогу не в том месте перейдешь – уже оштрафовать могут».

Данил Худи, Тазовская тундра

Делить обязанности

В тундре для каждого есть работа, и дети тоже помогают по мере сил.

На Севере каждый занят своим делом. Женщины хлопочут по дому: ставят чум, стирают, готовят, чинят одежду. Мужчины охотятся, пасут оленей, собирают топливо для очага. Несложную работу поручают и детям.

Нет смысла лениться и отлынивать – если какая-то работа останется невыполненной, завтра нечего будет есть. И брать на себя больше дел, чем нужно, тоже: отдых необходим, чтобы завтра хватило сил.

Это не значит, что иногда женщина не может сделать «мужскую» работу или наоборот: меняться и помогать друг другу – в порядке вещей. Но разделение обязанностей на пользу всем, и каждый делает то, с чем лучше всего справляется. Но из любого правила есть исключения.

«Когда дети приезжают на каникулы, они бегают на улице целый день даже в морозы. Залетают то в один домик, то в другой, в каждом их угощают чем-нибудь вкусненьким. В стойбище нет разделения, чей это ребенок, все дети одной большой семьи и желанны в любом доме».

Иван Няруй, Ямало-Ненецкий автономный округ

Думать о завтрашнем дне

Ненец мастерит нарты

Вот где точно знают, что готовить сани нужно летом. Забив оленя, часть туши обязательно заготавливают на будущее. Если осталось топливо для костра, его не сжигают, как «лишнее», а сберегают впрок.

«Живи моментом» и «после меня хоть потоп» – это не про тундру. Легкость на подъем сочетается с умением рассчитывать ресурсы и делать запасы: именно потому, что никто не знает, что будет завтра. Навык, полезный не только на Крайнем Севере.

Порядок в жилье – порядок в голове

Кочевники собираются быстро и всегда знают, где что лежит, потому что у каждой вещи в жилище и стойбище есть свое, четко определенное место. Очаг всегда в центре. Справа от входа жилая сторона, слева – помещение для хозяйственной утвари, все спальные места на равном расстоянии от источника тепла. За очагом – «чистое место» для хранения реликвий и священных вещей.

Так и в жизни: всему свое время и место. И вещам в доме, и повседневным занятиям. Важно успевать работать, но и уделять внимание духовным потребностям, и отдыхать.

Расставлять приоритеты

В тундре главный не человек, а олень.

Выбирая место для новой стоянки, выбирают не то, где удобнее человеку, а то, где будет сытнее оленям. И это не «жертвование своими интересами», а дальновидность и здравый смысл. Олень – это и еда, и тепло, и крыша над головой. Олень без человека выживет, а человек без оленя – нет. Поэтому заботясь об оленях, кочевник обеспечивает себе надежное будущее.

Беречь свой огонь

Беречь огонь – это значит в том числе и беречь семью.

Для народов Крайнего Севера огонь – олицетворение жизни. Стоит ему погаснуть, и жизнь замрет. С ним разговаривают, его почитают и «кормят». И, конечно же, живительное и согревающее пламя – это прежде всего тепло домашнего очага: семьи и рода. Этот огонь нельзя отдавать чужим, нельзя позволять посторонним разводить его – это может делать только хозяйка. Огонь нельзя осквернять и ругать.

Правила обращения с огнем у народов Севера можно перевести на «городской язык» и взять на вооружение. «Не подпускать чужих к своему огню» и не делиться им значит оберегать свою жизнь от вмешательства посторонних. Никто лучше вас не знает, что происходит в вашей семье. И только вы знаете, чем питать огонь в вашем очаге, чтобы он пылал весело и ярко.

Заботиться о себе

После целого дня на холоде нет ничего вкуснее горячего чая!

Одно из правил кочевников: еда и термос с горячим чаем всегда должны быть под рукой. Оленеводы садятся перекусить перед дальней дорогой и сразу после прибытия на место стоянки: и для дальнего пути, и для установки чума необходимы силы.

Эти же правила работают и для оседлой жизни. Сколько бы ни было забот и работы, важно поддерживать силы и успевать заботиться о себе.

Знать свои корни, но смотреть вперед

«Не принуждай своих детей и внуков заниматься оленями. Сделай так, чтобы они сами для себя выбрали судьбу оленевода. Тогда жить им будет легко.» – писал Юрий Вэлла.

Кочевники ведут тот же образ жизни, что их предки. Придерживаются тех же обычаев и ритуалов, выполняют те же обряды. Так же, как и тысячи лет назад, кроют чумы оленьими шкурами и передвигаются по тундре на нартах.

Однако теперь в чумах есть телевизоры и спутниковые тарелки. Если что-то случилось и нужна помощь, кочевник воспользуется мобильным телефоном. Дети, вместо того чтобы кочевать с родителями, ходят в школу.

Жизнь меняется, и многое в жизни оленеводов меняется вместе с ней. Но из нового они берут только полезное и необходимое: умеют смотреть вперед, сохраняя верность корням. В каждой традиции есть смысл – именно поэтому они продолжают гореть живым огнем.

«Я и сегодня придерживаюсь ритуалов, когда это необходимо, и буду делать это, пока жива. Потому что земля меня никогда не отпустит. Та, на которой из поколения в поколение жили мои сородичи. Моя душа там».

Юлия Обертынская, Олюторский район, с. Ачайваям

Полезные ссылки

Из заповедей оленевода Юрия Вэллы

Из «заповедей оленевода» Юрия Вэллы. Союз оленеводов

urh-nao.ru
Проект Arzamas

Проект Arzamas. Как правильно переезжать: 9 советов от кочевников Ямала

arzamas.academy
Один день из жизни чукотских оленеводов

Один день из жизни чукотских оленеводов. Версия Евгения Басова

livejournal.com