Легенды балета

Фото: goskatalog.ru, Музей современной истории России
Сцена из балета «Полевой цветок», 1961 г.

Евдокия Степанова, Афанасий Ефремов, Анатолий Ултургашев, Геннадий Баишев, Наталья Посельская, Борис Матвеев – имена этих якутских артистов известны балетоманам всего мира. Первое поколение артистов для якутской балетной сцены в 1930-х годах воспитывали наставники из Москвы и Ленинграда.

В 1947 году состоялась премьера хореографического спектакля «Полевой цветок» («Сир симэгэ») на музыку М. Жиркова и Г. Литинского в постановке приглашенного балетмейстера Сергея Владимирова-Климова. Это событие считается «днем рождения» национального балета.

Либретто «Полевого цветка» основано на якутских сказках, в музыке угадываются мотивы народных песен, а хореография перекликается с рисунком народных танцев. Так якутский балет с первой же постановки «заявил» о своей самобытности, собственном, неповторимом лице.

«В мою задачу входило как можно ярче отобразить всю прелесть народной сказки, воплотить ее в одну из самых сложных форм театрального искусства – хореографию. Приступая к постановке балета, я взял в основу его народные якутские танцы и игры, придав им законченную классическую форму».

Сергей Владимиров-Климов, постановщик балета «Полевой цветок»
Фото: goskatalog.ru, Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского
Евдокия Степанова в балете «Полевой цветок», 1960-е гг.

Первой настоящей примадонной, яркой звездой якутского балета стала Евдокия Степанова, народная артистка ЯАССР. Родилась она в Вилюйске в 1937 году, маленькой попала в детдом. На занятиях танцевальной студии ее заметила ведущая балерина якутского театра ленинградка Нелли Сильванович и увезла в Питер, в хореографическое училище. В 1960 году Евдокия Степанова вернулась в Якутск и за 20 лет служения театру станцевала множество партий – от героинь национальных балетов до Сильфиды и Джульетты. А после завершения сольной карьеры несколько лет руководила балетной труппой и преподавала в якутском хореографическом училище.

Фото: Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского
Звезда балета Наталья Посельская, 1970-е гг.

Легенда балета 1970–1980-х годов Наталья Посельская более 20 лет исполняла главные партии классического и национального репертуара, а в 1990-х добилась открытия в Якутске хореографического училища и стала его первым директором. Единственное на северо-востоке страны профессиональное хореографическое учебное заведение носит имена Натальи Посельской и ее матери Аксении Посельской, балерины, работавшей в Якутском музыкально-драматическом театре в 1940–1950-х годах.

Фото: ysia.ru
Сарыал Афанасьев, артист Государственного Театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) имени Д. К. Сивцева – Суоруна Омоллоона

С 1995 года училище подготовило более 200 артистов балета, и среди них тоже есть звезды. Екатерина Тайшина, заслуженная артистка России и Республики Саха, с 2000 по 2017 годы была примой-балериной Якутского оперного, поставила несколько спектаклей как балетмейстер, а ныне руководит балетной труппой театра.

Танцовщик Сарыал Афанасьев стремительно добился успеха в короткие сроки: успел завоевать призы многочисленных российских и международных конкурсов, поработать в московском Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, стать заслуженным артистом Республики Саха и станцевать около 30 партий в балетных спектаклях.

В репертуаре примы-балерины Юлии Мяриной – около 40 балетных партий и одна роль в кино. Она снялась в фильме «Замыкание» Татьяны Эверстовой и получила награду за лучшую женскую роль на кинофоруме «Алтын тәлинкә» («Золотая тарелка») в Казани.

Виртуальная выставка «Наталья Посельская. Педагог от бога»

youtube.com

Балетный класс в Театре опера и балета

youtube.com

Интервью Екатерины Тайшиной

youtube.com

На языке олонхо

Фото: sakhatheatre.ru
Артисты Саха театра, 1925 год, Якутск.

Театральное искусство в Якутии зародилось боле ста лет назад. История старейшего на Дальнем Востоке национального театра началась с любительских драмкружков, а в начале XXI века республиканские постановки появились в афишах не только российских, но и мировых сцен.

Сегодня в Саха академическом театре им. П. А. Ойунского спектакли идут на якутском языке, в основе многих – народные сказания и легенды. Но есть и оригинальные прочтения драматургической классики. Например, постановка «Мин доҕорум Гамлет» («Мой друг Гамлет») режиссера Сергея Потапова, номинированная на премию «Золотая маска – 2019» сразу в четырех категориях.

Фото: sakhatheatre.ru
Афиша спектакля Саха театра им. П. А. Ойунского.

«Спектакль сыгран в духе черной комедии и представляет собой мощный, яркий и громкий разнокалиберный замес из китайских боевиков, постмодернистского театра, фильмов Тарантино, аллюзий на арабские сказки, дополненный образами современной массовой культуры, якутскими мотивами, караоке, национальными костюмами, игрой в пинг-понг, – и похож больше на кино, воссозданное на театральной сцене».

Критик Алена Азаренко о спектакле «Мой друг Гамлет»
Фото: olonkhotheater.ru

В начале 2000-х один за другим стали появляться спектакли по сюжетам героического якутского эпоса «Олонхо». Режиссером нескольких был Андрей Борисов, народный артист России, в 1990–2014 годах – министр культуры Якутии. Он и стал инициатором создания в республике Театра Олонхо. В 2005 году эпос был признан объектом нематериального наследия ЮНЕСКО, а театр открылся в 2008-м.

Каждое из сказаний эпоса Олонхо включает от 6 до 40 тыс. строк. Якутские олонхосуты (сказители) могут исполнить несколько десятков таких песен. Понятно, что для этого нужна исключительная память. Но не только. Исполнение олонхо – актерское мастерство, текстовая импровизация, пение, особая пластика. Словом, олонхосут – настоящий человек-театр, причем многожанровый и, как принято сейчас говорить, синкретический. На этих же принципах строится и эстетика Театра Олонхо. Значение имеет всё: слово, жест, свет, взгляд, тембр голоса.

«Олонхо – это первый интернет, глобальная сеть непонятного устройства. Спрашиваю олонхосута: откуда ты это берешь? Он отвечает: из космоса. Как иначе возможно держать в голове 40–50 тысяч строк эпоса?»

Андрей Борисов, основатель Театра Олонхо
Фото: goskatalog.ru, Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина
«Медея» Хайнера Мюллера в Театре Олонхо. Медея – С. И. Борисова. 2013 год. Фотограф – В. Г. Сенцов.
Фото: olonkhotheater.ru

В репертуаре театра не только национальный фольклор. Артисты играют драматические, музыкальные, танцевальные, кукольные спектакли по пьесам русских и зарубежных драматургов разных эпох. Как оказалось, эстетика традиционного якутского театра применима к любому материалу. Может быть, именно поэтому Театру Олонхо рукоплескали зрители Японии, Греции, Китая, Франции, а его спектакли завоевали множество престижных профессиональных наград.

«Театральное искусство уже давно стало синтетическим. Когда я поставил «Короля Лира», многие наши бабушки сказали: Шекспир, оказывается, был якут! Савва Тарасов сделал прекрасный перевод пьесы, а якутские актеры словно бы переключили этот перевод в архаичный регистр национального эпоса «Олонхо».

Андрей Борисов, основатель Театра Олонхо

Сказание из эпоса «Олонхо» в исполнении Гавриила Колесова

olonkhotheater.ru

Видеоканал Саха театра им. П. А. Ойунского

youtube.com

Видео о ГАРДТ им. А. С. Пушкина

youtube.com

«Лучшее – в Арктике»