Из истории

Ученые считают ительменов наследниками тарьинской культуры неолита Камчатки. Ей свойственны те же особенности, что и культуре ительменов: рыболовство как основное занятие, жилища-землянки, каменные и костяные копья, топоры и наконечники стрел. Тарьинская культура развивалась с V тысячелетия до н.э. до середины XVII века, практически не смешиваясь с другими культурами Северо-Востока и сохраняя свои характерные черты.

На культуру и быт ительменов повлиял приход русских. Очень скоро камчадалы (как первое время называли ительменов) переняли срубные избы, огородничество, разведение скота, орудия труда, техники охоты и рыболовства. Но многое у ительменов заимствовали и русские. За счет сближения народов на Камчатке сложилась особая этническая среда, положившая начало формированию новой культуры.

«Камчадалы и русские, отчасти перемешавшись между собою... выработали совместно... хорошо приспособленную к местным условиям культуру, которая занимает нечто среднее между прежней камчадальской и русской крестьянской культурой».

Серафим Керопович Патканов (1860–1918 гг.), российский этнограф

В конце XIX в. на Камчатке было 33 селения со смешанным ительменско-русским населением.

Фото: Семья старосты селения Седанка, 1911 г., kunstkamera.ru

Полезные ссылки

Статья «Говорим по-ительменски»

arctic-children.com

Видеоэкскурсия по Камчатке

arctic-children.com

Детские игры и мультики на ительменском языке

arctic-children.com

Статья о Камчатке и ее коренных жителях

arctic-children.com

Костюмы народов Севера

arctic-children.com

Музыкальные инструменты народов Севера

arctic-children.com

Ловись, рыба

По роду хозяйственной деятельности ительмены в первую очередь рыболовы – именно это занятие, обеспечивавшее основу пропитания, определяло их образ жизни. Ловили в основном лососевых, используя запоры, остроги, сети и крючковые снасти. Ловля рыбы остается главным занятием ительменов и по сей день. Причем большинство из них предпочитает традиционные способы работе на промысловых судах.

«Фирменный» ительменский рецепт – квашеная рыба. В яму, выложенную травой, засыпают свежую рыбу, сверху накрывают слоем травы и засыпают землей.

Важную роль в ительменском хозяйстве играло собирательство. Занимались им женщины, которые собирали сотни видов съедобных растений, грибов, ягод, орехов и лекарственных трав. Знания и опыт ительменов в этой области переняли переселившиеся на Камчатку русские.

В местах сбора дикоросов ительмены устанавливали изображения духов-хозяев, которых задабривали приношениями.

Дом и быт

Селились ительмены близко к источнику пропитания – на берегах богатых рыбой рек. Зимой жильем служили каркасные полуземлянки, которые обкладывали травой и засыпали землей, оставляя в крыше дымовое отверстие. Летом жили в крытых травой шалашах, установленных на свайных помостах. Русские называли их балаганами. К концу XVIII века ительмены переселились в избы русского типа, а балаганы использовали как хозяйственные постройки.

«Некоторые их изобретения. . . продуманы столь разумно и согласно местным потребностям. . . и устроены настолько по всем правилам механики, что их лучше не могли бы придумать ни Архимед, ни Христиан Вольф. Таковы, например, нарты и езда на собаках».

Георг Вильгельм Стеллер (1709–1746 гг.), известный путешественник, исследователь Камчатки
Зимой ительмены ездили на собачьих упряжках особого типа.

Полезные ссылки

Лекция «Первые на Камчатке»

youtube.com

Инсталляция «Ительменский острожек

youtube.com

Мультфильм «Мы живем в России – Ительмены»

youtube.com

На крыльях ворона

Ительмены приняли православие в XVIII веке. Но обычаи, связанные с традиционными верованиями, сохранились. Многие из них соблюдают до сих пор. Ительмены считали, что у каждого животного и явления природы есть дух-хозяин и обращались к этим духам с дарами и просьбами.

По легендам, создатель земли и первопредок ительменов – ворон Кутх. Там, где он проехал на собачьей упряжке, появились горы и долины. Радуга – вышивка на его одежде, а раскаты грома – грохот его лодки о прибрежные камни.

Главный обрядовый праздник ительменов – Алхалалалай. Его отмечают осенью в завершение хозяйственного цикла. Обязательная часть праздника – обрядовые танцы и ритуалы, воспроизводящие элементы мифов о сотворении мира и связанные с благодарностью природе за ее дары.

Подробнее об обрядовом ительменском празднике Алхалалалай, что переводится на русский как «Благодарение» читайте здесь.

Праздники и торжества, помимо танцев, сопровождаются пением. Как писал Г.В. Стеллер, песни ительменов «мелодичны и… стройны по соблюдению правил музыки, ритму и каденциям». Ительмены поют в унисон и подпевают друг другу на два-три голоса. Эта особенность музыкального искусства отличает их от соседей, чукчей и коряков, у которых нет многоголосого пения.

Игровые и обрядовые танцы – непременная часть каждого ительменского праздника.

Полезные ссылки

Ительменский обрядовый праздник Алхалалалай. Запись онлайн-трансляции

youtube.com

Фонд культуры народов Сибири

dh-north.org

Сказки о вороне Кутхе и других персонажах ительменского фольклора

skazkoved.ru

Мастера

У декоративно-прикладного искусства ительменов тоже свой путь развития и только ему присущие черты. Одна из них – переплетение кожаных ремешков разных оттенков уникальным способом, которым владели только ительмены. Таким переплетением украшали одежду, нарты, ремни. Ительменки славились мастерством плетения корзин из соломы и высушенной травы. Тисненый геометрический орнамент на бересте – тоже особенность искусства ительменов.

Фото: kamchatka-museum.ru Ительменская плетеная корзина.

Полезные ссылки

Статья «Коренные жители Камчатки»

arctic-children.com

Видеопутешествие по берегам Камчатки

arctic-children.com

Камчатский краевой объединенный музей

kamchatka-museum.ru