Таежные и земляные, северные и южные

Фигурка селькупа из коллекции Музея истории города Мариинска. Автор – художник Юрий Михайлов.

Фото: ar.culture.ru

У селькупов сложились две изолированные группы – северная и южная. Южные селькупы живут вблизи рек Тым, Васюган, Парабель (Томская область) и называют себя «чумыль куп» – «земляные люди». А северные селькупы – те, кто в начале XVII века ушел к реке Таз на Ямале и Турухану – притоку Енисея.

Самоназвания народа – «солькуп», «шелькуп» («таежный человек»). Производный от них этноним «селькуп» употребляют с 1930-х годов. Современные представители народа живут в Томской и Тюменской областях, Ямало-Ненецком автономном округе и Красноярском крае.

Русские пришли на Обь, в места обитания селькупов, в конце XVI века. В то время там действовало военное объединение, которое русские назвали Пегая Орда. Так они расслышали его селькупское наименование – «пегораль» («лося сильные люди»).

Пегая Орда – это около 400 вооруженных воинов, которые сражались с соседними сибирскими народами, а затем и с русскими первопроходцами. Глава объединения селькупов князь Воня наотрез отказался признавать власть захватчиков. Но в начале XVII века Пегая Орда была разгромлена, а русские смогли обложить селькупов данью. Это и стало главной причиной ухода части народа на север.

Фото: красноселькупский-музей.рф Зал тазовских селькупов в Красноселькупском районном краеведческом музее.

Полезные ссылки

Статья «Говорим по-селькупски»

arctic-children.com

Докфильм «Селькупы. История малого народа»

youtube.com

Видеоэкскурсия «На поиски селькупов»

arctic-children.com

Тайны селькупского бубна

Фигурка селькупского шамана из коллекции Музея истории города Мариинска. Автор – художник Юрий Михайлов.

Фото: ar.culture.ru

Творцом жизни, по представлению селькупов, был Ном – олицетворение неба. Властитель зла Кызы обитал под землей (у южных селькупов это хозяйка загробного мира Ло). Весь окружающий мир был населен духами – хозяевами сил природы, промыслов, животных. Рядом обитали и души умерших – для селькупов смерть не была концом существования.

Фото: collection.ethnomuseum.ru Фигурка из коллекции Российского этнографического музея. Кандальдук – один из особо почитаемых селькупами духов. В его ведении находились истоки рек и «зародыши» человеческих душ.

Селькупский шаман был не просто посредником при общении с духами, но и мог активно воздействовать на них. Например, вступить в борьбу со злыми силами или «жениться» на дочери Хозяина леса Мачыль-лоза.

Один из главных обрядов у селькупских шаманов – «оживление» бубна: считалось, что бубен – это олень, на котором шаман путешествует по разным мирам. Селькупский бубен – овальный, с семью стержнями внутри. Конструкция отражала представления селькупов об устройстве мира: стержни – семь кругов Вселенной, обод – границы земли, разомкнутое снизу кольцо – вход в нижний мир.

Фото: красноселькупский-музей.рф Красноселькупский краеведческий музей. Зал «Религиозные представления народов Севера».

Полезные ссылки

Книга А. И. Бобровой «Селькупы XVIII–XIX веков»

vital.lib.tsu.ru

Докфильм «Чертово озеро»

youtube.com

Докфильм «Как живут и во что верят северные селькупы»

youtube.com

Жить тайгой и рекой

Для селькупов, в отличие от многих коренных народов Сибири, оленеводство не имело большого значения. Его знали только северные селькупы, но и у них олени в основном использовались как транспорт.

Другое дело охота! По данным ученых, из-за обилия пушного зверя в Западной Сибири селькупы к XVII веку забросили все другие ремесла, которыми владели прежде, – земледелие, кузнечество, литейное и гончарное дело, ткачество… Сибирские меха высоко ценились, и поток скупщиков пушнины в Приобье не иссякал.

Фото: ar.culture.ru Лодка-долбленка из коллекции Тобольского губернского музея. Это – главный транспорт у селькупов. Их делали из цельного ствола осины, сосны, кедра. Размеры долбленок были разными – они вмещали от 2 до 10 человек.

О масштабах охотничьего промысла говорит такой факт. У селькупов в XIX веке была специальная меновая единица – сарум, связка из десяти беличьих шкурок. Позже ее название официально стало использоваться как числительное: два сарума – двадцать, три сарума – тридцать и т. д.

Охотничий сезон у селькупов начинался в августе и продолжался до весны. А рыбу они ловили круглый год, даже на севере. Постепенно сформировался селькупский «рыболовный календарь»: с апреля начинался лов сетями, летом – неводами, с августа ловили на крючковую снасть и применяли поколку острогой, зимой в ходу был подледный лов сетями. И весь год на мелких речках использовались ловушки-запоры, перекрывающие русла целиком.

Фото: красноселькупский-музей.рф Красноселькупский районный краеведческий музей. В экспозиции представлены различные предметы быта селькупов, среди них различные ловушки для охоты, орудия для рыболовства, лыжи, лук со стрелами и т. д.

Традиционный селькупский костюм

Фигурка селькупки с ребенком из коллекции Музея истории города Мариинска. Автор – художник Юрий Михайлов.

Фото: ar.culture.ru

Зимой носили парки из шкур, обувь из оленьего меха, а летом – наряды из рыбьей кожи или тканей крапивного волокна. Сохранились упоминания об одежде, которую шили из небольших разноцветных кусочков. Возможно, поэтому селькупов и называли пегими людьми. С XIX века уже хорошо заметно влияние русского крестьянского костюма. Селькупы надевали тулупы, рубахи, кафтаны, картузы, платки и т. д.

Празднуем весну

Красноярский край, Таймыр. Селькупский танец.

Праздники селькупов тесно связаны с традиционными верованиями и промыслами. Один из главных – Праздник прилета уток. Эти птицы первыми появляются в северных широтах и считаются посланцами «жизненной» старухи Илынты Кота – матери всех селькупов.

Во время Праздника прилета уток проводится обряд оживления шаманского бубна – церемония может длиться до 10 дней. Главный смысл таинства – призвать благополучие, в том числе удачу в промыслах.

Полезные ссылки

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Томской области «Колта куп»

kmnstomsk.ru

Музей «Чумэл чвэч»

culture.ru

Традиционный селькупский праздник «Прилет уток»

youtube.com