Интервью с директором «Русской Арктики»
Директор самого северного и самого большого в России национального парка «Русская Арктика» Александр Кирилов рассказывает, как и зачем считать белых медведей и арктических туристов.
– Национальный парк «Русская Арктика» тесно сотрудничает с Институтом проблем экологии и эволюции РАН имени А. Н. Северцова РАН и Русским географическим обществом – на территории парка на постоянной основе работает экспедиция по изучению краснокнижных животных. Во время весеннего мониторинга специалисты исследовали родовые берлоги, которые только что покинули белые медведицы и их малыши, устанавливали закономерности перемещения животных и выбора мест для залегания в спячку, подсчитывали количество берлог. Мы обездвижили самца белого медведя, чтобы взять у него образцы крови, шерсти, экскрементов – это позволит оценить состояние его здоровья, характер и достаточность питания. Некоторых хищников помечает спутниковыми маячками – так можно следить за их маршрутами. Все эти наблюдения чрезвычайно важны: медведи – вершина пищевой цепочки в Арктике, вид-индикатор, по которому можно судить о состоянии экосистемы в целом.
Александр Георгиевич родился в 1982 году в Архангельске, окончил Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова (ныне САФУ), отделение географии и биологии.
С 2008 года работал в Госэкоинспекции (Архангельская область). В 2010-м был назначен руководителем дирекции особо охраняемых природных территорий по региону. В 2011 году – заместителем директора национального парка «Русская Арктика». Начиная с этого времени Александр Кирилов организовал и возглавил несколько комплексных научных экспедиций на архипелаги Новая Земля и Земля Франца-Иосифа. С 2017 года – директор национального парка «Русская Арктика».
– Численность нашей карско-баренцевоморской популяции белых медведей оценивается в 2–3 тысячи. А всего в России, принято считать, – от 5 до 12 тысяч.
– Белые медведи живут на очень обширных территориях, активно по ним перемещаются. Передовые технологии – это хорошо, но доставить их к местам обитания медведей не всегда возможно, а методика их использования пока не вполне отработана. Что касается спутниковых ошейников, то, во-первых, ими помечаются лишь единичные особи. А во-вторых, ошейники отстегиваются, когда ресурс батареи заканчивается. Как правило, это происходит через год – полтора. При этом ошейник можно подобрать в последней точке и использовать вновь. Сегодня самую достоверную картину о численности медведей дает авиаучет, причем проводимый одномоментно над всей территорией обитания животных. Если вести его в несколько приемов, есть вероятность посчитать одного и того же медведя несколько раз: сидеть на месте и дожидаться ученых он, разумеется, не будет.
– Белые медведи живут на морском льду, с его кромки охотятся. Их главная добыча – арктические тюлени: кольчатая нерпа и лахтак. Медведи подкарауливают их у края льдины, могут преследовать и в воде. В последние годы из-за глобального потепления площадь льда в Арктике стремительно сокращается, медведи не всегда успевают перебраться на сохранившиеся льдины, остаются на суше, а там традиционной кормовой базы для них нет. Меняется характер питания хищников: они едят то, что выбросит море – например, ламинарию. Если повезет – разоряют птичьи гнезда. Но для них это нетипичный, не предусмотренный природой рацион.
В России обитают три популяции белого медведя, и все они занесены в Красную книгу: карско-баренцевоморская отнесена к четвертой категории редкости (неопределенные по статусу), лаптевская – к третьей (редкие), чукотско-аляскинская – к пятой (восстанавливаемые и восстанавливающиеся).
– Нет. Более того, не нужно пытаться это делать. В истории Земли было много потеплений и похолоданий, и животные смогли приспособиться к новым условиям. Природа мудра и сама себя отстроит как надо; мы не можем вмешиваться в ее «внутренние дела» – только наблюдать.
В 2024 году в России стартовал просветительский проект «Медвежий патруль». Его задача – научить жителей населенных пунктов, находящихся в зоне обитания белого медведя, а также туристов, вахтовиков взаимодействовать с животными. Пилотными регионами проекта стали Архангельская область, ЯНАО, Красноярский край, Якутия, Чукотка.
– Не только. Медведям вредит неправильное поведение жителей северных поселков, вахтовиков, арктических туристов. Свалки рядом с населенными пунктами – точка притяжения животных: там легко найти еду. Однако чаще всего отходы выбрасывают в пакетах, которые в итоге оказываются в кишечнике у белого медведя.
Или вспомним недавнюю историю медведицы с севера Красноярского края, у которой в пасти намертво застряла банка из-под сгущенки. Истощенный зверь сам пришел к людям за помощью, и в тот раз медведицу удалось спасти. Но вообще если с животным подобное происходит, шансов выжить у него практически нет.
Бывает и так, что люди специально подкармливают медведей. Этого категорически нельзя делать! Сегодня вы снимаете умилительный ролик про то, как кормите любопытного, не подозревающего об опасности мишку с рук – а завтра этот же медведь, воспринимающий ситуацию как должное, начинает требовать все больше и больше. А когда не получает, проявляет агрессию, нападает на человека, и в итоге гибнет сам.
«Русская Арктика» ведет мониторинг животных по разным направлениям:
– Главные задачи заповедной системы России – не только исследовать и сохранять природу, но и рассказывать о ней людям. Одно из важнейших направлений нашей работы – просветительство, борьба с лженаучными представлениями о природе. А если мы встанем в караул и не будем никого пускать в нацпарк – люди вряд ли узнают что-то новое и полезное. Поэтому в «Русскую Арктику» приезжать можно и нужно: и в качестве путешественника (туристический сезон у нас длится с июня по сентябрь), и в качестве ассистента в научно-исследовательской экспедиции. В последнем случае мы решаем еще и задачу формирования кадрового резерва: в наших программах участвует много молодых людей, и, возможно, кто-то из них поймет, что исследование арктической природы – дело его жизни.
– Да, при поддержке «Росатома» уже несколько лет действует всероссийский просветительский проект «Ледокол знаний». Каждое лето от 60 до 70 подростков – победители олимпиад, интеллектуальных конкурсов – отправляются в арктическую экспедицию, в которой получают новые знания и навыки.
– В среднем около 300 человек: добраться до парка трудно. Сейчас к нам попадают в основном на больших круизных или компактных парусно-моторных судах. Так, летом 2024 года состоятся круизы на Северный полюс на атомном ледоколе «50 лет Победы», экспедиция на Землю Франца-Иосифа на паруснике Eldorado. Маршруты этих 2-3-недельных туров включают посещение нацпарка «Русская Арктика», знакомят с его природными и историческими достопримечательностями.
Мы надеемся, что проект нацпарка по строительству вертолетных площадок на Новой Земле позволит увеличить количество туристов и интенсифицировать исследования, проводимые в арктической зоне.
– Прежде всего – выполнять все рекомендации инструкторов природоохраны, сотрудников нацпарка, соблюдать правила посещения «Русской Арктики». Познакомиться с ними можно на сайте нацпарка.
– О том, что в Арктике обитают пингвины. Это заблуждение есть и у детей, и у взрослых. И ничего с этим поделать нельзя.
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.