История, традиции и жилища саамов
Саамы – финно-угорский народ, коренные жители Северной Европы. В России, согласно переписи 2010 года, живут 1770 саамов. Большинство – в Мурманской области, в старинном национальном селе Ловозеро.
Акварель С. Ф. Бартольда. Ловозеро, 1933 год. Саамское село Ловозеро впервые упомянуто в 1574 году. Но поблизости от него найдены поселения эпохи неолита.
По мнению ученых, саамы – прямые потомки древнейшего населения Европы. Как самостоятельная народность они сформировались более 5 тыс. лет назад. Свидетельством тому служат археологические находки, например Оленеостровский могильник на озере Онега. Его возраст – около 7,5 тыс. лет. Антропологические исследования памятника показали, что захоронение создано предками современных саамов.
Самоназвания народа – саампе, сабме. По одной из версий, оно восходит к древнебалтийскому слову zeme («земля»). В России до 1930 года саамов называли «лопари» (от финского lape – «сторона», «место»).
Впервые саамов упомянул в I веке нашей эры греческий историк Тацит и назвал их «финны». Как название исключительно финского народа это слово стало использоваться много веков спустя. Германский корень finn означает «находить», «искать»: вплоть до XVIII века в разных источниках о саамах говорится как о народе исключительно кочевом, охотничьем, не знающем земледелия.
Саамы – ловкие охотники на лесного зверя, добытчики семги и трески. Около 400 лет назад они освоили домашнее оленеводство и стали вести полукочевой, а часто и оседлый образ жизни.
До середины XX века саамы жили то в летних, то в зимних поселениях-погостах. Зимние обустраивали в местах, богатых ягелем – оленьим кормом, а летом перебирались к местам рыбного промысла.
«Лопарь живет по рыбе и по оленю», – записал слова саамов во время путешествия по Северу Михаил Пришвин. Благодаря оленям появился и саамский календарь: в нем не четыре, а восемь времен года – например, весна-лето, лето, лето-осень. Каждое связано с переходом оленей на новое пастбище.
Зимой саамы жили в вежах – бревенчатых постройках-полуземлянках с дымовым отверстием наверху. Вежу покрывали оленьими шкурами, а поверх клали кору, хворост, дерн. В центре жилища был каменный очаг, по обе стороны от него – жилые половины. Часть вежи за очагом считалась священной. Основной вход в жилище был обращен к югу. Но был и еще один, ритуальный, – поасс. Через него охотники уходили на промысел. Женщинам через эту дверь проходить запрещалось.
Во время перекочевок саамы использовали переносное жилище – куваксу. Это конус из нескольких шестов, покрытый оленьими шкурами, берестой или парусиной. В центре куваксы разводили костер. В остальном ее планировка была такая же, как в веже.
По версии некоторых исследователей, у кольских саамов был матриархат: женщины «заправляли» делами не только семьи, но и территориальной общины.
Жилища саамов были рассчитаны на одну-две семьи. Молодые люди, женившись, сразу же отделялись от родителей и жили своим домом. Женихов и невест искали в чужих погостах, чтобы избежать родственных браков.
Женились саамы не так уж и рано – после 20–25 лет, причем невеста нередко была старше жениха. И хотя формально главой семьи считался мужчина, положение женщины в семье было в целом свободным и независимым.
В саамских семьях не было и строгого разделения труда на мужской и женский. Супруги вместе ловили рыбу, управлялись с оленями, вытачивали кухонную утварь. Исключением была лишь работа, требующая большой физической силы – ее брали на себя мужчины. А женщины ухаживали за маленькими детьми.
Гравюра норвежского саамского художника Йона Савио «Одинокий олень».
Саамы считали себя потомками оленя по имени Мяндаш. Он, как гласит миф, был сыном то ли шаманки, то ли важенки, способной превращаться в женщину. Мяндаш и сам мог существовать в двух обличьях – оленьем и человеческом. За Мяндашем охотится злое божество Айеке-Тиермес. Когда он настигнет и убьет оленя, все живое на земле погибнет.
Саамы почитали духов разных стихий, покровителей промыслов. Развит был у них и культ предков, а также священных сейдов – крупных камней, напоминающих людей или животных.
Попытки обратить саамов в христианство начались в XV веке, но оказались не слишком успешными: народ долго сохранял собственные представления о мироустройстве.
Бубен саамского нойды.
Нойды считались не только шаманами, но и могущественными колдунами, которым под силу управлять судьбами, силами природы, предсказывать будущее, исцелять или наводить порчу. Сам же нойда был неуязвим благодаря общению с духами. Слава о лапландских колдунах распространилась по всей Европе в Х–XI веках.
Связь между мирами людей и духов устанавливали нойды – шаманы. Часто нойдами были женщины – саамы считали, что женская душа сильнее мужской.
По легенде, последний нойда оставил этот мир 300 лет назад. Но некоторые представители коренного народа утверждают, что в случае необходимости найдут шамана в глухой чаще.
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.