Из истории саамов

Репродукция: ethnomuseum.ru

Акварель С. Ф. Бартольда. Ловозеро, 1933 год. Саамское село Ловозеро впервые упомянуто в 1574 году. Но поблизости от него найдены поселения эпохи неолита.

По мнению ученых, саамы – прямые потомки древнейшего населения Европы. Как самостоятельная народность они сформировались более 5 тыс. лет назад. Свидетельством тому служат археологические находки, например Оленеостровский могильник на озере Онега. Его возраст – около 7,5 тыс. лет. Антропологические исследования памятника показали, что захоронение создано предками современных саамов.

Самоназвания народа – саампе, сабме. По одной из версий, оно восходит к древнебалтийскому слову zeme («земля»). В России до 1930 года саамов называли «лопари» (от финского lape – «сторона», «место»).

Впервые саамов упомянул в I веке нашей эры греческий историк Тацит и назвал их «финны». Как название исключительно финского народа это слово стало использоваться много веков спустя. Германский корень finn означает «находить», «искать»: вплоть до XVIII века в разных источниках о саамах говорится как о народе исключительно кочевом, охотничьем, не знающем земледелия.

Республика Карелия. К побережьям Северного Ледовитого океана саамы вышли в I веке до н. э. До этого жили на территории современной Карелии: названия более 800 географических объектов республики – саамские.

Полезные ссылки

Статья «Говорим по-саамски»

arctic-children.com

Ассоциация кольских саамов

vk.com

Фильм «Саами. Тайны Сейдозера»

vk.com

Вежа и кувакса: как различать жилища саамов

Саамы – ловкие охотники на лесного зверя, добытчики семги и трески. Около 400 лет назад они освоили домашнее оленеводство и стали вести полукочевой, а часто и оседлый образ жизни.

До середины XX века саамы жили то в летних, то в зимних поселениях-погостах. Зимние обустраивали в местах, богатых ягелем – оленьим кормом, а летом перебирались к местам рыбного промысла.

«Лопарь живет по рыбе и по оленю», – записал слова саамов во время путешествия по Северу Михаил Пришвин. Благодаря оленям появился и саамский календарь: в нем не четыре, а восемь времен года – например, весна-лето, лето, лето-осень. Каждое связано с переходом оленей на новое пастбище.

Реконструкция весенне-осеннего жилища саамов XIX века. Национальный парк «Абиско», Швеция.

Зимой саамы жили в вежах – бревенчатых постройках-полуземлянках с дымовым отверстием наверху. Вежу покрывали оленьими шкурами, а поверх клали кору, хворост, дерн. В центре жилища был каменный очаг, по обе стороны от него – жилые половины. Часть вежи за очагом считалась священной. Основной вход в жилище был обращен к югу. Но был и еще один, ритуальный, – поасс. Через него охотники уходили на промысел. Женщинам через эту дверь проходить запрещалось.

Во время перекочевок саамы использовали переносное жилище – куваксу. Это конус из нескольких шестов, покрытый оленьими шкурами, берестой или парусиной. В центре куваксы разводили костер. В остальном ее планировка была такая же, как в веже.

Саамская кувакса (переносное жилище) в музее под открытым небом «Самь Сыйт».

Полезные ссылки

Статья о саамской кухне

arctic-children.com

Видео о саамском костюме от информагентства «СеверПост»

youtube.com

Экспозиция Российского этнографического музея «Саамы Кольского полуострова»

izi.travel

Кто в куваксе живет?

По версии некоторых исследователей, у кольских саамов был матриархат: женщины «заправляли» делами не только семьи, но и территориальной общины.

Жилища саамов были рассчитаны на одну-две семьи. Молодые люди, женившись, сразу же отделялись от родителей и жили своим домом. Женихов и невест искали в чужих погостах, чтобы избежать родственных браков.

Женились саамы не так уж и рано – после 20–25 лет, причем невеста нередко была старше жениха. И хотя формально главой семьи считался мужчина, положение женщины в семье было в целом свободным и независимым.

В саамских семьях не было и строгого разделения труда на мужской и женский. Супруги вместе ловили рыбу, управлялись с оленями, вытачивали кухонную утварь. Исключением была лишь работа, требующая большой физической силы – ее брали на себя мужчины. А женщины ухаживали за маленькими детьми.

Жених готовил к саамской свадьбе выкуп – оленей. Невеста приводила свое стадо. На рождение ребенка у саамов также принято было дарить оленя.

Полезные ссылки

Докфильм «Кольские саамы»

culture.ru

Репортаж «Ямал Медиа» о саамах

youtube.com

Ковдорский краеведческий музей представляет саамскую колыбель конца XIX века

youtube.com

Потомки Великого Оленя

Гравюра норвежского саамского художника Йона Савио «Одинокий олень».

Фото: wikimedia.org

Саамы считали себя потомками оленя по имени Мяндаш. Он, как гласит миф, был сыном то ли шаманки, то ли важенки, способной превращаться в женщину. Мяндаш и сам мог существовать в двух обличьях – оленьем и человеческом. За Мяндашем охотится злое божество Айеке-Тиермес. Когда он настигнет и убьет оленя, все живое на земле погибнет.

Саамы почитали духов разных стихий, покровителей промыслов. Развит был у них и культ предков, а также священных сейдов – крупных камней, напоминающих людей или животных.

Попытки обратить саамов в христианство начались в XV веке, но оказались не слишком успешными: народ долго сохранял собственные представления о мироустройстве.

Сейд вблизи Ловозера.
Саамский идол в музее под открытым небом «Самь Сыйт».

Саамский шаман

Бубен саамского нойды.

Нойды считались не только шаманами, но и могущественными колдунами, которым под силу управлять судьбами, силами природы, предсказывать будущее, исцелять или наводить порчу. Сам же нойда был неуязвим благодаря общению с духами. Слава о лапландских колдунах распространилась по всей Европе в Х–XI веках.

Связь между мирами людей и духов устанавливали нойды – шаманы. Часто нойдами были женщины – саамы считали, что женская душа сильнее мужской.

По легенде, последний нойда оставил этот мир 300 лет назад. Но некоторые представители коренного народа утверждают, что в случае необходимости найдут шамана в глухой чаще.

Репродукция: ethnomuseum.ru Акварель С. Ф. Бартольда. Ловозеро, 1933 год. В нескольких средневековых летописях саамов называют «скритофини» – тут и «финны», и древнескандинавское skrida – «ходить на лыжах».

Полезные ссылки

Мультфильм «Прародитель Мяндаш»

vk.com

Докфильм «Саамы. Дети Белого Оленя»

youtube.com

Передача «Россия, любовь моя!» о саамах

youtube.com