Быт и традиции эвенов
Вечные кочевники – так иногда говорят об эвенах. У них есть несколько самоназваний: эвен – местный, орочел – оленный человек, ламут-наматкан – приморский житель. Затем всех эвенов стали называть ламутами, а текущий вариант закрепился в 1930-е годы.
Численность эвенов в России – 22,4 тыс. человек, по-эвенски говорят около 7 тысяч человек*. Живут эвены в Магаданской области, Якутии, на Чукотке, Камчатке, в Хабаровском и Красноярском краях и др. регионах.
Вечные кочевники – так иногда говорят об эвенах. Свой путь из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири они начали в I в., а в регионах, в которых проживают теперь, эвены обосновались в XVIII-XIX вв.
До сих пор нет единой версии о происхождении эвенов. Возможно, их предками был народ увань, первые сообщения о котором датируются V–VII вв. Судя по летописям, увань передвигались верхом на оленях и запрягали их в повозки. А местность, где они жили, по описаниям напоминает тайгу и южные сухие степи Забайкалья. Уйти на север народ увань заставили столкновения с соседними племенами.
До X–XII века эвены и эвенки были единым народом. Затем его часть была вытеснена якутами на северо-восток. «Отколовшиеся» племена шли к северу, взаимодействовали с юкагирами, чукчами, коряками, ительменами. Так формировался самостоятельный этнос – эвены.
Внутри самих эвенов тоже не было единства. Это подметили русские первопроходцы, пришедшие на их земли в XVII веке. В заметках того времени сохранились разные самоназвания народа: ороч – оленные, мэнэ – пешие (или оседлые), ламу (или ламуты) – морские, дондыткиль – горные (материковые). Всего у эвенов в то время существовало более 50 групп, разделенных по месту проживания и типу хозяйствования.
Эвены верхом на оленях. Начало XX в. Автор снимка – И. В. Вайнштейн.
Главные промыслы эвенов – охота, рыболовство и оленеводство. На их основе постепенно сформировалось три хозяйственных типа: таежное оленеводство, смешанное таежно-приморское хозяйство, безоленные рыболовы-охотники.
У эвенов кочевали не только оленеводы, но и охотники и рыбаки – в поисках богатых угодий и нерестовых рек. Обычно – верхом на оленях. Маршруты были обширными: иногда за сезон кочевники проходили до 1200 километров.
Охотничий промысел был на первом месте для всех без исключения эвенов. Техника их охоты поначалу удивляла русских: соболя они «промышляют с собачонки и стреляют из луков на собачьей ноге, а кулёмами (то есть ловушками) промышлять не умеют».
Промысел «на собачьей ноге» – значит, с преследованием собакой: она загоняла зверька на дерево, а охотник стрелял из лука. А насчет ловушек здесь наблюдатели оказались не правы: у эвенов были ловушки беркан и черкан, которыми они добывали не только пушных, но и мясных зверей.
Фото: Краеведческий музей нанайского района Хабаровского края, goskatalog.ru
Любая семья эвенов могла обеспечить себя всем необходимым. Мужчины изготавливали лодки, лыжи, нарты, упряжь, каркасы для жилищ, предметы из дерева, кости, рога, кожи. Женщины обрабатывали бересту, шкуры животных, шили одежду и обувь, спальные принадлежности, вьючные сумы, занимались собирательством.
Ножны к охотничьему эвенскому ножу.
Ученые считают, что кузнечное дело было знакомо эвенам еще полторы тысячи лет назад. Но выплавкой металлов они не занимались – получали их уже готовыми от соседних народов, прежде всего от якутов. Эвенские мужчины считались мастерами по переделке и починке разных металлических предметов. В XVII веке, еще не умея обращаться с огнестрельным оружием, эвены находили ему новое применение: захваченные у казаков пищали превращали в ножи, наконечники для стрел и гарпунов.
И даже в советское время новые заводские металлические инструменты эвены сразу же переделывали, чтобы приспособить к кочевому быту. Из обрезков жести делали лейки, ложки, с помощью железных ободков восстанавливали разбитые чашки.
Эвены верили в существование трех миров: в среднем жили они сами, в нижнем обитали умершие, а в верхнем – главные божества. По своему устройству эти три мира не слишком отличались, разве что в верхнем дома были из золота и серебра, а в нижнем из железа. А в остальном всё то же: в нижнем мире люди пасли оленей и охотились, восстанавливались там и земные брачные и родственные связи.
Но нижний мир был как бы перевернут по отношению к среднему. Когда у живых людей лето, у умерших – зима, когда в среднем мире день – в нижнем ночь. С этим связаны некоторые приметы у эвенов. Нельзя надевать шапку задом наперед и опускать платок на глаза – иначе попадешь в нижний мир раньше времени. Нельзя пользоваться сломанными вещами и битой посудой – ведь они принадлежат умершим.
Современное прочтение традиционного эвенского костюма.
Эвены носили распашной кафтан из ровдуги. В первую очередь выбор такого фасона связан с традицией езды верхом на олене. Подол украшали меховой оторочкой, а поверх наносили узоры из бисера. Чтобы зафиксировать распашную одежду, использовали нагрудник и передник, их тоже богато украшали и бисером, и бахромой, металлическими подвесками. На голове носили меховой капор, а в холодные дни поверх надевали еще и шапку.
* По данным переписи 2010 года.
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.