Редкие люди

Фото: КУЛЬТУРА.РФ

Согласно переписи 2010 года, в России проживает 227 энцев.

Название народа произошло от слова «эннэчэ» – «человек», «мужчина». Ввел его в 1930-е годы лингвист и этнограф Георгий Прокофьев, а официальным оно стало в 1980-е. Но сам народ себя так не называет. Тундровые энцы зовут себя «сомату» – по имени одного из родов. Лесные – «пэ-бай» («лесные баи»).

Сомату и пэ-бай говорят на разных диалектах энецкого, у них отличаются одежда, жилище, бытовые привычки: тундровые энцы в этом смысле близки нганасанам, а лесные – ненцам. Объясняется это просто: сомату и пэ-бай живут за сотни километров друг от друга, а нганасаны и ненцы – их ближайшие соседи.

Почти все современные российские энцы живут на Таймыре. Тундровые – вблизи устья Енисея, в поселках Воронцово и Караул, лесные – в поселке Потапово южнее Дудинки.

Фото: bigenc.ru Кремль и посад Мангазеи. План-реконструкция М. И. Белова, Н. Г. Ракова, 1980. Мангазея, первый русский острог в Заполярье, был построен в XVII веке на землях древнего и самого многочисленного энецкого рода Мугади. Ранее, в летописях XV века, энцы, жившие в тех местах, упоминались как «молгонзеи» – есть версия, что отсюда и произошло название города. Как бы там ни было, строительство острога заставило энцев продолжить движение на Север.

Ученые считают, что далекие предки энцев начали движение на Крайний Север с юга Сибири 1000–1500 лет назад – кочевали, следуя за оленьими стадами. Продвигаясь в сторону Заполярья, они вытесняли одни местные народы, ассимилировали другие и сами перенимали чужие обычаи. Постепенно сложились территории их постоянных кочевий: для тундровых энцев – пространство между Енисеем и Пурой, у лесных – в тайге к югу от Дудинки.

До середины ХХ века кочевые маршруты сомату и пэ-бай периодически пересекались. Поэтому энецкий язык, несмотря на все диалектные различия в лексике и произношении, понятен и тундровым, и лесным энцам. А грамматика его и вовсе едина. С началом индустриального освоения Севера тундровые и лесные энцы окончательно «разошлись» по своим территориям. Так что язык сейчас главное объединяющее начало для «северян» и «южан».

Полезные ссылки

Букварь энецкого языка (лесной диалект) авторства Дарьи Спиридоновны Болиной. Вышел в 2019 году.

Видеокурс по энецкому языку с Зоей Болиной

arctic-children.com

Статья «Говорим по-энецки»

arctic-children.com

Видеознакомство с носителем энецкого языка

arctic-children.com

Люди охоты

Энцы кое-что «позаимствовали» у соседей по таймырской тундре: приспособили под свои нужды нганасанский чум, долганский балок, ненецкие нарты; много общего и у нганасанской и энецкой одежды.

Традиционные занятия энцы сохраняют уже много столетий. Оленеводство важно для энцев, но все-таки прежде всего они промысловые люди: занимаются рыбалкой, охотой на пушного зверя, северную птицу, а олени для них главным образом транспорт.

Это сказывается и на особенностях энецких поселений. Если стойбища у ненцев-оленеводов состоят из 5–6 чумов, то энцы располагаются уединенно, редко по 2–3 чума. Больше и не надо, ведь промысловые точки у них находятся в разных местах.

В энецких названиях месяцев отражены традиционные промыслы. Например, март – сойдадюнг уладири – месяц хорошей охоты на дикого оленя. Апрель – надииро – первые телята родились. Июнь – наардири – лов рыбы. Август – дедюдири – лебедя месяц. Октябрь – могодиирио – месяц, когда олень роняет рога. Ноябрь – кэдэркорадири – гон дикого оленя.

Охотились энцы и на диких северных оленей. Выходили на охоту группами, вооруженные луками, и загоняли оленей в ловушки с сетями. Еще одной «ловушкой» были специально обученные домашние олени-манщики. Им обвивали ремнями рога и подпускали к диким собратьям. Начиналась драка, дикие олени запутывались рогами в ремнях.

Фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ Обложка книги З. Болиной. Репродукция картины «Стойбище» энецкого художника Ивана Силкина.
Фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ Пояс таймырского охотника. Экспонат Таймырского краеведческого музея.

Пасть – приспособление для добычи песцов. Фотография из коллекции Таймырского краеведческого музея.

Фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ

Полезные ссылки

Статья «Таймырское меню»

arctic-children.com

Таймырский краеведческий музей

taimyr-museum.ru

Книга «След нарты»

tdnt.org

«Ваша одежда на нас»

Фото: taimyr-museum.ru

«Ваша одежда на нас» – такая «формула» часто используется в энецких сказаниях и указывает на схожесть одежды энцев и нганасан.

Сходство одежды нганасан и энцев велико, но отличия все-таки есть. Например, высокие сапоги – бакари – у обоих народов шились из нескольких пластин белого камуса, подошва была сделана из «щеток» – оленьей кожи рядом с копытом. Но у энцев обувь не имела подъема, это были просто высокие цилиндры с ремешками из ровдуги под коленями и на самом верху, чтобы привязывать бакари к поясу.

Зимой энцы одевались в двойную глухую парку: нижнюю, «дёду», носили мехом внутрь, верхнюю, с капюшоном («пазо пагга») – мехом наружу. А в качестве летней одежды использовали ношенную зимнюю со снятой шерстью.

Энецкий зимний костюм начала XX века из коллекции Российского этнографического музея. Энцы, в отличие от других северных народов, никогда не носили наружные пояса. Одежду отделывали собачьим мехом, иногда раскрашивали кожу, из которой она сделана.

Фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ

В поездки по тундре вместо верхней парки надевали сокуй – длинный меховой тулуп с капюшоном. К капюшону энцы крепили рог из оленьего хвоста или шкуры, набитой шерстью и жилами, – он символизировал мужскую силу и служил оберегом от крепких морозов. По такому «рогу» – назывался он «нока» – их издалека отличали от соседей по тундре. Со временем рог с энецкого сокуя исчез. Этот вид одежды стал почти неотличим от нганасанского.

Один из элементов женского энецкого костюма – комбинезон из ровдуги или оленьей шкуры, надетый прямо на тело. Обувь была короче, чем у мужчин, и заправлялась под комбинезон, который также напоминает нганасанский.

Фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ Энецкие бакари с чижами из коллекции Таймырского краеведческого музея.
Фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ Шапка женская энецкая празднично-погребальная из коллекции Таймырского краеведческого музея. Энецкие женщины также носили двойную парку без наружного пояса, но, в отличие от мужчин, распашную.
Фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ Женский нательный комбинезон из коллекции Таймырского краеведческого музея. Его шили из оленьего волоса, меха и ровдуги, к готовой одежде прикрепляли игольницу, сумочку для огнива и прочих полезных вещей.

Полезные ссылки

Докфильм «Энцы. Эхо бога Нга»

youtube.com

Программа «Энцы. Носители редчайшего языка»

youtube.com

Выставка «Таймыр. Гений места»

youtube.com

Энецкий фольклор

Репродукция: ГОСКАТАЛОГ.РФ

Картина Н. Лаптукова «Энецкие плывущие олени и нганасанин» (1972 г.) из коллекции Красноярского краевого краеведческого музея.

Два главных эпических жанра энецкого фольклора – сказания сюдобичу и дёречу.

Сюдобичу – сказания о мифических героях, богатырях, сражающихся за красавиц, их любимых оленях, наделенных необыкновенными качествами. Богатыри живут в драгоценных чумах, облачаются в медные и железные одежды, могут летать, а если погибают в бою, то легко воскресают.

Дёречу – повествования о реальных исторических событиях и персонажах. Например, о столкновении энцев с другими народами – эвенками, ненцами, о вмешательстве мангазейских служилых людей в эти конфликты. Исторические документы подтверждают, что подобное действительно происходило. Дёречу рассказывают и о мирном соседстве энцев с эвенками – в таких сказаниях подробно сравниваются особенности быта каждого из народов.

Энцы во все времена отдавали себе отчет, что сюдобичу всего лишь красивый вымысел. Но дёречу считали чистой правдой. Хотя и они наполнены множеством фантастических элементов, а порой в них «проникают» и всемогущие богатыри из сюдобичу.

Энецкие легенды

Фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ

Энецкая маска духа болезни. Цветная иллюстрация из набора «Маски народов Сибири» Магаданского областного краеведческого музея.

Мифы и легенды энцев рассказывают и о происхождении Земли, жизни, народов, богов и духов, которые расселены повсюду. Так, поэтический «Звездный миф» (по-энецки – «Фонсэй-дёре») повествует о рождении божества Дюба-нга – покровителя энцев и охотничьего промысла. О том же говорит и миф «Сиосику», однако в каждом из мифов происхождение Дюба-нга объясняется по-разному.

Главных песенных жанров, как и эпических, у энцев тоже два. Барэ – творческий полет поющего, музыкальная импровизация. Кунуярэ – музыкальная поэтическая композиция со строгой системой символов и иносказательных образов.

Начало у обоих мифов о происхождении покровителя энцев похоже: старушка случайно находит брошенного младенца (Дюба-нга – «бог-сирота»). Но в «Звездном мифе» он оказывается сыном «Верхнего бога» Нга-ныо и «Дочери Земли» Дя-каты, а в мифе «Сиосику» – сыном большой рыбы. Это различие ученые объясняют культурным взаимодействием северных и южных энцев с разными народами.

Фото: taimyr-museum.ru Энецкий орнамент.
Фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ Деталь энецкого костюма. Мешочек из кожи, коллекция Российского этнографического музея.

Зоя Николаевна Болина – ведущий специалист по энецкой культуре, методист Таймырского Дома народного творчества, автор нескольких книг, в том числе букваря на энецком языке.

Фото: www.tdnt.org

Полезные ссылки

Энецкая песня в исполнении Зои Болиной

vk.com

Энецкие сказки

wisdomlib.ru

Видеогалерея работ энецкого художника Ивана Силкина

tdnt.org