Хозяйство и быт коренных народов Севера
В ожидании зимы кочевники-оленеводы собирают стадо и выдвигаются на юг, а морские охотники – проверяют мясные заготовки. Охота, рыбалка, сбор дикоросов, уборка в жилище и стирка на речке… Для коренных народов Севера это повседневность, а не список активностей экстремального тура.
На то, чтобы собрать чум, уходит около получаса. Занимаются этим обычно женщины.
Для человека, впервые попавшего в тундру, это дикий, неприветливый край – тысячи километров бескрайних просторов, однообразных ландшафтов, холода и пронизывающего ветра. Но для кочевых оленеводов Севера – саамов, ненцев, энцев, нганасанов, долганов, северных хантов, селькупов, эвенов и эвенков, тундровых чукчей, коряков – это родной дом, в котором они ориентируются не хуже, чем горожанин в собственной квартире.
Кочуют оленеводы круглый год, снимаясь с места каждые два-три дня или раз в несколько недель – зависит от сезона и от того, насколько быстро у оленей закончится пища: ягель, грибы, ягоды, кустарники.
Народы Севера называют традиционное жилище по-разному. У саамов это кувакса, у ненцев – мя”, у эвенов и эвенков – дю.
За тысячелетия использования чума и его конструкция, и технология сборки отработаны до мелочей. На то, чтобы поставить чум, обычно уходит не больше сорока минут. Это считается женской работой, однако среди современных оленеводов традиции соблюдаются уже не так строго.
Долганы и энцы используют нартенный чум (балок) – прямоугольный возок на полозьях, обтянутый оленьими шкурами. Саамы в древности жили в вежах – бревенчатых постройках с дымовым отверстием вверху. Позже вежу сменил пырт, или тупа – сруб с крышей, покрытой землей и дерном.
Кочевые коряки и чукчи живут в ярангах. Это шатер в виде усеченного конуса, по принципу похожий на чум: деревянный каркас, обтянутый оленьими шкурами. В центре, как в и чуме, обустраивают очаг. У задней стенки располагается спальня, а между входом и очагом оставляют прохладное место для хозяйственных нужд.
Представление о кочевниках как о людях, совершенно чуждых благам цивилизации, не совсем верно.
Огонь – сердце дома: первым делом устраивают очаг или устанавливают печку-буржуйку. Это центр будущего жилья. Затем настилают полы и размещают мебель. После этого настает черед опорных шестов, к которым присоединяются остальные. Их количество зависит от размера чума. Деревянный остов укрывают оленьими шкурами – нюками. Чтобы снизу не поддувало, подол чума укрывают снегом (зимой) или дерном (летом).
Современные оленеводы пользуются сотовыми телефонами и интернетом (хотя не везде в тундре есть связь), а для подзарядки гаджетов и других нужд держат электрогенераторы. Не редкость в чуме и телевизор со спутниковой тарелкой.
Каждой вещи в чуме – свое место, а с его использованием связано много обычаев и правил. Все спальные места располагаются на равном расстоянии от источника тепла. Правая от входа сторона – жилая, левая – для гостей и хозяйственной утвари. В каждом чуме есть священный шест, за очагом – «чистое место», куда запрещено ступать женщинам и детям.
Вопрос: а где у кочевников туалет? Ответ простой: вся тундра. Достаточно отойти подальше от жилья. Традиционная одежда устроена так, что защищает и от посторонних взглядов, и от холодного ветра.
Душа в мобильном жилище, конечно же, нет. Вместо него – ручной умывальник. Воду для стирки и гигиенических процедур греют на печке, летом одежду стирают в речках, озерах, ручьях.
«Олени для ненца – это и транспорт, и питание, и одежда, и покрытие для чума. То есть олень – наш дом, получается. Из рогов поделки мастерим, украшения, ножи из кости оленя делаем, но сейчас только сувенирные. Пользуемся уже современными, железными».
Быт хантов. Музейная экспозиция.
Ханты, манси, ительмены, селькупы живут немного южнее кочевников тундры, поэтому у этих охотников-оленеводов важное место занимают охота и рыболовство. Для перекочевок в ходу чумы (зимой крытые оленьими шкурами, летом – ровдугой или древесной корой), в роли постоянного жилища выступают землянки разных конструкций.
По широкой реке плывет человек на лодке. Приближается к землянке, вырытой в высоком обрывистом берегу – и заплывает внутрь. Чтобы дом не заливало, пол от входа постепенно становится выше. Сбоку от входа, у передней стены – очаг. Поблизости – еще несколько таких же жилищ, в которые попадают на лодке прямо с воды. Именно так в древности зимой жили селькупы – народ, самоназвание которого так и переводится: «таежный человек». Их древнее жилье называется «карамо».
Позже селькупы стали строить каркасные полуземлянки с остовом из жердей и столбов, низкие срубные жилища с маленькими окнами и низкими дверями. Отапливается такое помещение чувалом – открытым очагом с широкой трубой. «Остекляли» окна брюшиной оленя или другого животного либо льдинами.
В отличие от кочевых оленеводов, странствующих по тундре круглый год, охотники и рыболовы тайги – ханты, манси, ительмены, селькупы – ведут оседлый и полуоседлый образ жизни.
Ительмены спускались в землянку (юрту) сверху по бревну с перекладинами, а сбоку устраивали дымоход. Полуземлянки юкагиров назывались чандал. Каркасом им служили четыре дерева с корнями, а на поперечины клали плоскую крышу, крытую дерном. Землянки оседлых эвенов с плоской крышей и входом через дымовое отверстие назывались утан. Ханты Средней Оби и Васюгана строили каркасные землянки без опорных столбов, а окно прорубали в скате крыши.
Нганасаны, эвенки, долганы зимой жили в голомо – стационарных постройках из плах, крытых корой и обложенных землей или дерном. Обогревается голомо чувалом – камином из жердей, обмазанных глиной.
Охоту различают мясную и пушную. На первую в прежние времена ходили за пропитанием, а пушнину добывали для торговли и обмена.
Образ жизни обитателей тайги связан со сменой охотничьих и рыболовных сезонов. Охотятся на снежных баранов, диких северных оленей, медведей, лосей, птицу, кабанов. Важный источник пропитания (а для некоторых народов – например, ительменов, хантов – основной) – рыболовство. Рыбу сушат, вялят, варят, квасят в ямах, делают юколу и строганину.
Коренные жители тайги – ханты, манси, ительмены, селькупы и другие народы – не только охотятся и рыбачат, но также собирают коренья и травы, ягоды, грибы, птичьи яйца, кедровые орехи, дикий лук.
Охота считается мужским занятием, однако у селькупов, эвенков, хантов и некоторых других народов в ней также участвовали женщины и дети. Строительство жилья – тоже мужское дело. Уйдя в тайгу на промысел, мужчина может отсутствовать дома месяцами. Сбор растений, дров, коры для хозяйственных нужд, воспитание детей, ведение дома остается на женщинах. Они же занимаются выделкой шкур, пошивом одежды, заготовкой рыбы, мяса и ягод.
По типу хозяйствования среди народов тайги особо выделяют эвенков. Это прирожденные кочевники и охотники, их визитная карточка – верховые олени: чукчи называют эвенков «всадниками на оленях». Эвенки – подвижный, неусидчивый народ. У них даже рыбалка напоминает охоту: вместо терпеливого дежурства возле удочки – рыбалка с острогой или охотничьим луком.
«В палатке дел невпроворот: мужа обстирать без электричества и стиральной машины, дров наколоть, ужин приготовить без плиты, баню натопить, пока муж со стадом управляется, оленей подоить и многое другое. Настоящая чумработница. В былые времена она бы еще сама чум собирала на время переезда и заново возводила жилище на месте стоянки».
В древние времена туша одного кита могла обеспечить едой и топливом целое поселение на всю зиму.
Несколько человек в небольшой легкой лодке против мощного и драчливого морского чудовища. Окрашенные горячей алой кровью ледяные волны, «дворец из костей» в качестве жилья и сырая шкура кита на обед. Жестокий древний эпос? Нет, будни современных морзверобоев: коряков, эскимосов, чукчей. Морской зверобойный промысел у этих народов развивался тысячелетиями, и несмотря на все достижения цивилизации, даже сейчас гарпун, изобретенный многие сотни лет назад, считается для охоты на китов более эффективным, чем современное ружье.
Морской зверобойный промысел делится на сезоны. С декабря по апрель охотятся на тюленей, весной и осенью – на моржей и китов. Лучшими сезонами считаются весна и осень, время миграции морских животных. Летом охотятся на птицу, рыбачат, собирают ягоды.
Современные жители Чукотки выходят в море на моторных лодках вместо традиционных байдар, жить комфортнее в обычном доме с центральным отоплением, нежели в «костяном дворце» из китового черепа, а традиционные камлейки из горловой ткани сивучей сменила более удобная и технологичная современная одежда. Но сам уклад жизни остается тот же, а традиционные байдары из тюленьих и моржовых шкур с каркасом из дерева или костей используют во время традиционных праздников или соревнований.
Традиционное жилище оседлых береговых чукчей и эскимосов – крытая дерном полуземлянка с каркасом из челюстей и ребер кита. У чукчей также бытовал вариант яранги, тоже с каркасом из китовых костей, но крытой моржовыми шкурами. Дымохода в таком жилье не было; для вентиляции оставляли отверстия, которые затыкали пробками из меха. Для освещения и отопления такого жилья использовали моржовый жир.
Тысячелетиями море было для народов Севера источником жизни – давало пищу, материалы для строительства жилья, изготовления домашней утвари и охотничьих приспособлений.
На охоте чукчи и эскимосы добывают тюленей, моржей, нерп, лахтаков, китов, и в дело идет все до последней косточки. Мясо едят сразу или заготавливают впрок: зимой охоты почти нет, и нужно чем-то питаться. Крупные кости шли на строительство и обустройство жилищ (например, лопатками кита эскимосы мостили пол), из клыков и костей делали наконечники стрел, инструменты, столовые приборы, украшения. Из кишок моржей шили одежду, их шкурами обтягивали каркасы байдар и яранг, из китовых сухожилий плели сети для рыбной ловли. Часть добычи делили между собой, а остальное меняли у кочевников на оленину, дикоросы, одежду.
Коммерческий промысел запрещен, морской охотой для собственных нужд занимаются только представители коренных малочисленных народов Севера.
Мясо и жир морских животных – основа рациона береговых народов. В суровых условиях Севера такое питание необходимо, чтобы получать достаточно энергии и для защиты от охлаждения. Самым сытным считается мясо моржа. Его варят и квасят традиционным способом (копальхен). В сыром и вареном виде едят мясо и кожу кита и белухи. Мясо нерпы засушивают. Рацион дополняют грибы, ягоды, коренья, травы, морская капуста.
«Я думаю, бог или еще кто-то там наверху гренландского кита сделал специально для нас. В древности без него не выжить. Он и дом, и еда, и корм для собак, и тепло для людей. И потом, на китов глядеть очень интересно, но главное – полезно и необходимо, чтобы полноценным человеком и охотником стать. Киты дают нам спокойствие и красоту жизни».
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.